Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процедуры установления терапевтических ограничений






Процесс установления ограничений — это тщательно продуманная процедура, предназначенная для того, что­бы передать ребенку понимание, принятие и ответствен­ность. Цель терапевта состоит не в том, чтобы прекра­тить поведение ребенка, но скорее в том, чтобы облег­чить ему выражение руководящих им чувств, потреб­ностей или желаний в более приемлемой форме. Игро­вой терапевт является скорее человеком, облегчающим самовыражение, чем запрещающим поведение. Следовательно, его цель состоит в том, чтобы облегчить ребенку выражение его чувств и эмоций через социально прием­лемые поступки и действия. Однако, как очень скоро выясняется, некоторые действия в игровой комнате должны быть запрещены. Подход к установлению огра­ничений в значительной мере обуславливается его уста­новкой и той целью, которой он хотел бы достичь. Если терапевт хочет остановить поведение, которое ему не нравится, подход, к установлению границ будет заклю­чаться в запрещении типа: «Не смей этого делать!» Ре­бенок в этом случае почувствует, что он противен тера­певту или что терапевт его не понимает. Если терапевт недостаточно компетентен и неуверен, это прозвучит в замечании типа: «Мне кажется, не нужно этого делать». Здесь ребенок может почувствовать себя незащищенным или продолжать вести себя по-прежнему, поскольку не видит никаких причин этого не делать.

Многие практи­кующие игровые терапевты с готовностью признают, что ребенок упорно ведет себя именно так, как ему запре­щается себя вести, потому что он чувствует неуверен­ность и робость терапевта. Сталкиваясь с авторитарной установкой и требованиями типа: «Я тебе уже говорил, что этого нельзя делать», — дети, очевидно, ощущают потребность защититься и делают это, упорствуя в сво­ем поведении. При таких обстоятельствах изменения по­ведения были бы равносильны потере собственной идентичности. В результате установление терапевтических ограничений оборачивается борьбой за власть.

Цель терапевта заключается не в попытке остано­вить поведение ребенка, а в том, чтобы реагировать на него таким образом, чтобы ответственность за изменение поведения принадлежала ребенку. Если терапевт гово­рит ребенку, что тому следует делать, то он сам стано­вится ответственным за поведение ребенка. Когда тера­певт верит в способность ребенка реагировать ответст­венно и говорит ему: «В зеркало ничего нельзя швы­рять. Швырять можно в дверь», — то ребенок свободен далее решать, что делать, и тем самым он становится ответственным за свое поведение.

Игровому терапевту следует тщательно разобраться в своих намерениях и установках, когда он оказывается перед необходимостью установить ограничения, и вни­мательно продумать, как лучше всего сообщить о каж­дом конкретном ограничении. Очевидно, что каждое из приведенных ниже замечаний, адресованных ребенку, который собирается рисовать на стене, содержит раз­личное послание.

«Пожалуй, это не слишком хорошая идея — рисовать на стене».

«У нас здесь не разрешается рисовать на стене».

«Тебе не следует рисовать на стене».

«Тебе нельзя рисовать на стене».

«Я не могу разрешить тебе рисовать на стене».

«Может быть, ты мог бы рисовать еще где-то, а не на стене».

«У нас такое правило, что рисовать на стене нельзя». «Стена не для того, чтоб на ней рисовать».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.