Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Консультация психиатра






В таких случаях, как возможность самоубийства, мо­жет потребоваться консультация психиатра. Если необ­ходимо стационарное наблюдение, то, возможно, следу­ет напомнить терапевту, что многие психиатрические лечебницы не приспособлены для оказания надлежащей помощи маленьким детям. Терапевту, наверное, захо­чется побывать в клинике и задать важные вопросы ра­ботающим там людям. Какая у них подготовка, и какой опыт работы с детьми? Какие дипломы и лицензии име­ют работники клиники? Какие процедуры проводятся с детьми до десяти лет? Внимательны ли сотрудники кли­ники к детям, понимают ли их? Тепло ли они относятся к детям? Есть ли в клинике комната для игровой тера­пии? Если да, то попросите разрешение взглянуть на нее. Трудно предположить, что клиника имеет квалифицированных специалистов во всех областях, только на том основании, что такая программа является частью пси­хиатрической помощи. Вот некоторые сведения, которые помогут терапевту при направлении своих клиентов на консультацию. Существует общая тенденция относить­ся к слову «психиатрический» с почтением и полагать, что любой работающий в психиатрии специалист подго­товлен на самом высоком уровне. Как сказал один из родителей: «Ну, я думаю там каждый почти как психи­атр»; Некоторые наивные терапевты тоже могут придерживаться такой точки зрения. Быть знающим и хоро­шо информированным специалистом — профессиональ­ный и этический долг игрового терапевта.

Как объяснить родителям сущность игровой терапии

Одна из важнейших задач терапевта состоит в том, чтобы помочь родителям понять, что такое игровая те­рапия, так как в большинстве случаев для того чтобы' привести ребенка на прием, бывает необходима помощь родителей. Когда родители слышат термин «игровая те­рапия», у них немедленно возникают представления об удовольствии и играх, и они удивляются тому, что им нужно специально приводить ребенка играть, когда он прекрасно может играть дома. Если родители не пони­мают, в чем состоит воздействие игровой терапии, нель­зя ожидать, что они поверят в этот процесс или станут доверять терапевту; а без такого доверия их негативное отношение может повлиять на чувства, которые возни­кают у ребенка в процессе терапии. «Мы платим кучу денег только за то, чтобы ты пошел и поиграл. А ты по-прежнему писаешь в постель!» — такого рода коммен­тарии наверняка вызовут у ребенка чувство вины и раз­рушат терапевтические отношения. Можно дать родите­лям примерно следующее объяснение (которое, разуме­ется, в каждом конкретном случае может быть модифи­цировано таким образом, чтобы как можно лучше пере­дать неповторимость как самого терапевта, так и тера­певтического подхода).

«Я знаю, вас беспокоит Лиза. Похоже, что ей сейчас трудно приходится (дома, в школе, в связи с разводом, с другими детьми и т. д.). В процессе развития у детей часто возникают трудности в приспособлении к окружающей обстановке. Некоторым детям в каких-то об­ластях нужна большая помощь, в каких-то — меньшая.

Детям трудно сидеть на большом стуле — на таком, как вы сейчас сидите, — и разговаривать о том, что их бес­покоит. Они просто не знают слов, с помощью которых они могли бы описать свои мысли и чувства; поэтому иногда они проигрывают свои переживания или показы­вают их нам в действии.

В игровой терапии мы даем детям игрушки, и через несколько минут я покажу вам игровую комнату. Дети могут использовать эти игрушки для того чтобы с их помощью сказать о том, что им трудно сформулировать в словах. Когда дети могут сказать или проиграть то, что они чувствуют, кому-то, кто их понимает, они испы­тывают облегчение, потому что их чувство высказано. Возможно, случалось вам испытывать то же самое, ког­да вас что-то беспокоило или волновало, и вы расска­зывали об этом кому-то, кто действительно понимал вас и кому-то, кто действительно понимал вас и кому это не было безразлично; и тогда вам действительно стано­вилось лучше и вы легче справлялись с проблемой.

Вот и игровая терапия имеет примерно такое же значение для ребенка. Он может воспользоваться кук­лами, марионетками, красками или другими игрушка­ми для того, чтобы высказать то, о чем он думает или что чувствует. Поэтому то, как ребенок играет или что он делает в игровой комнате, чрезвычайно важно, так же важно, как то, что вы говорите, когда сидите здесь. В игровой терапии дети учатся конструктивно выражать свои мысли и чувства, управлять своим поведением, при­нимать решения и брать на себя ответственность.

Если бы после сеансов игровой терапии вы спросили Лизу, что она делала, она, возможно, сказала бы вам, что она просто играла, точно так же, как если бы кто-то спросил вас, что вы здесь сегодня делали, вы бы ответи­ли, что вы просто разговаривали. Но то, о чем мы раз­говаривали, чрезвычайно важно. Точно так же в момент игры дети не осознают, что происходит нечто важное. Иногда детям легче исследовать свои чувства, особенно страх или гнев, в присутствии человека объективного и принимающего их, чем в присутствии учителей или ро­дителей. Поэтому лучше всего вам воздержаться и не расспрашивать Лизу о том, что она здесь делала, что здесь происходило, и хорошо ли она провела время. Время в игровой комнате — это особое время ребенка. У него не должно быть чувства, что ему нужно пepeд кем-то отчитываться, даже перед родителями. Сеанс игровой терапии с детьми конфиденциальны, точно так же, как терапевтические сеансы со взрослыми. Я хочу уважать Лизу точно так же, как я уважаю вас — взрослого человека. Поэтому я буду счастлив поделиться с вами своими общими впечатлениями и высказать некоторые соображения, но я не имею права рассказывать вам подробности того, что Лиза делала или говорила вигровой комнате. Если бы вы пришли ко мне на консультацию и поделились чем-то, что вас беспокоит, никогда не скажу об этом вашему супругу или вашему? начальнику. То время, которое мы проводим вместе, конфиденциально. Когда мы с Лизой вернемся из игровой комнаты, вам лучше не спрашивать: «Как дела?» или «Ты хорошо провела время?» Скажите просто: «Привет! Теперь мы можем идти домой».

Иногда Лиза может принести домой свой рисунок. Если вы его похвалите, она может решить, что ей сле­дует все время что-нибудь для вас рисовать. Лучше все­го вам было бы как-то прокомментировать то, что вы видите на рисунке. «Ты использовала разные цвета. Тут есть и зеленый, и синий, а внизу — много коричневого». Поскольку красками можно перепачкаться, а по полу в игровой комнате может рассыпаться песок, было бы хо­рошо, чтобы Лиза надевала что-нибудь старенькое, что не жалко испачкать. Пожалуйста, не ругайте ее и не удивляйтесь, если окажется, что она перепачкалась в красках. Их можно отстирать. Некоторые дети и в самом деле получают удовольствие от того, что можно выво­зиться в красках.

Вы наверняка думали о том, как сказать Лизе, что ей придется приходить сюда. Можно сказать, что она раз в неделю будет приходить сюда, чтобы побыть с мистером Лэндретом в специальной игровой комнате, где много игрушек, с которыми она сможет играть. Ес­ли Лиза захочет узнать, зачем она идет в игровую ком­нату, вы можете сказать ей какие-то общие слова, вро­де: «Похоже, что дома тебе не всегда хорошо (или дру­гое общее замечание, связанное с идентифицированной проблемой), и иногда этому можно помочь, если иметь специальное время, которое ты сможешь проводить по своему усмотрению и вместе с одним человеком».

Предварительная беседа с родителями включает ви­зит в игровую комнату или демонстрацию игрушек; это поможет родителям лучше понять то, что вы пытались объяснить им относительно игровой терапии. Не форси­руйте эту часть процесса. Обязательно побуждайте ро­дителей задавать вам вопросы. Это хорошее время для того, чтобы подробно объяснить цели игры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.