Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В компании принято решение о пересмотре портфеля ценных бумаг. Вам поручено доложить свои предложения совету директоров. (15 баллов).






Формирование портфеля ценных бумаг — это процесс создания определенной структуры портфеля, т. е. составление комбинации различных видов ценных бумаг с определенной целью.

Основными принципами формирования портфеля ценных бумаг являются:

1. доходность; 2. рост капитала; 3. безопасность; 4. ликвидность.

Процесс формирования портфеля ценных бумаг состоит из следующих этапов:

1. Определение целей создания портфеля и приоритетов инвестора.

Первый этап включает в себя:

  • выбор типа портфеля и определение его характера;
  • оценку уровня портфельного инвестиционного риска;
  • оценку минимальной прибыли;
  • оценку допустимых для инвестора отклонений от ожидаемой прибыли и т. д.

2. Создание портфеля, выбор тактики управления портфелем. Второй этап включает в себя:

  • моделирование структуры портфеля;
  • оптимизацию структуры портфеля.

3. Постоянное изучение и анализ факторов, которые могут вызвать изменения в структуре портфеля (мониторинг).

4. Оценка портфеля, т. е. определение дохода и риска портфеля и сравнение этих показателей с аналогичными показателями по всему рынку ценных бумаг.

Все этапы процесса формирования портфеля тесно связаны между собой.

Как уже отмечалось, целями формирования портфелей ценных бумаг могут быть: 1) получение дохода (например регулярное получение дивидендов или процентов); 2) сохранение капитала; 3) обеспечение прироста капитала на основе повышения курса ценных бумаг. Инвестор может выбрать какую-то одну цель или несколько целей одновременно. В связи с этим он формирует одноцелевой портфель ценных бумаг или сбалансированный по целям.

Пассивная тактика управления портфелем ценных бумаг, ее содержание. (15 баллов).

Под пассивным управлением понимают приобретение и владение ценными бумагами в течение весьма продолжительного времени с небольшими и редкими изменениями портфеля. Пассивные менеджеры предполагают, что все финансовые рынки относительно эффективны для достижения успеха в выборе ценных бумаг или времени их приобретения. Они принимают решения исходя из общепринятой на рынке оценки риска и доходности.

Их тактика состоит в создании хорошо диверсифицированного портфеля с заранее определенным уровнем риска и продолжительном удерживании его в неизменном состоянии (за исключением реинвестирования доходов и некоторой корректировки портфеля для достижения точного соответствия выбранному показателю). Сформированные ими портфели представляют собой зеркальное отражение рыночного портфеля, состоящего из всех ценных бумаг, присутствующих на рынке, в том же их соотношении относительно совокупной стоимости фондовых инструментов на рынке.

При пассивном управлении портфелем менеджер выбирает в качестве цели некий индекс и формирует портфель, изменение доходности которого соответствует динамике данного индекса. Отсюда пассивное управление получило название индексирование, а сами пассивные портфели — индексных фондов.

Стратегия, которой следуют пассивные менеджеры, предполагает отсутствие стремления достигнуть эффективности, превышающей эффективность первоначально составленного портфеля. Графически пример пассивного управления портфелем менеджером представлен на рисунке ниже.

Менеджер формирует портфель, в котором сочетание безрисковых ценных бумаг и индексного фонда схоже с рыночным портфелем (общее мнение). Точка А показывает доходность с нулевым риском, которую обеспечивают безрисковые ценные бумаги. Точка В — риск и ожидаемую доходность среднерыночного портфеля, которые соответствуют общему мнению на рынке. Линия, идущая через точки А и В, представляет собой сочетание двух типов инвестиций. Кривые безразличия (1, 2, 3) показывают отношение инвестора, для которого менеджер формирует портфель, к риску и доходности. Точка Б, в которой кривая безразличия является касательной к линии АВ, представляет собой оптимальное сочетание доходности и риска.

Обычно при пассивном управлении менеджер вносит изменения в портфель, если меняются предпочтения инвестора, значение безрисковой ставки, либо общие прогнозы риска и доходности рыночного портфеля. Поэтому задача менеджера по управлению портфелем заключается в наблюдении за значениями безрисковой ставки и состоянием индексного фонда, а также постоянном контакте с инвестором. Практика показывает, что только 4% западных менеджеров используют в своей деятельности пассивную тактику.

37. Этапы формирования портфеля реальных инвестиционных проектов: их последовательность и содержание (15 баллов).

Формирование портфеля реальных инвестиционных проектов может быть представлено как типичная модель принятия инвестиционного решения. Процесс принятия таких решений неразрывно связан с внутренней средой предприятия, в которой он возникает и протекает. Поэтому все инвестиционные проекты, потенциально рассматриваемые для включения в портфель, не должны противоречить стратегическим планам предприятия, ибо они определяют общее направление его деятельности. В этом взаимосвязь стратегического планирования и инвестиционной деятельности.

Формирование портфеля реальных инвестиционных проектов включает следующие этапы:

1) поиск потенциальных проектов;

2) формулировка, первичная оценка и отбор проектов для включения в портфель;

3) финансовый анализ и окончательный выбор проектов в портфель.

Поиск потенциальных проектов имеет огромное значение для конечного успеха капитальных вложений. На практике предприятие часто сталкивается с ситуацией, когда инвестиционные проекты уже имеются и просто ждут своего осуществления. Активный поиск вариантов реальных инвестиционных проектов позволяет предприятию создать солидный банк данных из проектов, готовых к проработке, оценке и анализу. Вместе с тем благополучие предприятия зависит не только от его способности находить выгодные инвестиционные проекты, но и от умения создавать их. Поиск потенциальных инвестиционных проектов внутри предприятия, стимулирование идей и инноваций, а также выделение средств на дальнейшее исследование и разработку идей и проектов, которые выглядят наиболее перспективными, значительно увеличивают шансы предприятия сформировать эффективный портфель.

Формулировка, первичная оценка и отбор проектов для включения в портфель. На этом этапе готовится необходимая информация для получения четкой формулировки проекта (например, технические данные, сведения о расценках поставщиков, маркетинговые исследования). В ходе подготовки такой информации рассматриваются и оцениваются бизнес-планы инвестиционных проектов, которые проходят первичный отбор и отсев с целью определения необходимости дальнейших исследований проектов. Первичный отбор в основном базируется на качественной оценке основных вопросов, касающихся жизнеспособности проекта. Проекты, которые нерентабельны, физически неосуществимы или не согласуются со стратегическими целями предприятия, должны быть отвергнуты прежде, чем будут потрачены дополнительные средства на их дальнейшую формулировку и финансовую оценку.

Финансовый анализ и окончательный выбор проектов в портфель проводятся последовательно:

- на первой стадии дается классификация проектов;

- на второй — проводится их финансовый анализ,

- на третьей — сопоставляются результаты финансового анализа с критериями отбора проектов в портфель;

- на четвертой стадии отобранные проекты рассматриваются с точки зрения бюджета предприятия.

38. Бизнес-план инвестиционного проекта: понятие, назначение и принципы разработки. (15 баллов).

Бизнес-план инвестиционного проекта — форма представления инвестиционного проекта, составляемая, как правило, на стадиях предварительного технико-экономического обоснования и содержащая основные сведения об условиях инвестирования, целях и масштабе проекта, объеме и номенклатуре намечаемой к производству продукции, потребных ресурсах, а также конкретную программу действий по осуществлению проекта, возможные экономические и финансовые результаты. Бизнес-план представляет собой документ, в котором обосновывается концепция реального инвестиционного проекта, предназначенного для реализации, и приводятся основные его характеристики.

Основное назначение и задача бизнес-плана состоит в том, чтобы дать целостную системную оценку условиям, перспективам, экономическим и социальным результатам реализации инвестиционного проекта.

Бизнес-план необходим:

n инвестору — для определения экономической целесообразности вложения инвестиций;

n органу управления реализацией инвестиционного проекта — для выработки программы действий и руководства в процессе реализации;

n кредиторам — для принятия решений по кредитованию проекта исходя из эффективности проекта и возможности возврата кредита;

n органам государственного управления — для регулирования и контроля экономических отношений по линии бюджетного финансирования проекта, льготного кредитования.

Основное требование, предъявляемое к бизнес-плану инвестиционного проекта, — обеспечение полноты содержащейся в нем информации. При этом все материалы, расчетные показатели и прочие данные должны быть достоверными.

Структура бизнес-плана инвестиционного проекта жестко не регламентирована, однако подчинена четкой логике и носит унифицированный характер в большинстве стран с рыночной экономикой.

Типовой бизнес-план состоит из следующих разделов:

1) общие сведения, включая меморандум о конфиденциальности;

2) краткая характеристика проекта (резюме);

3) характеристика предприятия и отрасли;

4) сущность инвестиционного проекта;

5) оценка рынков сбыта и конкурентов;

6) план маркетинга;

7) инвестиционный план;

8) производственный план;

9) организационный план;

10) финансовый план и показатели эффективности проекта;

11) анализ рисков (анализ чувствительности);

12) приложения.

39.​ Характеристика основных разделов бизнес-плана инвестиционного проекта. (15 баллов).

Начинается бизнес-план с титульного листа, на котором указываются: наименование и адрес

предприятия — инициатора проекта, название проекта, время разработки бизнес-плана.

1.Раздел «Общие сведения» содержит данные

-об основных реквизитах предприятия — инициатора инвестиционного проекта (включая адреса, телефоны, факсы, фамилию, имя и отчество руководителя предприятия и исполнителя проекта),

-его месторасположении, отраслевой принадлежности, сфере и организационно-правовой форме деятельности.

-общие и конкретные цели инвестиционного проекта,

-технико-экономический уровень намечаемых к производству продукции или услуг,

-их конкурентоспособность и возможность сбыта и продажи,

-общие параметры инвестиционных затрат и их окупаемости,

-другие основные данные, отражающие суть проекта и его результатов.

2.Раздел «Резюме» является кратким отображением сути и возможных экономических, социальных и экологических результатов осуществления инвестиционного проекта с указанием его преимуществ, основанных на данных маркетинговых исследований. Оно в определенной степени должно отвечать требованиям рекламы инвестиционного проекта в целях привлечения инвесторов и т.п.

3.Раздел «Характеристика предприятия и отрасли» содержит характеристику текущего состояния дел в отрасли, сведения о тенденциях и прогнозах ее развития, определяет место и положение предприятия — инициатора инвестиционного проекта среди других предприятий отрасли. Конечная цель раздела состоит в раскрытии потребности в продукции (работах, услугах) на общем фоне развития отрасли и ее способности наполнить рынок.

4. «Сущность инвестиционного проекта» — один из ключевых разделов, отражающий основные идеи проекта, его достоинства, условия осуществимости, возможные результаты реализации, характер и объем производства продукции (услуг), ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

5. «Оценка рынков сбыта и конкурентов». В бизнес-плане оценка производится в последовательности: изучение и характеристика рынка — сегментирование рынка — определение потенциальных покупателей — оценка уровней продаж — определение возможностей и путей продвижения продукции — определение прогрессивных форм реализации — определение сети дилеров и посредников в реализации продукции — определение сети гарантийного и послегарантийного обслуживания.

6.Раздел «План маркетинга» тесно связан с предыдущим разделом бизнес-плана и поэтому иногда их объединяют. План маркетинга составляют с целью обоснования объема, метода, цены продажи продукции и определения рекламной политики. В общем виде план маркетинга содержит:

-мероприятия по максимальному удовлетворению требований потребителей продукции в процессе осуществления инвестиционного проекта;

-оценку возможности просчетов и ошибок и их «стоимости» при различных прогнозируемых вариантах осуществления проекта;

-данные, характеризующие маркетинговую среду реализации проекта, и данные о возможных маркетинговых посредниках;

-мероприятия по организации рекламы и данные о затратах на нее;

-перечень конкретных покупателей продукции;

-методы стимулирования продаж;

-мероприятия по организации предпродажной подготовки и послепродажного обслуживания.

6.Раздел «Инвестиционный план» содержит план реализации важнейших этапов осуществления инвестиционного проекта во времени от начала его реализации до выпуска продукции и вывода предприятия на проектную мощность, а в необходимых случаях — до момента ликвидации производства. В этот раздел входят:

1)перечень этапов инвестиционной фазы осуществления инвестиционного проекта;

2)сведения о сроках проведения работ по этапам, в том числе об отводе или аренде земельного участка, проведении изыскательских и проектных работ, выполнении строительных, монтажных, пуско-наладочных работ;

3)перечень требуемого оборудования, технологической оснастки, инструмента, специальных материалов, сроки их приобретения и поставки;

4)программа работ по подготовке кадров;

5)прогнозируемые затраты по инвестиционной фазе;

6)план вывода предприятия, производства на проектную (расчетную) мощность;

7)информация о потенциальных источниках и условиях привлечения капиталов.

7.Основная цель раздела «Производственный план» состоит в описании обеспеченности инвестиционного проекта с производственной и технологической стороны, что подтверждает реальность производства продукции в нужном количестве, в планируемые сроки и соответствующего качества.Производственный план (по объему продукции и смете затрат) составляется на основе плана сбыта продукции, расчета производственных мощностей предприятия, а также расчетных данных издержек производства, производственных запасов сырья и готовой продукции.

8.Раздел «Организационный план» представляет собой описание принятой концепции, формы и структуры управления реализацией инвестиционного проекта. Центральное место в данном разделе бизнес-плана занимает принятая организационная структура управления реализацией проекта.

9. « Финансовый план необходим для контроля финансовой обеспечен­ности инвестиционного проекта на всех этапах его реализации и отра­жает предстоящие финансовые затраты, источники их покрытия и ожи­даемые финансовые результаты, а также результаты расчетов, которые проводятся при его разработке в определенной последовательности.

10.Раздел «Анализ рисков» бизнес-плана содержит оценку степени неопределенности и риска достижения итоговых экономических показателей инвестиционного проекта. В нем определяются размер, время и место наступления нежелательных экономических послед­ствий и их конкретные причины (изменение конъюнктуры инвестиционного рынка и рынка товаров и услуг, инфляция, изменения в на­логовой системе и т.д.).Одновременно в разделе прорабатываются и отражаются меро­приятия по предупреждению рисков и возможному снижению по­терь от них.

11.В разделе «Приложения» содержатся все необходимые и доста­точные данные, использованные при экономических обоснованиях и составлении бизнес-плана (паспортные характеристики применя­емого технологического оборудования и процессов, копии лицензий на производство, контрактов, экспертные заключения и др.), а также данные расчетов и обоснований, не вошедшие в основной текст биз­нес-плана.

40.​ Финансовый план инвестиционного бизнес-плана, его содержание, назначение и порядок разработки. (15 баллов).

Финансовый план» — один из важнейших разделов бизнес-плана, так как является главным критерием принятия инвестиционного проекта к реализации.

Финансовый план необходим для контроля финансовой обеспеченности инвестиционного проекта на всех этапах его реализации и отражает предстоящие финансовые затраты, источники их покрытия и ожидаемые финансовые результаты, результаты расчетов, которые проводятся при его разработке в определенной последовательности.

Разработка финансового плана включает 4 этапа: разработка графика потока инвестиций; разработка плана доходов и расходов; расчет точки безубыточности BEP (Break-Even Point); расчет периода окупаемости PP (Payback Period).

На первом этапе расчетов, исходя из сметной стоимости работ, составляется график потока инвестиций, связанных со строительством (расширением, реконструкцией, техническим перевооружением) объекта и вводом его в эксплуатацию.

В этом графике в составе инвестиций, связанных с вводом в действие основных фондов, учитываются не только прямые затраты по смете, но и накладные расходы подрядчика и инвестора, а также отражается потребный объем инвестиций в оборотные активы и создание необходимых резервных фондов. График составляетсяпо годам реализации проекта, причем на первый год — в помесячном разрезе, на второй — в поквартальном, далее — в годовом.

На втором этапе расчетов обосновывается план доходов и расходов, связанных с эксплуатацией реализуемого инвестиционного проекта. Он содержит такие показатели хозяйственной деятельности эксплуатируемого проекта, как: валовой доход от реализации продукции (услуг); общий объем и состав основных текущих затрат; налоговые платежи; валовая и чистая прибыль; денежный поток, генерируемый проектом. Этот расчет составляется так же, как и график потока инвестиций.

На третьем этапе расчетов определяется точка безубыточности BEP (Break-Even Point) по рассматриваемому инвестиционному проекту.

Критический объем представляет собой уровень выручки, которая точно покрывает общие затраты и расходы по функционированию предприятия.

Точка безубыточности показывает, при каком объеме продаж будет достигнута самоокупаемость хозяйственной деятельности объекта инвестирования на стадии его эксплуатации. Другими словами, в точке безубыточности достигается равновесие: если реализовывать больше этого уровня, то предприятие получает чистую прибыль, если же меньше — чистые потери.

Для расчета точки безубыточности Q* используют формулу

Q* = FC: (P – AVC), где

FC (Fixed Cost) — общие постоянные затраты; P (Price) — цена 1 ед. продукции; AVC (Average Variable Cost) —переменные затраты на 1 ед. продукции.

При расчете точки безубыточности объем производства приравнивается к объему реализации.

На четвертом этапе расчетов определяется период окупаемости PP (Payback Period) инвестиций в проект.

На основе всех проведенных расчетов разрабатывается три документа: план доходов и расходов; план денежных поступлений и выплат (движения денежных средств); план-баланс активов и пассивов.

 

 

Содержание финансового анализа при формировании портфеля реальных инвестиционных проектов. (15 баллов).

Финансовый анализ - важнейший элемент формирования портфеля реальных инвестиционных проектов. Основной его акцент делается на оценку тех сторон проекта, которые могут быть количественно выражены в денежной форме.

Существуют два основных подхода к финансовой оценке проектов, которые образуют теоретический фундамент анализа капитальных вложений: бухгалтерский и экономический.

Бухгалтерский подход предполагает, что долгосрочный финансовый успех определяется доходностью, а краткосрочный — ликвидностью. Доходность и ликвидность лежат в основе анализа инвестиционных проектов. Доходность характеризует получение прибыли от капиталовложений в проект, их оценка производится на основе показателя коэффициента эффективности инвестиций (ARR) или возврата на инвестицию (ROI). Коэффициент эффективности инвестиций определяется как отношение средней балансовой прибыли в год (рассчитывается как сумма годовых доходов, деленная на количество лет жизни проекта) к первоначально вложенному капиталу (или средней величине вложенного капитала в течение срока службы инвестиций).

Экономический (финансовый) подход опирается на новое понимание финансового успеха. Он в меньшей степени касается ликвидности и доходности, зато ориентирован на максимизацию «благосостояния» предприятия и его акционеров, рассмотрение риска. Чем выше инвестиционный риск, тем большая прибыль нужна инвестору в качестве премии для его компенсации.

Сочетание стремлений максимизировать благосостояние и снизить инвестиционный риск привело к появлению в финансовом анализе методов, основанных на дисконтировании денежных потоков, к числу которых относятся методы расчета: чистой текущей стоимости (NPV); индекса рентабельности (PI); внутренней нормы доходности (IRR).

Критерий принятия решений методом NPV одинаков для любых видов инвестиций и предприятий. Если NPV > 0, инвестиционный проект следует принять, так как он увеличивает ценность предприятия и благосостояние его владельцев. Если NPV < О, проект следует отвергнуть, так как он уменьшает благосостояние инвесторов и ценность предприятия.

Метод расчета индекса рентабельности (РI) использует ту же информацию о дисконтированных денежных потоках, что и метод NPV. Однако PI является относительным показателем и определяет соотношение первоначально вложенных инвестиций и текущей стоимости будущих доходов проекта. Очевидно, что если Р1=1, будущие доходы будут равны вложенным средствам, т.е. предприятие ничего не выиграет от анализируемого проекта (эквивалентно NPV- 0). Если Р1> 1, проект следует принять как обеспечивающий приемлемый для инвестора уровень доходов на единицу затрат, а если PI < 1 — отвергнуть как неэффективный.

Метод расчета внутренней нормы доходности (IRR) основывается на определении значения коэффициента дисконтирования, при котором NPV= 0. Показатель IRR — это норма прибыли, полученная в результате осуществления проекта, при равенстве текущей стоимости будущих доходов и первоначальных затрат. IRR сравнивается с показателем стоимости капитала: если IRR > СС, проект следует принять; если IRR < СС, — отвергнуть; при IRR = СС проект не является ни прибыльным, ни убыточным.

 

 

42. Вам предложено выступить на семинаре, который проводится среди Ваших коллег, на тему «Выбор критериев для отбора инвестиционных проектов в портфель». Приведите основные тезисы Вашего выступления. (15 баллов).

Критерии отбора каждое предприятие устанавливает для себя произвольно, исходя из конкретных условий производственной и инвестиционной деятельности.

В основе выбора критерия лежат признаки:

• классификационная категория, к которой отнесены проекты;

• тип используемого финансового анализа;

• срок проектов;

• доходность и ликвидность проектов;

• степень их важности для предприятия;

• стоимость капитала для финансирования проектов и уровень их риска.

Основная проблема - противоречивость этих показателей (если конкурирующие проекты, то противоречия неизбежны).

1) Критерии, основанные на бухгалтерском подходе к финансовой оценке капитальных вложений (не учитывает временную стоимость денег) – РР (срок окупаемости), ARR(норма прибыли) являются в большей степени независимыми друг от друга: РР полезен в качестве метода, применяемого на этапе первичной оценки и отбора проектов, ARR имеет некоторые преимущества, облегчая сравнение инвестиционных затрат и будущих доходов.

2) Критерии, основанные на экономическом подходе к анализу капитальных вложений (учитывает временную стоимость денег) –NPV(чистая приведенная стоимость), PI (индекс рентабельности), IRR(внутренняя норма доходности).

Взаимосвязь между критериями очевидна:

если NPV> О, одновременно IRR > СС и PI > 1;

если NPV < О, одновременно IRR < СС и PI < 1;

если NPV= О, одновременно JRR = СС и PI = 1.

Если денежные потоки по проектам неординарные, используется аналог IRR, который может применяться при анализе любых проектов, модифицированная внутренняя норма прибыли (MIRR). Для ее определения сначала рассчитывается суммарная дисконтированная стоимость всех оттоков денежных средств (OF), а затем суммарная наращенная стоимость всех притоков денежных средств (IF), причем и дисконтирование и наращение осуществляются по цене источника финансирования проекта. Критерий MIRR всегда имеет единственное значение. Проект принимается, если MIRR больше цены источника финансирования проекта, т.е. MIRR > СС.

Ограниченность финансовых ресурсов делает невозможным включение в портфель одновременно всех приемлемых инвестиционных проектов, поэтому формирование портфеля требует ранжирования проектов по степени их приоритетности, а затем отбора в зависимости от используемого критерия.

Например, несмотря на то, что по многим сравнительным параметрам приоритет отдается NPV, практики часто предпочитают критерий, основанный на значениях показателя IRR. Это объясняется относительностью показателя IRR, на основе которого легче принимать решение, тогда как NPV является, как известно, абсолютным показателем.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.