Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Альтернативные издержки и проблема выбора. Закон возрастающих альтернативных издержек




 

Количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара, называется альтернативными издержками, или издержками упущенных возможностей (opportunity cost – англ.). В экономической теории издержки определяются как потери других, альтернативных товаров и услуг, которые могли бы быть произведены при помощи данных экономических ресурсов Если для производства одной дополнительной единицы товара Х требуется отказаться от двух единиц товара Y, то эти две единицы товара Y и составляют альтернативные издержки товара X. Альтернативные издержки всегда оцениваются по максимальным потерям. Понятие альтернативных издержек широко используется не только в экономической теории, но и на практике.

Пример: Оценка альтернативной стоимости (транспортная задача) Сотруднику фирмы предстоит деловая поездка в соседний город. До места назначения можно добраться двумя способами – самолетом либо поездом. Стоимость билета: на самолет – 100 у.е., на поезд – 30 у.е. Время нахождения в пути: на самолете – 2 часа, на поезде – 15 часов. Каким видом транспорта отправит руководство фирмы своего сотрудника, если его средняя доходность оценивается в 5 у.е. в час? (Поездка осуществляется в рабочее время, и возможность полноценной работы в пути исключена).

Решение: При выборе транспортного средства необходимо оценить как прямые затраты (цена билета), так и упущенные выгоды, то есть тот доход, который данный сотрудник мог принести фирме за время пути. Совокупная оценка прямых и косвенных потерь и составляет альтернативную стоимость поездки. Альтернативная стоимость поездки на самолете: 100 у.е. (билет) + 2 ч*5 у.е./ч (потерянный доход) – (15-2) ч*5 у.е./ч (заработанный доход) = 45 у.е. Альтернативная стоимость поездки на поезде: 30 у.е. (билет) + 15 ч*5 у.е./ч (потерянный доход) = 105 у.е.

Ответ: Очевидно, что при прочих равных условиях более предпочтительным видом транспорта является самолет (45 у.е. < 105 у.е.). Как видно и из табл. 1, и рис. 2 изменение альтернатив приводит к увеличению альтернативных издержек. И здесь очень важно понять, почему это происходит. С одной стороны, сама ограниченность ресурсов говорит о том, что где-то наступит их исчерпаемость. Впервые эта проблема была поднята физиократами, и их анализ вылился в известный закон сокращения плодородия почвы. Позже многие экономисты уделяли ему внимание и, наконец, известным экономистом лауреатом Нобелевской премии П. Самуэльсоном было дано, по сути, всеобъемлющее определение этого закона: если расширяется использование одного какого-либо фактора и сохраняются при этом неизменными затраты всех остальных факторов, то физический объем продукта станет, начиная с какой-то определенной стадии, убывать. Если обратиться к физиократам, то земля, как раз, является постоянным фактором. Но ограниченным фактором в конкретный период времени может быть любой ресурс. Кроме того, рост издержек при перемещении ресурсов из производства одних благ в производство других, как правило, связано и с таким моментом, что не все ресурсы взаимозаменяемы и легко трансформируемы. Достаточно вспомнить, как наши военные заводы переходили на выпуск мирной продукции, и сколько при этом было потерь, даже когда вместо танков пытались сделать тракторы. Таким образом, возрастание альтернативных издержек носит универсальный характер и поэтому называется законом возрастания альтернативных издержек. Это возрастание предопределяет выпуклый характер КПВ. Если бы все ресурсы можно было с одинаковой эффективностью использовать для производства обоих товаров, то КПВ имела бы вид прямой линии.



 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал