Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое профессиональная этика.






Профессиональная этика подразумевает безусловное выполнение требований нравственности, связанных со спецификой профессии (работы).

В повседневной деятельности профессиональная этика проявляется во владении своей профессией, тщательном и кропотливом выполнении возложенных обязанностей, чувстве коллегиальности - с одной стороны, и в выполнении общепринятых норм поведения при исполнении служебных обязанностей - от внешней опрятности и хорошего тона до общей культуры - с другой.

В более узком понимании профессиональная этика может рассматриваться как мораль ученого, педагога, врача, юриста, представителя любой другой профессии. В этом смысле подразумевается категорическое недопущение использования особенностей данной профессии во вред человеку, ущемления прав личности, получения корысти. Особенно это относится к этике врача и юриста, которые работают непосредственно с живым человеком, становятся обладателями его тайн, имеют возможность кардинальным образом изменить его жизнь и бытие.

Главным в каждой профессии, а значит, основным элементом профессиональной этики является профессионализм. Профессионализм - это, в первую очередь, знание предмета деятельности на основе образования, практики работы и непременного постоянного совершенствования и накопления новых знаний и навыков, анализа и применения лучшего опыта. Только критическое отношение к себе, непрерывное самообразование, стремление познать все тонкости мастерства и овладеть ими могут гарантировать высокий уровень профессионализма.

Проблема высокого профессионального уровня всегда актуальна. К сожалению, самовлюбленная активность полузнаек и имитаторов - явление чрезвычайно распространенное. Особо опасно оно среди тех, кто в силу субъективных факторов занял место руководителя, представителя средств массовой информации, советника и т.п. Такие " специалисты" стремятся всеми способами увесить себя различными званиями, степенями, должностями, которых не заслуживают, но которые так или иначе маскируют их незнание, неумение, необразованность и серость. Вред от них как минимум двойной - они не только не могут принести настоящей пользы, они не только наносят вред делу, но и всячески тормозят людей более образованных и квалифицированных в их деятельности. Интрига, суета, способность утопить в мелочах главное, откладывание " на потом" решение вопросов, субъективность и беспринципность, умение присвоить чужие мысли и достижения - вот постоянные спутники подобных деятелей. Многие из них словословием, набором многосложных фраз, в том числе с употреблением терминологии и модных словечек, способны производить впечатление думающего специалиста, однако за этими фразами нет ничего конкретного, логически построенного, научно обоснованного. Настоящий профессионализм всегда основан на высокой морали.

Важнейшим элементом профессиональной этики является безусловное выполнение служебных обязанностей. Возможно в известных условиях (при заключении контракта, разработки устава и т.п.) обсудить содержание работы, но в своей деятельности работник обязан действовать с предельной добросовестностью. Любое, самое хорошее, самое доброе дело и любых, самых хороших, самых добрых людей губит неорганизованность, несобранность, неумение выделить главное, подмена основного пустяками в данный момент и в перспективе.

Каждый сотрудник в своей деятельности должен, сохраняя собственное достоинство, четко представлять границы своего служебного положения. Выражение " знай свое место" имеет объективный и справедливый характер. Конечно, фирма, учреждение, другая любая организация, общество в целом должны поощрять активных и неординарных людей, но это не значит, что каждый может решать и за себя, и за других, подменять любого, кого посчитает нужным. К этой категории относится и проблема " обсуждать или не обсуждать" приказы и распоряжения руководства, принятые в данной организации. Решение этой проблемы лежит в правиле: " Сначала выполнить, а потом обсуждать или опротестовывать". Исключение может составить только преступный приказ или замысел.

Успех любой деятельности возможен только тогда, когда человек свою работу признает обязательно хорошей, когда же он заранее ей не доволен, то положительный результат невозможен. Если профессия (работа) нравится и менять ее нет желания, значит надо все отдавать такой работе, вплоть до того, что переделывать и ломать самого себя. Если же есть убежденность в том, что профессия выбрана ошибочно, работа как каторга, то всегда есть возможность и моральное право начать сначала, изменить свою жизнь, а не мучить себя, окружающих и не губить дело, к которому не лежит душа, но которое может быть нужно другим.

Любая профессия имеет свои прелести, а главное нет ненужных, нет таких, у которых не было бы своих тайн мастерства, своих особенностей, позволяющих выразить индивидуальность и умения человека, его полезность обществу. К сожалению, распространено мнение о нужных и ненужных специальностях, престижных и непрестижных. Все это издержки развития общества, очевидный перекос в определении ценностей. Какое бы удовлетворение не приносил ведущий популярной телепередачи, он не заменит ежедневного труда машиниста метропоезда, доярку или дворника. " Все работы хороши - выбирай на вкус" - абсолютно правильный лозунг.

Служебная профессиональная тайна - неотъемлемая часть служебной этики. Ни при каких условиях секреты фирмы, проблемы коллектива, личные особенности сослуживцев и руководителей не должны быть предметом обсуждений и пересудов, в том числе с близкими людьми. Нарушение служебной тайны, даже на первый взгляд незначительной, может принести фирме непоправимый ущерб, а разглашение профессиональной тайны, особенно врачом, юристом, педагогом, недопустимо ни в коей мере.

Гражданский кодекс, часть 1 включает в себя статью 139. " Служебная и коммерческая тайна". Она определяется как: " Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну - определяются законом и иными правовыми актами".

Эта же статья определяет право защищать такую информацию и ответственность за разглашение тайны или незаконное получение информации, составляющей тайну. Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 определен перечень сведений конфиденциального порядка.

Необходимо иметь в виду, что служебной и даже коммерческой тайной могут стать любые сведения о деятельности предприятия, учреждения и организации, включая, например, сведения личного характера о работниках, руководителях и разработчиках, в первую очередь.

Говоря о защите информации, необходимо иметь в виду, что работодатель не только имеет право, но и обязан оговорить в контракте (трудовом договоре) или ином документе (" Соглашение о неразглашении тайны", " Подписка о неразглашении сведений" и т.п.) обязательства и ответственность работника о сохранении тайны.

При этом ведомство, руководитель, фирма должны установить перечень закрытой информации, срок действия секретности и порядок определения секретности (например, введение грифа: " Секретно", " Конфиденциально", " для служебного пользования" и т.д.)

Надо совершенно однозначно понимать, что любой работник, приходя на работу в любую организацию, берет на себя обязательство сохранения служебной и коммерческой тайны. При этом перечень сведений, состаляющих тайну определяет сама организация. Свобода личности заключается не в праве ревизировать этот перечень, а в праве выбирать себе работу, а значит и требования в различных организациях. Если требования организации преступают Закон, то решать эту проблему надо через отмену незаконных решений, а не демонстративным нарушением установленного порядка.

Никому, вне зависимости от служебного положения, личных и религиозных убеждений, не дано право нарушать правила профессиональной этики, в том числе разглашать служебную и профессиональную тайну. Исключение может составить принципиальный случай, когда речь идет о здоровье и жизни человека или совершении уголовного преступления. В любом другом случае протест возможен только внутри фирмы, а свое возражение надо высказать открыто и в корректной форме. Окончательное несогласие придется выразить уходом, если коллектив не поддержит Вас. Убийственным для профессиональной этики является бюрократизм. Любое управление требует чиновников, чиновники составляют аппарат. Это необходимый атрибут как государства, так и любой организационной структуры. Грамотный, умелый, четко действующий аппарат - залог успеха любого дела. Опасность заключена в работе аппарата на самого себя и в конечном итоге - всесилие аппарата, даже по отношению к руководителю. Для этого аппарата (бюрократа) главное не дело, а его оформление. Исполнителей он заваливает формами отчета, придумывает все новые и новые бумаги, сам заваливается ими, но этими бумагами и имитирует свою деятельность, раздувая свой объем, то есть увеличивая число себе подобных, в том числе и число " начальничков". В этих условиях быстро начинают процветать подхалимаж, кумовство и семейственность, взяточничество.

Работа в коллективе требует решения целого ряда сложных этических вопросов. Среди них сочетание ответственности личной и коллективной; определение границ между принципиальностью, ложным товариществом и интересами дела, доверием, уважением и круговой порукой. Успех дела возможен при условии, когда каждый ответственен за дела коллектива, а коллектив - за деятельность каждого. Здесь очень важно понимать, что нельзя до бесконечности закрывать глаза на некомпетентность, безделье, плохую работу, аморальное поведение сослуживца, что вредит всем. Принципиальным является вопрос об оплате труда; только сам работник и его руководитель должны знать и определять ее размер; заглядывать в чужой карман всегда плохо. Со стороны руководителя материальное поощрение работника должно проводиться на деловой основе: за квалификацию (включая и опыт работы), объем и сложность работы, отношение к своим обязанностям, повышение квалификации.

Отношение к коллегам должно быть основано на неизменном уважении, готовности прийти на помощь, невмешательство в чужие дела. Неукоснительным должен быть запрет на обсуждение личных проблем коллеги. Скромность всегда украшает человека и обеспечивает добрые взаимоотношения с сослуживцами.

Соблюдение трудовой и производственной дисциплины является безусловным и обязательным принципом для каждого работника, основанным на высокой внутренней самодисциплине.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.