Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественно-публицистические жанры. Общая характеристика и обзор основных жанров.






Жанрообразующие факторы и особенности жанрообразования. Жанрообразующие признаки художественно-публицистической группы. Синтез науки и искусства. Литературы и социологии. Проблема документализма в художественно-публицистических жанрах. Жанры, входящие в художественно-публицистическую группу (классическая и иные концепции). Художественно-публицистические тексты и жанры сегодня.

 

Колосов Г.В. Поэтика очерка. – М., 1977.

Кройчик Л.Е. Современный газетный фельетон. – Воронеж, 1975.

Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.

Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. – М., 1982.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.

 

Жанры – устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содер­жательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами:

1) предмет отображения («что?»). Существуют тексты, в основе которых лежит первичная реальность, и тексты, в основе которых лежит т.н. «вторичная» реальность, т.е. что-то, уже кем-то созданное;

2) целевая установка / функция («для чего?»), которая определяется разными целями публикации;

3) метод отображения («как?», «каким образом?», «с помощью чего?»).

Художественно-публицистичесие жанры – это жанры, в которых предлагается интерпретирующая информация на основе художественного анализа явлений и характеров. Это изображение жизни, а не рассуждения о ней. В кадре или за кадром всегда присутствует человек.

От публицистики эти жанры взяли политическую нацеленность, остроту, актуальность, логико-рациональную систему исследования, а от художественной литературы – образную систему и стиль. Художественно-публицистический текст – это единое целое, в котором публицистические и образные компоненты взаимно дополняют друг друга.

Общая характеристика художественно-публицистических жанров (Мельник, Тепляшина):

1) Отражают весь спектр социальных отношений.

2)Представляют собой синтез эмоционально-образного и рационально-познавательного отражения действительности, т.е. науки и искусства, литературы и социологии.

3)Имеют свои стилевые особенности, которые обусловлены:

- внеязыковыми факторами (актуальность, оперативность, периодичность, ярко выраженное отношение автора к содержанию высказывания),

- функциями публицистики (единство информационной и воздействующей функций) – документальность и объективность, с одной стороны, и оценочность, выразительность, эмоциональность и полемичность – с другой.

Стилеобразующий принцип художественно-публицистических жанров – чередование стандартных и экспрессивных единиц языка.

Документальность способствует появлению образов – фактов (совпадение природных данных факта с замыслом художника).

 

Согласно классической концепции, к художественно-публицистическим жанрам относятся очерк, эссе, фельетон, памфлет.

1. Очерк – художественно-публицистический жанр, в котором путем сочетания логико-рационального и художественно-образного способов отражения действительности решается определенный аспект концепции человека или общественной жизни. Л.Е. Кройчик определяет природу очерка как соединение 3 начал – социологического (научного), публицистического и художественного.

Виды очерка: публицистический, сюжетный, портретный, зарисовка (этюд), путевой.

2. Эссе – публицистический жанр, выявляющий закономерности бытия человека через изображение процесса восприятия мира.

3. Фельетон – художественно-публицистический жанр, в котором комическая сущность отрицательных явлений и ситуаций действительности раскрывается путем инверсионной ассоциативной разработки темы с использованием иносказания. Средства сатирического заострения в фельетоне: гипербола (резкое преувеличение), гротеск (фантастическое преувеличение), пародия (утрированное подражание), литота (резкое преуменьшение). Все они создают сатирическую типизацию - воспроизведение характеров и явлений в обобщенном и в то же время в индивидуализированном виде в соответствии с их внутренней логикой, с определенных мировоззренческих позиций.

4. Памфлет – жанр публицистики, сориентированный на бескомпромиссное обличение чуждых автору взглядов, действий и других факторов, характеризующих атмосферу общественного бытия. В отличие от фельетона, памфлет ставит целью моральное уничтожение политического врага; гораздо ярче проявляется в нем публицистическое начало.

Споры ученых о составе группы художественно-публицистических жанров:

Б.В. Стрельцов: очерк, эссе, фельетон, памфлет.

Л.Е. Кройчик: исследовательско-образные (художественно-публицистические) жанры – очерк, эссе, фельетон, памфлет

В.В. Ворошилов: зарисовка, очерк, фельетон, памфлет.

А.А. Тертычный: очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, эпиграф, эпитафия, анекдот, шутка, игра.

Художественно-публицистические жанры в современности отошли на задний план, уступив место информационным и аналитическим, так как последние обладают большой оперативностью и информация обрела в настоящее время небывалую актуальность.

19. Законодательство РФ о журналистике. Федеральный закон «О средствах массовой информации».

Система законодательства о СМИ в России. Основные законы РФ, касающиеся медиасферы. Понятия свободы слова и информации, гарантии этих свобод в Конституции. Недопустимость цензуры. Ограничения на свободу слова и информации. Понятие частной жизни. Тайна и неприкосновенность частной жизни. Ограничения неприкосновенности частной жизни. Принципы сбора и хранения информации о гражданах. Приоритет международного права над национальным. Идеологический и религиозный плюрализм. Свобода творчества и преподавания. Гласность парламентской деятельности и судопроизводства.

 

Копылов В.А. Информационное право. – М., 2002.

Правовое поле журналиста. – М., 1997.

Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М., 2002.

Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. – М., 2002.

 

Основные законы РФ, касающиеся медиасферы:

· Конституция РФ

· Закон «О СМИ»;

· Закон «Об авторских и смежных правах»;

· Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан»;

· Закон «О рекламе»;

· Закон «Об информации, информатизации и защите информации»;

· Закон «О связи»;

· Закон «О защите прав потребителей»;

· Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ»;

· Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

· Закон «О государственной тайне».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.