Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема свободы журналистской деятельности.






Социально-творческая сторона свободы журналистики: соотношение понятий «свобода» и «необходимость». Свобода как возможность выбора, проблема ответственности. Свобода, необходимость, ответственность применительно к журналистике. Юридическая сторона свободы журналистики – различные подходы: авторитарная концепция, концепция свободы журналистики, концепция социальной ответственности журналистики. Экономическая сторона свободы журналистики: основные источники доходов для СМИ, проблема финансовой независимости.

 

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005.

 

Слова «свобода» имеет множество значений. В обыденной жизни это непринужденность, независимость, отсутствие обязательств. В общественной жизни – пребывание вне заключения, отсутствие гнета. В науке – возможность высказывать личную точку зрения и т.п. Главная составляющая свободы, таким образом, - отсутствие внешних и внутренних ограничений, возможность принимать решения самостоятельно, отсутствие принуждения в выборе направленности и способов деятельности. Субъективистское понимание свободы как возможности делать «что хочется», преследуя эгоистические цели, без учета интересов других людей, заводит и теоретической тупик и порождает действия, не имеющие оправдания. Человечество едино, и в основу свободной деятельности должны быть положены единые основания.

Эти основания – объективное требование действовать в рамках необходимости, т.е. не преступать закон. Важнейшим условием действительно свободного творчества является «проникновение» в необходимость.

Социально-творческие факторы свободы СМИ: свобода – необходимость – ответственность. Свобода понимается как возможность выбора. Применительно к журналистике существуют барьеры, ограничивающие полную свободу:

1. Социальные: законы, цензура, этические нормы, аудитория, политическая система, национальные интересы, религиозный фактор;

2. Творческие (внутриличностные): система знаний, творческий кризис, совесть.

Юридическая сторона свободы журналистики – различные подходы:

1. Авторитарная (лат. auctoratas «власть, влияние») - и как ее крайнее выражение тоталитарная - концепция исходит из того, что пользоваться свободой информационной деятельности могут лишь власть предержащие. Практически неограниченную власть получают СМИ, выпускаемые этими силами. Инакомыслящие же либо вовсе не допускаются в область журналистики, либо их издания и программы подвергаются жесткой цензуре, всякого рода экономическим ограничениям с целью исключить или крайне ограничить плюрализм взглядов.

2. Концепция полной свободы печати – возникает как ответ на авторитарную концепцию. Исторически соответствующее юридическое требование - лозунг свободы печати - был сформулирован в XVII веке и стал одним из основных требований революционно-демократических сил XVIII века, боровшихся с феодально-монархическим абсолютизмом, придерживавшимся идеи авторитаризма в сфере печати. При этом смысловое содержание лозунга свободы печати было, если можно так выразиться, «чистым» - речь шла вовсе не о праве на вседозволенность, аморализм, антигуманность и т.д. Свобода не может быть полной (в эгоистическом понимании), мы в ней «захлебнемся», она начинает работать на деградацию.

3. Концепция ответственной свободы СМИ - законодательная власть имеет право издавать законы и тем самым регламентировать рамки свободной деятельности СМИ, бороться против злоупотребления ими свободой слова.

Экономическая сторона свободы журналистики: основные источники доходов для СМИ, проблема финансовой независимости.

Для реализации творческой свободы необходимо обладать экономическими возможностями для организации своей деятельности. Затраты на помещение, оборудование, аренду каналов связи, зарплату сотрудников требует наличия у учредителя соответствующих средств или возможности получить кредит. Альтернативным вариантом является поиск состоятельного соучредителя (спонсора). В результате часть СМИ оказывается во владении коммерческих структур, диктующих свою информационную политику.

Функционирование СМИ в условиях рыночной экономики при этом протекает в условиях необходимости превышения доходов над расходами. Источники доходов СМИ: доходы, получаемые от потребителей информации (покупки газет и журналов, абонементной платы, подписки); плата за размещение рекламы (до 80% доходов СМИ).

СМИ, выпускаемые государственными институтами, могут воспользоваться средствами госбюджета за счет налогоплательщиков. Государство располагает широкими возможностями, чтобы воздействовать на экономическое положение СМИ: налоговая политика, предоставление льгот на покупку необходимых материалов, и распределение госрекламы и т.д. Конечно, все многообразие форм вмешательства государства и предпринимательских структур в экономическую ситуацию в сфере СМИ избирательно – преимущество обычно отдается тем, чьи позиции более отвечают предпочтениям господствующих сил.

Нежелательному экономическому давлению СМИ могут противостоять, обращаясь за поддержкой к тем социально-экономическим институтам, чьи позиции им близки. Другой вариант – создание объединений (прежде всего – концернов или холдингов). Сращивание с другими сферами предпринимательства может создавать подчиненное положение СМИ в этих структурах и угрозу для информационной независимости. Некоторой гарантией от этого служит борьба с монополизацией в области СМИ (создание такого положения, когда аудитория имеет возможность выбора между конкурирующими изданиями, что предполагает ограничение возможности манипуляции массовым сознанием).

 

 

5. Журналистика, реклама, связи с общественностью: общее и различное.

Журналистика, реклама и связи с общественностью как виды деятельности и социальные институты. Общие признаки журналистики, рекламы и связей с общественностью как трех видов целенаправленной коммуникации. Близость на организационном уровне и на уровне правового обеспечения. Существенные различия журналистики, рекламы и связей с общественностью по следующим параметрам: адресант, адресат, информационное воздействие (объекты и характер информирования, цели и методы воздействия), обратная связь. Проблема разграничения журналистики, рекламы и связей с общественностью в коммуникативной практике современной России.

 

Тулупов В.В. Реклама в коммуникационном процессе. – Воронеж, 2003.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.