Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В семью






3. Постановка социального диагноза

4. Работа по изменению мотивации клиентов

 

5. Установление договорных отношений

6. Практическая работа по комплексному решению проблем семьи

7. Оценка эффективности совместных действий специалистов и завершение работы

 

Название этапа Цель деятельности Содержание работы специалиста
  Подготовительный этап к работе с семьей
  • Выявление и оценка семейной ситуации как:
а) кризисной; б) трудной; в) опасной.
  • Сбор предварительных данных о семье.
Для того чтобы достичь наибольших результатов в работе, специалистам необходимо серьезно подготовиться к знакомству с семьей группы риска. Еще до первой встречи с семьей специалисты должны собрать о ней полную информацию, установить степень возникших проблем и выяснить потенциал семьи и ее членов. Для этого необходимо:
  • изучить социальные условия жизни семьи;
  • ознакомиться с установленными правилами поведения и взаимоотношениями в семье;
  • установить сведения о занятости членов семьи;
  • оценить социальную среду и ближайшее окружение семьи.
Процесс общения с данными семьями предполагает определенные трудности: например, членов асоциальных семей сложнее вызвать на откровенный разговор, их поведению свойственны проявления капризности, вздорности, несговорчивости, стремление к обвинению близких и окружающих в своих неурядицах. Учитывая эти обстоятельства, специалисту нужно установить доверительные отношения со всеми членами семьи и работать с ними в ненавязчивой, сдержанной манере. Начинать беседу лучше с осторожных просьб и предложений о помощи: «Не могли бы Вы рассказать о том, что Вас тревожит и чем, по Вашему мнению, я могу Вам помочь?». В ходе беседы важно помочь собеседнику понять себя и осознать (оценить) сложившуюся ситуацию. При проведении патронажа специалист должен быть в хорошем настроении, всем своим поведением проявлять интерес ко всему, чем живет подросток и его семья, уважать всех ее членов, какими бы на самом деле они ни были, осуществлять готовность к контактам с ними. Специалист не должен осуждать или критиковать; свое несогласие ему лучше выражать мягко, допуская возможность существования другого мнения. Следует давать советы в доброжелательном тоне, чтобы при расставании у клиентов осталось приятное ощущение того, что общий язык найден. В практике при осуществлении патронажа социально неблагополучных семей специалистам нередко приходится сталкиваться с агрессивным отношением ее членов к специалисту (брань, угрозы и т.д.). В этих случаях рекомендуется:
  • не отвечать грубостью, не повышать голос на собеседника;
  • вести себя тактично;
  • патронаж семьи осуществлять с несколькими специалистами либо в союзе с представителями УВД, КДН, органов опеки и попечительства.
Специалист всегда должен помнить, что его главный аргумент – защита прав и интересов несовершеннолетних. Среди вопросов, которые используют специалисты при работе с семьей, есть, например, такие:
  • Какие проблемы больше всего беспокоят семью, ее окружающих, близких родственников?
  • Каковы основные внутриличностные, межличностные и другие стрессовые факторы, мешающие семье нормально существовать и обуславливающие необходимость социального патронажа семьи?
  • Каковы первоочередные цели на пути решения проблем семьи?
  • Насколько семья готова сотрудничать с социальной службой? Есть ли у нее мотивация на принятие помощи со стороны? Если да, то каковы ее природа и признаки?
  Вмешательство специалиста в семью Вмешательство специалиста (группы специалистов) в случаях существования в семье кризисной, трудной или опасной ситуации. Вмешательство специалистов патронажных служб происходит в следующих случаях:
  • тяжелые, травмирующие события, представляющие угрозу для жизни (попытки самоубийства, желание расправиться с близкими или окружающими, побеги из дома…);
  • резкие изменения внешней, социальной ситуации, к которым семья не успела подготовиться (увольнение с работы, смерть близкого человека, развод, хроническая болезнь, получение инвалидности…);
  • глубокая укорененность семьи в криминальной, алкогольной структуре.
Формы и виды социального вмешательства:
  • Экстренное (кризисное) прямое вмешательство.
Оно подразумевает немедленное реагирование на чрезвычайную ситуацию (насилие над ребенком или женщиной, попытка самоубийства, острое алкогольное или наркотическое отравление, психологический шок или стресс у членов семьи) и предполагает решение широкого круга проблем социального, юридического, психологического и медицинского плана. Как правило, в этих ситуациях интенсивность социального патронажа резко возрастает.
  • Опосредованное квалифицированное вмешательство в качестве отклика на кризисную ситуацию семьи и предложение ей помощи.
Этот вид вмешательства на практике используется как при наличии просьбы клиента, так и при ее отсутствии. Причиной вмешательства здесь является, как показывает опыт, переживания жертвы насилия, смерть близкого человека, потеря «места под солнцем», разрушение системы отношений, без которых немыслима жизнь и другие подобные ситуации. Своевременные усилия специалистов способны улучшить данную ситуацию.
  • Прямое (жесткое, строгое) вмешательство осуществляется тогда, когда условия и обстановка семейной жизни выходят за рамки дозволенного, общепринятого, и, прежде всего, в отношении детей, женщин, пожилых людей, инвалидов. В этом случае необходимо установить эффективный общественный надзор и контроль за семьями или отдельными их членами, злоупотребляющими своим правом на свободу личности в ущерб тем, кто находится рядом.
На практике этот вид социального вмешательства специалисты редко используют самостоятельно: чаще всего они привлекают и другие службы – милицию, органы опеки и попечительства, иные административные структуры.
  Постановка социального диагноза Анализ природы трудностей семьи или ребенка: социальной, психологической либо иной. Этап постановки социального диагноза предполагает гораздо более глубокое проникновение в причинно-следственные связи, определяющие кризисное состояние семьи или ребенка. Опыт показывает, что на данной стадии становится возможным специалистам, работающим с семьей, использовать более сложные методы получения информации, дающие им большую степень объективности, например, через: интервью (изложение членами семьи собственного видения ситуации); циркулярное интервью (один из членов семьи отвечает на вопросы об отношениях друг к другу других членов семьи); «совместные исследования»; «поддержка сообщений» (семья сама задает темы и порядок обсуждения, а потом делает выводы); беседы; совместное составление «истории жизни» семьи; диалоги и другие методы. Наряду с анализом здесь осуществляется и более полная диагностика клиентов, а также происходит построение системы отношений, когда человек сам стремится довести до специалиста какую-либо информацию о себе и о возникшей ситуации.
  Работа по изменению мотивации клиентов Изменение мотивации семьи с помощью применения различных приемов и методов, осуществление позитивного настроя ее членов на сотрудничество со специалистами. На этом этапе специалист должен работать последовательно, осторожно и бережно. Зачастую семьи не в состоянии самостоятельно справиться со своими проблемами и трудностями. Специалисту в данном случае необходимо мобилизовать усилия всех членов семьи на преодоление собственных проблем. Чаще всего это психосоциальные методы: подбадривание; мягкая поддержка; откровенные беседы о возможных последствиях для семьи и детей сложившейся ситуации (целесообразно проговорить, например, с человеком, злоупотребляющим спиртными напитками, о пагубности его действий и описать картину того, что с ним будет, если он не начнет работу над собой, но при этом важно не допускать чтения морали пьющему человеку); о преимуществах полноценной и социально здоровой жизни; осторожное принуждение поступать человеку так, как советуют специалисты для того, чтобы он убедился в том, что специалист по работе с семьей всецело проникся его проблемой и искренне делает все, что в его силах, чтобы помочь.
  Установление договорных отношений, разработка программы патронажа Рассмотрение всего диапазона возможных решений, способов их достижения, выбор наиболее эффективных, составление договора о сотрудничестве, определяющего ответственность и обязанности сторон, сроки работы, время и место встреч, другие моменты, имеющие значение для успешной реализации программы социального патронажа. Планирование работы с семьей. После установления контакта, построения отношений, уточнения ситуации, выяснения состояния членов семьи и определения основной проблемы, начинается этап, включающий в себя формулирование целей и задач совместной деятельности с клиентом, составление графика встреч, т.е. заключение договора или соглашения о сотрудничестве. Данная работа может быть оформлена устным или письменным договором между семьей и социальной службой в лице специалиста, ответственного за патронаж.Заключаемый договор, как правило, не является юридическим документом; он содержит моральные обязательства сторон друг перед другом. Но он дисциплинирует клиентов, и если они слабо мотивированы, служит дополнительным фактором, стимулирующим клиентов к сотрудничеству со специалистами. Как показывает практика, не с каждым человеком возможно заключить подобные «договорные отношения»; но если он хотя бы в малой степени готов к ним – качественно работающие социальные службы в обязательном порядке предпринимают такие попытки. Основным предметом подобного «рабочего соглашения» является следующее:
  • определение целей предстоящей работы;
  • ключевых проблем, которые будут решаться в рамках совместной деятельности;
  • процедур и методик, которые предполагается использовать;
  • требований относительно режима работы;
  • решений, кто еще будет привлекаться к работе с семьей – специалисты по социальной работе, педагоги, соц. педагоги, врачи, юристы, психологи и т.д., и какие ведомства могут быть подключены.
Обсуждение соглашения проводится сообща, чтобы семья почувствовала свою ответственность за собственные проблемы. Цель договора (соглашения) – разъяснить членам семьи смысл и последовательность предстоящих совместных действий, ознакомить их с режимом работы социальной службы и специалистов, работающих с семьей. Устный договор строится на доверительных отношениях, что очень важно для сотрудничества и взаимодействия с семьей. Наряду с заключением договора между семьей и социальной службой необходимо составить программу (план) социального патронажа семьи. Планирование мероприятий специалистом, связанных с патронажем семьи, зависит от характера семейных проблем, от их сложности и запущенности. В программе (плане) социального патронажа обязательно должны быть прописаны ожидаемые результаты от запланированной работы с семьей. На этапе «Установление договорных отношений» специалисту важно определить, какие виды и размеры социальной помощи необходимо выделить семье. Он должен выбрать эффективные методы и приемы в работе, учитывая возможности конкретной семьи и социальной службы.
  Практическая работа по комплексному решению проблем семьи Непосредственное выполнение специалистом (группой специалистов) действий, направленных на реализацию программы социального патронажа, на достижение запланированных преобразований в семье через практическую работу по комплексному решению проблем семьи. На данном этапе усилия специалиста будут направлены на:
  • привлечение к работе всех специалистов социальной службы путем проведения заседания междисциплинарной команды (МДК);
  • оказание помощи всем членам семьи в преодолении своей низкой самооценки, ощущения невозможности справиться со своими проблемами (эту помощь могут оказать как психологи, так и другие специалисты группы сопровождения);
  • оказание помощи семье в установлении контакта с государственными органами социальной защиты населения (получение субсидий, пенсий, детского пособия, единовременного пособия…) и другими ведомствами, заинтересованными в защите прав и интересов несовершеннолетних, а также организацию необходимой социальной поддержки семье: оказание помощи в устройстве родителей на работу или в приобретении ими новой профессии, оказание помощи в постановке детей на бесплатное питание в школе, в определении детей в отделения дневного пребывания, в оздоровлении в период школьных каникул и т.д.
Специалист социальной службы организует индивидуальную или групповую работу с неблагополучной семьей с учетом комплексного и междисциплинарного подхода по оказанию ей помощи в решении семейных проблем. Междисциплинарная команда (МДК) – это объединение специалистов различных отраслей деятельности (психолога, соц. педагога, специалиста по социальной работе, юриста, врача, а при необходимости и специалистов органов опеки и попечительства, КДН, ПДН и др.) для совместной работы с семьей. Это дает возможность на заседаниях МДК обсудить практические подходы специалистов к преодолению конкретной ситуации. Члены команды сообща оценивают действия каждого специалиста в отношении семьи, координируют свою деятельность в целях оказания помощи семье, анализируют допущенные ошибки. МДК необходимо подключать в тех случаях, когда проблема семьи выходит за пределы профессиональных возможностей одного специалиста.
  Оценка эффективности совместных действий специалистов и завершение работы Анализ результатов работы специалиста (группы специалистов). Уровень достижения основной цели патронажа семьи должен соответствовать тому: а) насколько эффективно работал специалист для того, чтобы вывести семью из кризисной ситуации, из ТЖС либо из социально-опасного положения; б) насколько ожидаемые результаты в работе с семьей будут совпадать с уже достигнутыми результатами. Под эффективностью социальной работы следует понимать:
  1. соотношение между достигнутыми и ожидаемыми результатами;
  2. соотношение между достигнутыми результатами и затратами (финансовыми, материальными, кадровыми, временными и т.д.), связанными с достижением этих результатов).
Результаты работы с неблагополучной семьей фиксируются специалистами в Карте семьи, в которой отражается основное содержание работы (формулировка целей и задач, планирование и результаты деятельности). Это позволяет на всех уровнях провести анализ достигнутых результатов и оценку эффективности совместных действий специалистов при работе с семьей и ребенком. Работа специалиста с семьей будет эффективна только тогда, когда она будет основана на комплексном подходе. Важным фактором этого является умелая организация взаимодействия, сотрудничества между специалистом, работающим с семьей, и специалистами других учреждений и ведомств, способных принять посильное участие в разрешении конкретной ситуации в семье. Успешность этого взаимодействия в большей степени зависит не только от личностных особенностей каждого его участника, но и от организационных способностей специалиста, осуществляющего патронаж, его целеустремленности и профессионализма. Только правильные подходы к осуществлению социального патронажа семей группы «социального риска» могут привести к установке семьи на здоровый образ жизни, на восстановление утраченных семейных связей, на укрепление стабильности семьи. В этом случае неблагополучная семья, состоящая на учете, снимается с социального патронажа, а специалист по социальной работе или социальный педагог продолжает вести только патронажное наблюдение. Если же после всех реабилитационных мероприятий ситуация в семье не улучшается, специалист в данном случае должен применить кардинальные меры в отношении родителей: вызов родителей на КДН, предупреждение их о лишении родительских прав, изъятие ребенка из семьи и помещение его в стационарное учреждение либо устройство в замещающую семью, административные взыскания, лишение родителей родительских прав и т.п.

Таким образом, анализ российского опыта социального патронажа позволяет сделать вывод, что его применение отличает разнообразие форм и методов, изучение и массовое использование которых способно поднять на качественно новый уровень практику профилактики социального здоровья общества, семьи, детей и реабилитации тех, кто оказался в кризисной или социально опасной ситуации

Социальный патронаж – форма социального обслуживания на дому, представляющая собой посещение клиентов с диагностическими, социально-реабилитационными целями. Социальный патронаж раскрывает ресурсы семьи, способствующие выходу из трудной жизненной ситуации. Социальный патронаж в зависимости от цели проведения подразделяется на три вида: первичный, плановый, комплексный.

Первичный социальный патронаж осуществляется для выявления, постановки на учет и оказания экстренной помощи клиенту.

Плановый социальный патронаж организуется с целью контроля в отношении неблагополучных семей. Плановое посещение клиента позволяет выявить возможные изменения, которые произошли в его семье со времени последнего посещения.

Комплексный социальный патронаж проводится одновременно несколькими сотрудниками учреждения социального обслуживания (например: специалист по социальной работе и медицинский работник) с целью комплексного подхода к разрешению трудной жизненной ситуации клиента. Во время данного вида патронажа специалист по социальной работе наблюдает за клиентом в домашних условиях, изучает быт, взаимоотношения в семье, знакомится с режимом, питанием, особенностями и традициями семьи, узнает о самочувствии клиента в момент проведения патронажа. В случае если требования к социально-гигиеническим, социально-бытовым условиям проживания клиента не выполняются им самим или его членами семьи, специалист по социальной работе и медицинский работник в ненавязчивой форме дают советы-рекомендации, организуют режим сна и бодрствования, адекватный возрастным особенностям клиента. Важно объективно определять общее состояние клиента. Необходимо выяснить, какими навыками самообслуживания он обладает.

Если во время проведения социального патронажа специалист по социальной работе определяет, что клиент не обучен навыкам самообслуживания, соответствующим его возрасту, то для него разрабатываются рекомендации-советы, проводятся обучающие занятия-тренинги по освоению приемов и методов, содействующих социально-бытовой адаптации. При социальном обслуживании клиента на дому медицинский работник организует соответствующий уход, выполнение медико-социальных проце­дур.

Обследование жилищно-бытовых условий проводят с учетом определенных норм. Результаты несоответствия установленным нормам фиксируются специалистом по социальной работе в акте обследования жилищно-бытовых условий семьи. Данные нормативы обследования жилищно-бытовых условий семьи приведены в учебном пособии Основы социальной работы. / Под ред. Н.Ф. Басова. – 3-е изд., испр. – М., 2007.

Социальный патронаж включает следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный.

1. Подготовительный этап предполагает планирование посещение семьи клиента (договоренность с клиентом о времени и дате визита), определение цели патронажа, выбор методов социальной диагностики, как правило, чаще применяется стандартизированное интервью (специалист по социальной работе заранее разрабатывает сценарий проведения, продумывает и фиксирует вопросы), наблюдение.

2. Основной этап – посещение клиента на дому, проведение социальной диагностики (фиксировать необходимую информацию специалист может в тетради социального патронажа, где указывается фамилия, имя, отчество клиента, адрес, жилищно-бытовые условия семьи, наличие условие для отдыха, питания, организации досуга клиента) оказание консультативной помощи, социальных услуг.

3. Заключительный этап – подведение итогов социального патронажа, который включает анализ результатов социальной диагностики, разработка рекомендаций специалистом по социальной работе по выходу из трудной жизненной ситуации, оказание экстренной помощи, если клиент пережил экстремальную ситуацию. Происходит оформление результатов социального патронажа в виде акта обследования жилищно-бытовых условий семьи, в случае первичного дополнительно заполняется социальная карта клиента.

 

Вопрос 33

Семья — это основанная на браке и/или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Также семьей называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья сильнейший источник эмоциональных реакций, обеспечивающий человеку в благоприятном случае поддержку, понимание, рекреацию.
Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по шести параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества.
Форма семьи. Термин «родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относятся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственных отношений существуют два основных типа семейной структуры.
Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят.
Расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры) включает нуклеарную семью и многих родственников, например, дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.
В большинстве обществ нуклеарная семья считается важным, а может быть, и основным социальным объединением.
Форма брака. Моногамия — брак между одним мужчиной и одной женщиной. Полигамией называется брак между одним и несколькими другими индивидами.
Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак между одной женщиной и несколькими мужчинами получил название
полиандрии.
Еще одной формой является групповой брак — между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.
Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1: 1, полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах, где она считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих
нескольких жен.
Какие факторы способствуют преобладанию одной, а не другой формы брака? Некоторые ученые подчеркивали значение экономических факторов в определенных обществах. Например, в Тибете земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям вместе. Она не делится на отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую жену (Кенкель, 1977).
Помимо экономических факторов важную роль играют и другие факторы. Например, полигиния выгодна для женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне.
Большинство семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой, являются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членам семьи. Такой тип власти считается общепринятым и часто узаконенным в Таиланде, Японии, Германии, Иране, Бразилии и др. При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко.
В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это главным образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально развитых странах. При такой системе влияние и власть распределяются между мужем и женой почти в равной мере.
Правила, регулирующие браки вне определенных групп (например, семей или кланов), являются правилами экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп. Эндогамия была характерна для кастовой системы, например, сложившейся в Индии. Самым известным правилом эндогамии является запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак или половые связи между лицами, которые считаются близкими кровными родственниками.
В некоторых странах, например, в США, большинство молодоженов предпочитают неолокальное местожительство — это значит, что они живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство, новобрачная уходит из семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его родителей. В обществе, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них.
Важное значение для оказания содействия семье имеет знание ее родословной и правил наследования имущества. Существуют три типа систем определения родословной и правил наследования собственности. Наиболее распространенной является родословная по мужской линии, где основные родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком. В некоторых случаях родство определяется по женской линии. Речь идет о системах определения родословной по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает брат жены. В нашем обществе нашла распространение семейная система, основанная на двусторонней родословной. Она является общепринятой в 40% мировых культур. В таких системах при определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны отца и матери.
За последние 200 лет основные изменения функций семьи связаны с её разрушением как кооперативного трудового объединения, а также с ограничением возможности передавать статус семьи от родителей к детям.
Среди основных функций семьи следует отметить социализацию детей, хотя в ней принимают участие и другие группы. По мере возникновения и развития промышленного общества и государства коренным образом изменились функции семьи по обеспечению благосостояния ее членов.
В соответствии с современным вариантом концепции теории конфликта семья — место, где осуществляется экономическое производство и перераспределение материальных средств; при этом возникает конфликт между интересами каждого члена семьи и других ее членов, а также общества в целом.
Основные функции семей:
• генеративная (репродуктивная), обеспечивающая деторождение продолжение человеческого рода;
• функция первичной социализации детей — воспитательная функция, позволяющая обеспечить детям воспитательное общение с родителями;
• экономическая и хозяйственно-бытовая — удовлетворение своих повседневных потребностей в питании, личной гигиене, уход в случае болезни и др. Семья приходит на помощь тому из членов, кто попадает в трудное экономическое положение;
• поддерживает трудоспособность членов семьи. Так как бытовые услуги подорожали и сократились, то увеличилось значение хозяйственно-бытовой функции, осуществляемой в семье чаще всего на примитивном уровне, без механизации;
• гедонистическая функция (функция здорового секса), позволяющая людям в семье осуществлять нормальную половую жизнь, способствующую здоровому образу жизни. Практика показывает, что семейные люди живут дольше, чем бессемейные. Удовлетворение этой потребности за счет нерегулярных отношений со случайными партнерами накладывает на человека излишний психологический груз и увеличивает возможность болезней;
• рекреационная функция — восстановление (рекреация) физических и психических сил, израсходованных на работе. «Мой дом — моя крепость»;
• психотерапевтическая функция — предоставление эмоционального убежища, где человека принимают и поддерживают таким, какой он есть. Эту функцию выполнять сейчас все труднее, так как стрессы испытывают все члены семьи, поэтому каждому следует не только ожидать психологической поддержки от членов семьи, но и самому ее оказывать.
Внешние условия достаточно активно влияют на эмоциональную атмосферу семьи.
В России свыше 40тыс. семей. Средняя величина семьи — 3, 23 человека, семьи из двух человек — 34%.
Нуклеарные семьи (супружеские пары без детей или с детьми) — 67%.
Количество детей в семье — 1, 1 ребенка на каждую российскую семью, или 1, 63 на каждую семью с детьми.
Многодетные семьи встречаются редко: 5, 7% от всего числа семей, или 9, 4% от числа семей с детьми.
Большинство семей с детьми являются полными, но 13% — неполные, т.е. в них отсутствует один из родителей, причем на каждые 14 неполных семей приходится одна «отцовская» семья.
Причинами появления неполных семей являются следующие:
• вдовство (вдов — 18, 2%, вдовцов — 2, 5%) из-за более высокой смертности мужчин;
• рождение ребенка в фактическом браке (без регистрации), причем возраст матерей составляет 15 лет (3, 3 тыс.), 16 лет (14, 5 тыс.), 17 лет (40 тыс.);
• развод (в России в 2000 г. показатель разводимости равен 3, 4%, в 1990 г. — 3, 8%.
Молодые семьи — первые три года брака. В этих семьях возникают определенные проблемы:
• такая семья экономически зависит от родителей, если в брак вступают в раннем возрасте;
• семья проживает на площади родителей или арендует жилплощадь;
• семья производит на свет детей, что требует дополнительных средств;
• проблема заработка в связи с безработицей;
• адаптация молодоженов, сбои в отношениях, что часто приводит к разводу
(30% в первые пять лет).
Пожилые семьи. Так как в РФ средняя продолжительность жизни женщин на 12 лет больше средней продолжительности жизни мужчин, то эти семьи состоят из одного члена. Как правило, они малообеспечены, поэтому являются главными клиентами системы социального обслуживания.
Фактический брак (без регистрации). По оценке специалистов, их у нас около или более 2 млн. Причем средний срок таких браков невелик.
Маргинальные семьи (таг§о — край {лат. — находящийся на краю), которые не могут самостоятельно решить свои проблемы, постоянно нуждаются в социальной поддержке.
Проблемные семьи, нуждающиеся в помощи из-за: неизлечимых болезней родственников, их неустойчивой психики. Кроме того, источники возникающих проблем в семье могут определяться экономической ситуацией в стране. Отсутствие возможности обеспечить свою семью вызывает депрессию, усиливает склонность к суициду, алкоголизму.
Другой проблемой в семье является насилие друг к другу, причем не только физическое, но и социальное (запрет работать, борьба за лидерство, выброс отрицательных эмоций на детей и женщин).
Формы жестокого обращения не сводятся к избиению, они включают в себя любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями. Это морально-психологическое насилие, когда тот из членов семьи, который имеет возможность определять поведение других членов, препятствует своим домочадцам общаться с теми друзьями и соседями, с которыми им желательно, муж препятствует внедомашней занятости жены, не давая ей поступить на работу или принуждая покинуть работу, и т.д. В том же русле лежит стремление воспрепятствовать кому-либо из членов семьи в приобретении образования, повышении квалификации. Травмирующими могут быть такие проявления эмоционально-психологической жестокости, как насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушающе воздействуют на отношения между членами семьи, на психосоматическое здоровье лиц, подвергаемых оскорблениям. Самый опасный для личности, здоровья и жизни вид жестокого обращения — физическое и сексуальное насилие. Они могут сочетаться или осуществляться порознь.
Физическое насилие заключается в том, что член (члены) семьи причиняют другим членам (в первую очередь детям и женщинам) физическую боль, наносят ранения или убивают. Это может происходить в форме побоев, сотрясения, сдавливания, прижигания, укусов и т.п. Также возможны ситуации, когда детям дают отравляющие или психотропные вещества, опасные лекарства или алкоголь.
Сексуальное насилие заключается в том, что несовершеннолетние дети могут использоваться взрослыми для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Это могут быть прикосновения, ласки, половые сношения, мастурбация, оральный или анальный секс, а также иные развратные действия, включая демонстрацию де-
тям порнографии в различных видах. Для принуждения детей к развратным действиям нередко используется физическое насилие. Однако порой эмоционально отверженные и социально заброшенные дети используют свои сексуальные ресурсы для «подкупа» взрослых, чтобы привлечь их внимание и получить защиту.
Физическое и сексуальное насилие разрушительно влияет на взрослых, а уж тем более на детей. Для лиц, переживших его, характерны сохраняющиеся надолго депрессивные состояния, приступы тревожности, страх прикосновений и контактов, ночные кошмары, чувство изолированности и низкая самооценка.
Проблема семейной домашней жестокости только отчасти связана с внешними социальными трудностями, усугубляясь под влиянием общей психопатологизации социально-психологической обстановки в стране. Семейная жестокость служит средством выплеска агрессивности, накопленной под влиянием психотравмирующих условий существования, на наиболее слабых и беззащитных: в семье это женщины и дети. Она объясняется также традициями подавления и жестокости, которые имеют место в традиционных культурах, с низкой компетентностью в регулировании своих психологических состояний, отсутствием навыков заместительной разрядки отрицательных напряжений.
Однако, помимо этого, следует говорить о некоторой личностной предрасположенности к семейному насилию и к тому, чтобы быть жертвой насилия: замечено, что женщины, избиваемые мужьями в первом браке, нередко подвергаются жестокому обращению и во втором браке. В технологиях стабилизации семейных отношений социальный работник должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия вынужденно будет неэффективной.
Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье — одна из важнейших задач социального работника. Порой подвергаемые жестокому обращению запуганы или не в состоянии рассказать о том, что с ними происходит, в силу непонимания, малого возраста, интеллектуально-психических ограничений или по иным объективным причинам. Как правило, такой вид поведения скрыт от глаз окружающих. В некоторых случаях следов его не остается, или они быстро исчезают. Поэтому желательно знать прямые и косвенные признаки, которые могут указывать на наличие жестокого обращения в семье по отношению к детям. Это агрессивное, раздражительное поведение, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, излишняя сексуальная не по возрасту осведомленность, непонятного происхождения боли в животе, проблемы с едой от систематического переедания до полной потери аппетита, беспокойный сон, кошмары, ночное недержание мочи.
Кроме того, могут присутствовать подчеркнутая секретность в отношениях между взрослым и ребенком, страх перед каким-то конкретным человеком, явное нежелание оставаться с ним наедине. Иногда родители не разрешают ребенку посещать школу.
В школьных делах такие дети участвуют мало или не участвуют вовсе. У них мало или совсем нет друзей. Дети отстают в развитии, хуже учатся. Ребенок не доверяет взрослым, особенно тем, которые находятся близко. Он может бежать из дома, совершать попытку самоубийства, наносить себе ранения. Кроме того, следы побоев, ссадин или ожогов на коже, кровоизлияния в белки глаз, следы крови или спермы на одежде могут свидетельствовать о жестоком обращении.
Совокупность таких признаков должна стать причиной для серьезного исследования ситуации в семье. Участие в диагностике специалиста по социальной работе, психолога, врача, иногда сотрудника органа внутренних дел должно дать объективную картину происходящего и поможет пресечь жестокое обращение со взрослым или несовершеннолетним членом семьи. Как правило, есть необходимость немедленного удаления ребенка из такой семьи и помещения его в учреждение социальной реабилитации, что может производиться местными органами опеки и попечительства. Проявление жестокости по отношению к детям, некоррегируемое поведение взрослых могут служить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголовном преследовании виновного в жестоком обращении.
К технологиям, используемым в случаях семейной жестокости, относятся также социальные приюты (гостиницы, убежища), которые дают возможность женщинам и детям (за рубежом встречаются также приюты для мужчин, подвергаемых жестокому обращению в семье) провести в безопасном месте период кризисного обострения семейной ситуации. Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает недостаточно, ибо неразрешенные семейные конфликты протекают длительно, периодически обостряясь. Поэтому для разрешений большинства из них необходимо прибегнуть к среднесрочным программам помощи, ориентированным на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей.
Такой уровень социальной работы, ориентированный на стабилизацию семейных связей, включает в себя нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.
В основе проблем всех типов семей лежит вопрос о предназначении семьи в современном мире. Возникнув как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Постепенно освобождаясь от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными институтами, семья столкнулась с тем фактом, что сегодня трудно выделить некоторый специфический вид деятельности, который может осуществить только семья или который может быть произведен только в семье. В сущности, все функции, которые когда-то принадлежали преимущественно семье, сегодня могут быть осуществлены вне ее. В связи с этим встает вопрос, остается ли семья фундаментальным социальным институтом, вне рамок которого существование человека невозможно.
Этот теоретический вопрос подкрепляется все усиливающейся нестабильностью семейного образа жизни, нарастанием кризисных явлений, которые свойственны и нашей стране, переживающей социально-экономические трудности, и экономически благополучным странам, не испытавшим в последние годы такого резкого падения уровня жизни своего населения.
Нестабильность выражается в возрастании числа разводов и опасности развода для каждой семьи. Количество разводов в год в нашей стране составляет один из самых высоких показателей в мире.
Нестабильность семейной жизни проявляется в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару. Практически каждая страна, вступающая в индустриальную эпоху, переживает так называемый «первый демографический переход» от нерегулируемой рождаемости на уровне «естественной фертильности», когда у женщины (супружеской пары) рождается столько детей, сколько физиологически может родиться в таких условиях, к регулированию рождаемости, свободному выбору количества детей и сроков их рождения. Такой переход совершается очень быстро, практически на протяжении жизни одного поколения, и все попытки помешать этому в виде юридических или религиозных санкций оказываются бессильны. Практика показывает, что в случае запрета легальных современных методов контроля над рождаемостью в определенной стране семьи либо находят их в других странах, либо прибегают к нелегальным, архаическим способам, более рискованным и вредным для здоровья женщины.
В настоящее время большинство промышленно развитых стран столкнулось со «вторым демографическим переходом» от малодетной к преимущественно однодетной семье. Это вызвано не экономическими, а социальными причинами, так как все прежде имевшиеся внешние побуждения к многодетности отошли в прошлое. Сегодня семьи и индивиды имеют потребность преимущественно в одном ребенке, а не в детях, но средства и силы, которые они сознают необходимыми вложить в этого ребенка, резко возрастают. «Инвестиции в детей» включают в обязательном порядке расходы на обеспечение им высокого уровня здоровья, приемлемого и комфортного уровня жизни, запаса впечатлений, приобретение вещей, социально необходимых в детском или подростковом кругу. Наиболее дорогостоящая часть этих расходов — достижение необходимого уровня образования. Государство контролирует минимально необходимый уровень такой подготовки путем установления обязательного для всех (среднего в нашей стране), чаще всего бесплатного образования, но перспективы будущего развития, необходимость успешного социального старта предъявляют требования к максимально высококачественному образованию, которое практически повсеместно теперь является не только платным, но и дорогостоящим.
На фоне общего сокращения рождаемости происходит рост ее внебрачной доли, так что сегодня уже почти каждый пятый ребенок в нашей стране рождается вне зарегистрированного брака своих родителей. Отчасти это можно объяснить ослаблением внешнего давления моральных норм и более либеральным отношением к внебрачным детям. Иногда это можно рассматривать как индикатор, указывающий на распространение фактической брачности.
В наших условиях такое явление можно также интерпретировать как кризисное стремление минимизировать семью: мужчины не считают себя обязанными связывать свою жизнь с женщиной и своим ребенком, хотя порой соглашаются зарегистрировать себя в качестве отцов и более или менее длительное время оказывают им материальную помощь. Нередко рожающие вне брака женщины относятся к социально ущемленным слоям населения: рабочие-мигранты, временные переселенцы, безработные или лица из семьи безработных.
Наконец, признаком нестабильности семейного образа жизни можно считать появление и утверждение в качестве устойчивого жизненного сценария одиночества как привлекательного и комфортабельного стиля жизни. Прежде человек без семьи считался либо неполноценным, либо несчастным. В настоящее время появляется (прежде всего, в наиболее развитых странах мира) значительный слой людей, который находит удовольствие в таком виде существования.
Анализ положения семьи в современном обществе имеет отнюдь не только теоретическое значение. От правильного ответа на вопрос об объективных тенденциях развития семьи зависит разработка, утверждение и проведение в жизнь семейной политики государства, что включает в себя чрезвычайно масштабный и дорогостоящий комплекс мероприятий. Ошибочные решения в такой сфере приведут к неудовлетрительным и даже отрицательным последствиям. Так, убеждение, что можно при помощи довольно примитивной системы экономических и юридических мер (увеличение пособия, более длительный отпуск по уходу за ребенком и т.д.) влиять на демографическое поведение людей в области рождаемости, заставляет государственные органы прибегать к масштабным программам, что приводит только к деформации сложившейся демографической структуры, а вовсе не к изменению стратегии рождаемости.
Для социальной работы неправильная ориентация может быть причиной постановки нереалистичных целей, выбора неэффективных технологий и методик. Поэтому вопросы анализа социальной действительности и выбора стратегий, адекватных объективному ходу вещей, имеют прямое отношение к её содержанию и организации.
Социальные проблемы неполных семей связаны с малообеспеченностью, которая обусловлена наличием всего одного трудового дохода в семье, иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на пособия на детей. Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного обязанностями по уходу за детьми. Доход от алиментов, в том случае, когда дети имеют на него право и реально получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания.
Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их решить проще. Еще более сложными и не имеющими однозначного решения являются социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей. Учитывая, что подавляющее большинство неполных семей состоит из матери и ее детей, в основном эти проблемы касаются женщин.
Недавно ставшая массовой категория неполных семей — это неполные расширенные семьи, образующиеся, как правило, на обломках какой-либо социальной катастрофы. Родители малолетних детей погибли, находятся в заключении, ударились в бега, лишены родительских прав либо предаются безудержному пьянству. Чаще всего именно по таким причинам приходится поколению прародителей брать на содержание и воспитание внуков. В последнее время сотрудники органов социальной защиты говорят о появлении неполных расширенных семей в связи с отъездом родителей за рубеж. У таких семей, разумеется, низкий уровень доходов, основу которого составляют пенсии и зарплаты стариков. Ряд сложностей проистекает от плохого состояния здоровья пожилых людей, их более слабых адаптационных способностей, их неумения приспособиться к реалиям современности. К сожалению, нужной для воспитания детей позиции доминирования, авторитета, способности контролировать ситуацию они порой обеспечить не могут, поэтому у их воспитанников часты девиантные формы поведения.
Многодетные семьи, когда-то составлявшие большинство на территории России (в начале XX века в европейской части страны на каждую семью приходилось в среднем восемь детей), в настоящее время устойчиво занимают незначительную долю (7, 5%) от общего количества семей. Причем определенную часть составляет случайная многодетность, когда вместо желанного второго рейс рождаются сразу близнецы, либо ребенок появляется на свет в результате К1ММ либо ошибок в контрацепции и невозможности прибегнуть к средствам прерывания беременности.
Все остальные многодетные семьи могут быть распределены на три категории. Во-первых, это сознательная, целенаправленная многодетность, которая может быть связана с национальными традициями, либо с религиозными предписаниями. Иногда возможны культурно-идеологические побудители, иногда воплощение традиций родительской семьи. У таких семей много трудностей, связанных с малообеспеченностью, теснотой в жилище, загруженностью родителей, особенно матери, состоянием их здоровья, но по крайней мере мотивация к воспитанию детей у родителей налицо.
Вторую группу составляют семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже — отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть различными, в том числе и вполне благополучными, но отзвук существования неполной семьи в их рамках сохраняется.
Третью группу составляют семьи инвалидов, которые характеризуются экономическими трудностями, связанными с распадом производственной и реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов, ограниченной трудо- и адаптационной способностью ее членов. Инвалиды вообще весьма ограничены в своей жизнедеятельности, так как формирование безбарьерной среды только начинается. Внедрение программ, направленных на приспособление существующей среды к потребностям и возможностям инвалидов, пока ограничивается как недостатком средств, так и организационными препятствиями.
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, обладают всеми проблемами, связанными с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения в жизнедеятельности и т.д.), но их принятие таких проблем зачастую добровольно, так как при рождении ребенка-инвалида с неисправимой патологией родители нередко имеют возможность отказаться от таких детей с целью помещения их на постоянное обслуживание в специализированный интернат. Сеть учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока далеко не достаточна. Уход за больным ребенком, инвалидом с детства, нередко не совместим с внедомашней занятостью. Поэтому мать, как правило, вынуждена оставить работу либо оставить любимую работу в пользу более свободной по графику, близко расположенной, но нижеоплачиваемой.
Семейные проблемы, заключающиеся в патологизации отношений между супругами, между родителями и детьми, по общему правилу не зависят от социального статуса семьи и могут постигнуть обеспеченную, интеллигентную семью с такой же вероятностью, как малообеспеченную или малообразованную. Социальные работники в настоящее время могут заняться оказанием помощи такой семье преимущественно на этапе кризиса, в момент конфликта или распада. Но работать над профилактикой семейных дисфункций, заниматься налаживанием семейных коммуникаций над предкризисной стадии пока большинство социальных учреждений не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы стабильного общества. По мере улучшения социальной ситуации в России, когда задачи обеспечения выживания отодвинутся на задний план, проблемы семейной
терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выдвинутся на первое место.
О технологиях социальной работы с семьей можно говорить применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. Виды и формы социальной помощи, направленные на сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семейной группы, нуждающейся в поддержке, можно подразделить на экстренные, направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей); на социальную работу, направленную на поддержание стабильности семьи, и социальную работу, направленную на социальное развитие семьи и её членов.
Каждая семья проходит через закономерно сменяющуюся цепь этапов, обусловленных возрастом семьи и особенностями функционирования. В жизненном цикле семьи можно выделить следующие этапы:
• заключение брака;
• взаимная адаптация;
• рождение детей;
• взросление детей и уход их из семьи;
• старение и смерть одного или обоих супругов.
Перестройка структурных связей и отношений в семье вызывает её временное ослабление, например, в период рождения первенца, в период «критического» возрастания детей. Число разводов в эти периоды значительно увеличивается, поэтому семьи нуждаются в социальной помощи. Каждый из указанных выше периодов семьи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при работе с семьей.
Женщины
Женщины представляют социально-демографическую категорию населения, которая отличается рядом физиологических особенностей, специфическим гормональным статусом, положением в социальной структуре. Отнесение к женскому или мужскому полу фиксируется при рождении младенца и записывается в документах как паспортный пол. Принадлежность к конкретному полу предписывает социальную позицию индивида и соответствующий ей комплекс социальных проблем. Основная причина выделения женщин в качестве особой социально-демографической группы и специфической категории клиентов социальной работы заключается в их генеративной функции, т.е. способности к деторождению, что является биологической предпосылкой целого ряда культурных и социальных последствий.
Эта способность, с одной стороны, обеспечивала продолжение рода и потому пользовалась уважением с первых этапов существования человеческого рода. С другой стороны, она могла представлять большую опасность для хрупкой системы жизнеобеспечения традиционных обществ прошлого, в которых добыча средств пропитания всегда была связана с большими трудностями, а каждый «лишний рот» грозил привести остальных к недоеданию и голоду. Поэтому в патриархальных обществах сложилась идеология феминофобии —- страха перед женщинами и недоброжелательного отношения к ним.
Кроме того, подчиненная роль женщин в поло-ролевом разделении труда, НС возможность для подавляющего большинства женщин самостоятельно обеспечивать себя и детей одобряемыми обществом способами привели к укоренению представлений об их неполноценности, потребности руководства со стороны мужчины, об ограничении всей их жизнедеятельности исключительно семейным кругом, о «естественном биологическом предназначении» женщины. К сожалению, всю косность и неправильность таких представлений многие наши соотечественники начинают понимать только тогда, когда дают себе труд распространить мысль о «естественном биологическом предназначении» на мужчин и с Удивлением осознают, что все жизнеосуществление «сильного пола» в такой системе координат сводится к достаточно кратковременному и чаще всего единичному акту.
Начавшаяся с 60-х гг. XX в. волна активного женского движения в различных странах, особенно в США, стимулировала интенсивное исследование статуса, различных характеристик и положения женщин. Более того, все социальные структуры начали пересматривать свои установки, принимая во внимание точку зрения женщин. Осознание факта притеснения женщин повлияло на личные взгляды и общественную практику большинства людей. Многие социальные работники критически подошли к устоявшимся взглядам и приняли участие в пересмотре базы знаний и методик практической социальной работы в сферах жизни, касающихся женщин, таких, как социальные политика, программы и обслуживание. Это особенно важно, поскольку среди клиентов социальных служб женщины составляют большинство.
Демографические особенности женщин. Женщины в структуре населения превалируют над мужчинами: более половины населения составляют женщины. Среди новорожденных больше мальчиков (на 100 девочек в среднем приходится 105-107 мальчиков). Однако с возрастом число мужчин по отношению к женщинам постепенно снижается среди всех национальностей. Так, начиная с 25-29 лет число женщин начинает превышать число мужчин, а в возрастной группе 65 лет и старше на 100 женщин приходилось всего 67 мужчин. Это результат худшей выживаемости в младенчестве и большей смертности в любом возрасте у мужчин по сравнению с женщинами. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин меньше, чем женщин примерно на 7-7, 5 лет. Взрослых женщин больше, чем взрослых мужчин. С возрастом пропорция женщин увеличивается во всех возрастных и этнических группах. Среди престарелых число женщин значительно превышает число мужчин.
Здоровье. Ожидаемая продолжительность жизни традиционно является главным индикатором физического состояния населения. Как уже отмечалось выше, средняя ожидаемая продолжительность жизни женщин значительно больше, чем у мужчин.
Зафиксированные показатели смертности по возрастным когортам от таких болезней, как церебральный паралич, злокачественные опухоли, заболевания сердечно-сосудистой системы, пневмония и грипп, а также несчастных случаев, убийств и самоубийств значительно ниже у женщин, чем у мужчин.
Молодёжь
Молодёжь — это социально-демографическая группа, главной количественной характеристикой которой являются возрастные показатели (16-30 лет).
Молодёжь представлена в различных общественных классах, её положение существенно зависит от её социально-классовой принадлежности. Статус молодёжи рассматривается как положение молодёжи в обществе. Оно характеризуется по множеству показателей, среди которых социально-демографическая структура молодёжи, правовое положение, образование и воспитание, экономическое положение и экономическая активность, место и роль в политике, образ жизни, ценностные ориентиры, здоровье.
Для молодёжи разного возраста существует различная степень обретения прав и обязанностей. Это связано с разным объёмом дееспособности, а также с рядом специально установленных прав и обязанностей лиц молодого возраста и несовершеннолетних.
Молодежь подразделяется на категории: школьная, студенческая, рабочая, сельская, молодые предприниматели и т.д. Каждая молодежная социальная группа имеет свои экономические, социальные, социокультурные характеристики. Психологические характеристики молодежи во многом зависят от возрастных периодов — подростковый период, юношеский, молодежный. Наиболее социально уязвимым является подростковый и ранний юношеский период, когда молодой человек начинает самостоятельную жизнь. Получение профессионального образования, трудоустройство, жилищные проблемы, проведение досуга, отдыха — все эти вопросы можно успешно решать только при поддержки общества. Государство создает определенные благоприятные условия для развития, успешного вхождения молодого человека в общественные отношения на правах самостоятельного субъекта, способствует реализации его личностных возможностей. Подобные меры государство реализует через свою молодежную политику.
Молодежь, как социально-демографическая группа отнесена к группам социального риска. Отсутствие жизненного опыта, социальных критериев поведения и образа жизни создает условия для отклоняющегося, асоциального поведения — вхождение в криминальные подростковые группы, приобщение к наркотикам, алкоголю, пустому время препровождения и т.д. Молодежь должна всегда находиться в центре социальной работы, ей необходимо оказывать социальную поддержку и помощь.

 

 

Вопрос 34

Молодость - трудный возраст. Человек стоит на перекрестке. Еще нет полной самостоятельности, а есть зависимость от родителей, преподавателей, фортуны конкурсных экзаменов. Старшие учат, дают советы, но вместе с тем часто ограничивают самостоятельность, личную инициативу, поиск. Постоянна опека родных, близких, знакомых, преподавателей. Все не только делятся своим жизненным опытом, но и настойчиво навязывают его. Навязывают также свое решение, свое понимание, свои вкусы и пристрастия, свои взгляды и убеждения.

Однако, как оказывается, все стараются понять, но не все понимают. Нет определенного социального положения, зато есть раздумья о себе, о жизни, о людях. Есть сомнения в своей значимости, привлекательности. Постоянные вопросы, в чем найти свое признание? Как определить свой жизненный путь?

В молодости все находится в становлении, развитии, формировании, впервые встречается с любовью- новым, не всегда понятным и объяснимым чувством и многие важнейшие жизненные вопросы нужно решать одновременно.

Создание семьи - не только радостное событие, но и трудное испытание: тяжело приспосабливаться к привычкам своего партнера, возникает желание его «переделать», «перевоспитать», заставить поступать в угоду нашим желаниям и влечениям. Мысль о том, что «перевоспитывать», «переделывать», «переламывать» придет позже - после размолвок с любимым человеком, после понимания того, что каждый человек имеет право на свою индивидуальность, самобытность.

Пройдет много лет, будет пройдено много дорог, пока появится жизненный опыт, который подскажет ответы на волнующие вопросы. Самобытность дана человеку от природы, у каждого свой характер, и нет никакого смысла, например, меланхолика, перевоспитывать под свой собственный холерический темперамент.

Максимализм молодости подталкивает на радикальные действия. Ведь так хочется, чтобы милый (милая) был (была) идеальным человеком. Если он любимый, то обязательно должен быть «рыцарем без страха и упрека». Мы, как правило, непримиримы к чужим недостаткам, хотя часто прощаем их самим себе. В молодости мы часто ищем себе в спутники жизни идеального человека, хотя сами можем быть заурядными.

Правильные и гибкие взаимоотношения с другими людьми вырабатываются, к великому сожалению, после того, как мы наделаем немало ошибок и нам, в конце концов, придется признать, что поступали опрометчиво, нетактично. Такое осознание со временем приходит, но иногда слишком поздно, когда потерян любимый человек, брак разрушен.

Проблемы молодой семьи - это, на самом деле, целый комплекс психологических, социологических, экономических, юридических проблем. Выбор жизненного пути, приобретение профессии, повышение квалификации, поиск любимой работы и т.д.- все это общая направленность современной молодежи, в чем и заключается актуальность темы.

Говоря о психологической зрелости человека мы, так или иначе, подразумеваем при этом его умение и готовность преодолевать те или иные трудности, без которых немыслима жизнь вообще и семейная жизнь в частности. Умение преодолевать жизненные трудности - важный показатель психологической и социальной зрелости человека. Возмужание как психологический процесс- это постоянное приобретение жизненного опыта и знаний о реальных человеческих взаимоотношениях.

Цель работы -рассмотреть молодую семью, проблемы возникающие в ней как объект социальной работы.

Основные задачи курсовой работы:

- дать понятие тенденции развития молодой семьи;

-охарактеризовать проблемы молодой семьи;

- рассмотреть особенности социальной работы с молодой семьей;

- показать формы и методы социальной работы с молодой семьей;

- раскрыть структуру и задачи социальной работы с молодой семьей.

Объектом исследования является молодая семья.

Предметом - особенности социальной работы с молодыми семьями.

Гипотеза - необходимо осуществление мер социальной, экономической и правовой защиты молодых семей, чтобы дать им равные с остальными семьями возможности развития, повышения уровня своего благосостояния

В работе над курсовой, большую помощь нам оказали работы таких авторов-Антонов А.И, Гаспарян Ю.А, Гидденс Э, Зубкова Т.С, Тимошина Н.В. и др.В которых показаны работа с семьей, ее структурные и функциональные изменения, формы и методы работы с молодыми семьями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.