Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Составляющие благополучия личности






На переживание благополучия (или неблагополучия) влияют различные стороны бытия человека, в нем слиты многие особенности отношения человека к себе и окружающему миру. Благополучие личности складывается из ряда составляющих.

Социальное благополучие — это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому личность себя относит. Это и удовлетворенность межличностными связями, статусом в микросоциальном окружении, а также чувство общности (в понимании А.Адлера) и т.п.

Духовное благополучие — ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод), продвижение в понимании сущности и предназначения человека; осознание и переживание смысла своей жизни. Стержнем смысла жизни часто выступает вера: вера в абсолют, вера в себя, в успех собственного дела или «нашего дела». Приближение к тому, во что веришь, прикладываемые усилия для достижения того, что ценно, значимо, наполняют жизнь смыслом. Во многом духовное благополучие определяет возможность свободно проявлять приверженность к своей вере.

Физическое (телесное) благополучие — хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.

Материальное благополучие — удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых…), полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка.

Психологическое благополучие (душевный комфорт) — слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности.

Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия в немалой степени условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.

Психологическое благополучие личности. Психологическое благополучие (душевный комфорт) личности имеет свою довольно сложную структуру. Кроме того, в психологическом благополучии обобщенно представлена актуальная успешность поведения и деятельности, удовлетворенность межличностными связями, общением.

Когнитивный компонент психологического благополучия возникает при целостной относительно непротиворечивой картине мира у субъекта, понимании текущей жизненной ситуации. Диссонанс в когнитивную сферу вносит противоречивая информация, восприятие ситуации как неопределенной, а также информационная или сенсорная депривация.

Эмоциональный компонент психологического благополучия предстает как переживание, объединяющее чувства, которые обусловлены успешностью (или неуспешностью) субъекта в тех или иных сферах его активности.

Благополучие зависит от наличия ясных целей, успешности реализации планов деятельности и поведения, наличия ресурсов и условий для достижения целей. Неблагополучие появляется в ситуации фрустрации, при монотонии исполнительного поведения и других подобных условиях.

Благополучие создают удовлетворяющие межличностные отношения, возможности общаться и получать от этого положительные эмоции, удовлетворять потребность в эмоциональном тепле. Разрушает благополучие социальная изоляция (депривация), напряженность в значимых межличностных связях.

Субъективное благополучие является обобщенным и относительно устойчивым переживанием, имеющим особую значимость для личности. Именно оно в большой степени определяет характеристики доминирующего психического состояния: благоприятного состояния — способствующего согласованному протеканию психических процессов, успешному поведению и деятельности, поддерживающему психическое и физическое здоровье, или, напротив, неблагоприятного.

Для разработки психогигиенических мероприятий важно знать какие факторы окружающей среды оказывают наиболее сильное влияние на эмоциональный комфорт, снижают его и тем самым уменьшают переживания благополучия.

Социальное благополучие – это высшая социальная ценность, с которой связаны жизненно важные интересы человечества. Стремление к достижению социального благополучия во все времена являлось устойчивой мотивацией активности социальных субъектов. Современное понимание сущности и содержания социального благополучия связывается с максимально эффективным использованием материальных и духовных ресурсов цивилизации.

 

Вопрос 13

Государственные минимальные социальные стандарты — это государ­ственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмезд­ной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней, а также государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.

Минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов, называется минимальной бюджетной обеспеченностью.

Система государственных минимальных социальных стандар­тов формируется при определении финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на единой правовой базе и общих методических принципах. При разработке проектов бюджетов субъектов РФ и местных бюдже­тов начиная с 1997 г. ежегодно определяются финансовые норма­тивы их формирования на основе государственных минимальных социальных стандартов. При этом органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления до утверждения государственных минимальных социальных стандартов при разра­ботке соответствующих проектов бюджетов применяют уточнен­ные Правительством РФ социальные нормативы и нормы.

При составлении бюджета каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели их функцио­нирования.

Нормативы финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг разрабатывает и ут­верждает федеральный орган исполнительной власти. При состав­лении проекта бюджета выделение средств конкретному главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению определяется с учетом нормативов финансовых за­трат на единицу предоставляемых государственных или муници­пальных услуг и задания на предоставление таких услуг.

Нормативы финансовых затрат на предоставление государст­венных или муниципальных услуг используются при расчете финансирования государственного заказа на предоставление государственных или муниципальных услуг, выполняемого госу­дарственными, муниципальными унитарными предприятиями и другими юридическими лицами. В этой связи особое значение имеет разработка планов развития государственного и муниципаль­ного секторов экономики, в том числе бюджетной сферы.

Составной частью плана развития государственного сектора экономики федерального уровня является сводный план по глав­ным распорядителям бюджетных средств предоставления государ­ственных или муниципальных услуг бюджетными учреждениями.

Формирование государственных минимальных социальных стандартов строится на следующих принципах:

• соблюдение конституционных прав граждан РФ;

• экономическая и социальная обоснованность;

• использование международных критериев их установления;

• ответственность органов государственной и власти и ме­стного самоуправления за их несоблюдение.

Классификация государственных минимальных социальных стандартов включает следующие основные типы:

1) номенклатуру объектов государственной социальной стандартизации, представленную в виде перечней организаций социальной сферы, ассортимента или набора материальных благ и услуг;

2) количественные нормы и нормативы объектов государст­венной социальной стандартизации в натуральном или стоимо­стном выражении;

3) нормативы времени предоставления услуг объектами государственной социальной стандартизации;

4) нормативные соотношения объектов государственной со­циальной стандартизации, выраженные в виде пропорций.

Основными объектами государственной социальной стандартизации являются оплата труда, государственные пенсии, посо­бия и другие социальные выплаты, льготные бесплатные соци­альные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями, и другие гарантии социальной защиты.

Государственные минимальные социальные стандарты включают:

• в области оплаты труда — минимальный размер оплаты труда; единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы;

• в области пенсионного обеспечения — минимальные размеры государственных пенсий;

• в области образования — набор общедоступных бесплатных ус­луг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств госбюджета; нормы и нормативы предельной наполняемости классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения бес­платными образовательными услугами; нормы и нормативы со­циальной поддержки обучающихся; норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных высших учебных заведениях;

• в области здравоохранения — перечень видов медицинской по­мощи, предоставляемой учреждениями здравоохранения бес­платно; набор общедоступных бесплатных услуг по оказанию амбулаторно-поликлинической, стационарной и скорой меди­цинской помощи, финансируемых за счет бюджетов различных уровней и фондов обязательного медицинского страхования; нормы и нормативы обеспеченности населения медицинской помощью;

• в области культуры — набор общедоступных бесплатных услуг государственных и муниципальных учреждений культуры, финан­сируемых за счет бюджетов различных уровней; нормы и норма­тивы обеспеченности населения государственными и муници­пальными учреждениями культуры, оказывающими общедоступ­ные и бесплатные услуги;

• в области социального обслуживания населения — набор бесплат­ных услуг государственных и муниципальных учреждений соци­ального обслуживания населения, финансируемых за счет бюд­жетов различных уровней; нормы и нормативы обеспеченности населения услугами учреждений социального обслуживания на­селения;

• в области жилищно-коммунального обслуживания населения — набор предоставляемых населению льготных жилищно-коммунальных услуг; нормы и нормативы минимального уровня жилищно-коммунального обслуживания населения, устанавливаемые ор­ганами исполнительной власти.

Установлен единый методологический принцип: выделение образовательным учреждениям необходимых бюджетных средств осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающего­ся по каждому виду и типу образовательных учреждений.

Нормативный подход к определению бюджетных расходов на образование предполагает существенное снижение субъективных факторов в принятии соответствующих решений, позволяет обоснованно определить потребность учреждений в бюджетном финансировании и оптимально распределить выделяемые де­нежные ресурсы. Одной из задач, решаемых на этой основе, яв­ляется предоставление самостоятельности учреждениям образо­вания в распределении предоставляемых ресурсов с целью повышения заинтересованности в их эффективном использовании. В качестве базового показателя используется фонд оплаты труда. За основу расчета принимается нормативное соотношение меж­ду фондом оплаты труда и суммой других материальных расхо­дов — фондом материального обеспечения.

Реализация государственных минимальных социальных стан­дартов в регионах гарантируется государством путем закрепле­ния за ними доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюд­жетов, оказания им финансовой помощи из федерального бюд­жета, предоставления дотаций, субвенций и средств на возврат­ной основе. Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления осуществляют формирование и исполне­ние социальных стандартов в пределах закрепленных за ними финансовых ресурсов.

Государственные минимальные социальные стандарты ис­пользуются в качестве нормативной базы при определении раз­меров финансовой помощи вышестоящих бюджетов нижестоя­щим. Реализация таких стандартов обеспечивается путем закре­пления за регионами адекватных доходных источников и оказа­ния финансовой помощи бюджетам по линии трансфертов из вышестоящих бюджетов.

В настоящее время система территориальных бюджетов не имеет способов обеспечения минимальных социальных стандар­тов. Для решения этой проблемы возможно использование сис­темы трансфертов либо прямой оплаты услуг на основе феде­ральных социальных программ.

Социальный стандарт представляет собой совокупность социальных потребностей населения, а также потребностей на содержание учреж­дений несоциальной сферы, финансируемых из бюджета, на одном из уровней обеспеченности: минимальном, среднем, рациональном, — выражаемых в социальных нормах и нормативах.

Социальный стандарт на минимальном уровне означает со­вокупность социальных потребностей населения, а также по­требностей на содержание учреждений несоциальной сферы, финансируемых из бюджета и гарантируемых государством.

Социальные нормы и нормативы представляют собой единые или групповые для однородных территорий субъекта РФ параметры социаль­ных потребностей, таких, как обеспеченность продуктами питании, това­рами первой необходимости, важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами, а также потребностей на содержание инфраструктуры, в том числе социальной, финанси­руемой из бюджета.

Система социальных стандартов, норм и механизмов формиро­вания бюджетов субъектов РФ включает:

• социальные стандарты и натуральные нормы обеспечен­ности населения услугами при пользовании социальной инфраструктурой, а также обеспеченности инфраструктуры, финансируемой из бюджета, в том числе социальной, необходимыми ресурсами;

• алгоритмы и технологии формирования социальных фи­нансовых норм;

• состав, механизмы сбора и поддержки в актуальном со­стоянии данных о характеристиках социальной инфра­структуры субъекта РФ;

• состав, алгоритмы и технологии формирования стоимо­стной величины прожиточного минимума и минималь­ного потребительского бюджета;

• алгоритмы и технологии формирования бюджетной по­требности на планируемый год субъектов РФ;

• методика бюджетного регулирования.

Система социальных стандартов используется:

• в качестве нормативной базы и инструмента для расчета бюджетной потребности региона;

• для оценки фактического исполнения бюджетов регионов;

• в качестве нормативной базы для системы адресной со­циальной защиты потребителей товаров и услуг при уходе от дотирования отраслей и видов деятельности;

• для оценки качества жизни населения и условий для его роста.

Социальные стандарты и натуральные нормы обеспеченно­сти населения услугами при пользовании социальной инфра­структурой, обеспеченности социальной инфраструктуры ресур­сами, достаточными для ее функционирования, представлены натуральными нормами в разрезе статей затрат экономической классификации расходов бюджетов РФ. Кроме того, в состав норм по конкретным отраслям включены натуральные нормы, специфичные для тех или иных отраслей. Они дифференциро­ваны по типам или видам учреждений отраслей. Классификация учреждений отраслей на типы и виды произведена по критерию общности норм. Натуральные нормы для каждой статьи расхода представлены тремя значениями для социальных стандартов: минимальный, средний, рациональный.

Финансовые нормы системы социальных стандартов форми­руются с использованием натуральных норм и цен, тарифов. В качестве основных единиц нормирования приняты: один рабо­тающий, один обслуживаемый, воспитанник, обучаемый, один метр квадратный площади, одно учреждение. В зависимости от специфики отрасли используются другие единицы нормирования: одно автотранспортное средство (для городского автотранспорта), один печатный лист (для средств массовой информации).

Для формирования финансовых норм в зависимости от пе­риода времени, на который они формируются, используются дефляторы цен, тарифов. Данные о ценах на товары формиру­ются в результате мониторинга цен на территориях региона. При формировании финансовых норм используются средние значения цен субъекта РФ.

В соответствии со структурой натуральных норм финансовые нормы формируются также для трех уровней бюджетной обеспе­ченности: минимального, среднего, рационального.

Одно из основных назначений социальных стандартов и норм — нормативная база для расчета бюджетной потребности на планируемый год.

Бюджетная потребность формируется для субъекта РФ в разрезе его территорий, отраслей, статей затрат бюджетной классификации.

В составе социальных стандартов разработан порядок сбора и поддержки в актуальном состоянии характеристик социальной инфраструктуры, осуществляемый в следующей последовательности:

• анализ предлагаемых социальных стандартов и натураль­ных норм, утверждаемых на уровне исполнительной вла­сти субъекта РФ;

• сбор характеристик о социальной инфраструктуре;

• формирование базы данных цен и тарифов на товары и услуги;

• анализ алгоритмов расчета финансовых норм и бюджет­ной потребности;

• расчет бюджетной потребности на трех уровнях бюджет­ной обеспеченности;

• формирование доходной части бюджета субъекта РФ;

• на основе согласования доходной части и бюджетной по­требности в разрезе уровней бюджетной обеспеченности формирование повышающих или понижающих коэффи­циентов и формирование бюджетной потребности, согла­сующейся с доходной частью бюджета;

• уточнение доходной части всех бюджетов, находящихся в ведении различных органов власти, расположенных на территории субъекта РФ.

Формирование расходной части бюджета с использованием стандартов и норм является основой для применения методики бюджетного регулирования, в основе которой стимулирование территорий к достижению самофинансирования, росту собирае­мости налогов.

Временные государственные минимальные социальные стан­дарты применяются при формировании областного бюджета и бюджетов муниципальных образований на соответствующий год. В зависимости от доходов бюджета области, принятых на оче­редной финансовый год, к финансовым нормативам областным законом о бюджете вводятся уточняющие коэффициенты.

Финансовые нормативы для расчета минимально необходи­мых расходов областного бюджета и бюджетов муниципальных образований индексируются в соответствии с прогнозируемыми темпами инфляции и нормативными актами РФ.

Минимальный набор продуктов питания, непродовольствен­ных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья че­ловека и обеспечения его жизнедеятельности, составляет потре­бительскую корзину. Стоимостная оценка потребительской кор­зины, а также обязательные платежи и сборы составляют про­житочный минимум.

Прожиточный минимум в целом по РФ используется в сле­дующих целях: для оценки уровня жизни населения при разра­ботке и реализации социальной политики и федеральных соци­альных программ; для 'обоснования устанавливаемых на феде­ральном уровне минимального размера оплаты труда и мини­мального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; для формирования федерального бюджета.

Прожиточный минимум в субъектах РФ применяется для:

• оценки уровня жизни населения соответствующего субъ­екта РФ при разработке и реализации региональных со­циальных программ;

• оказания необходимой государственной социальной по­мощи малоимущим гражданам;

• формирования бюджетов субъектов РФ.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по России и в субъ­ектах РФ определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием обще­российских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливае­мом Правительством РФ.

В субъектах РФ потребительская корзина устанавливается законодательными и представительными органами субъектов РФ по представлению органов исполнительной власти субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных тра­диций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения при наличии заключе­ния экспертизы, проводимой в порядке, определяемом Прави­тельством РФ.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные то­вары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Прожиточный минимум, определяемый в целом по России, является основой для установления минимального размера опла­ты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других соци­альных выплат.

Минимальный размер оплаты труда и минимальный размер пенсии по старости должны поэтапно повышаться до величины прожиточного минимума.

Семья, среднедушевой доход которой ниже величины про­житочного минимума, установленного в соответствующем субъ­екте РФ, считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.

 

Социальные нормы — это принятый в обществе образец поведения, который функционирует как регулятор взаимоотношений между людьми и сообществами людей. Примеры социальных норм прослеживаются в повседневном поведении людей в обществе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.