Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемные узлы и пути их решения в области науки






Формирование экономики, основанной на научных знаниях, безальтернативное условие поступательного развития современного общества и государства. В годы перестройки были существенно снижены общенациональные масштабы научной деятельности, почти в два раза снизилась численность персонала, занятого исследованиями и разработками, сократились объемы финансовых ресурсов с 0, 5% ВВП в 1992 году до 0, 3% ВВП в 2005 году33.

Данное обстоятельство усугубляется потерями ядра научно-технических кадров в материальном производстве и ряде непроизводственных отраслей. Как свидетельствуют данные Федеральной службы занятости населения (ФСЗН), в 1997 году насчитывалось 650 тысяч человек безработных среди инженерно-технических кадров проектных и научных организаций (более 10% от их численности).

Персонал научно-исследовательских, конструкторских и проектно-изыскательских организаций к 1999 году сократился на 45 процентов по сравнению с 1992 годом. Сокращение в наибольшей степени коснулось категории «исследователей»34. В станкостроении производство станков с числовым программным управлением уменьшилось в 35 раз, а экспорт высокоточной продукции машиностроения снизился с 20 до 6, 5 процентов. В несколько раз упал объем национального патентования. В 1998 году было подано около 20 тысяч патентных заявок против 100 тысяч в начале 1980-х годов, из которых регистрировалось 50-60 тысяч авторских свидетельств; по этому показателю СССР превосходил США и Японию.

На фоне интенсивного развития индустриально развитыми государствами передовых технологий, в частности информационных, предъявляющих повышенные требования к интеллектуальной составляющей трудового потенциала, российские потери на этом поприще выглядят особенно удручающе.

Из 150 стран с экономикой рыночного типа лишь семь из них, самые высокоразвитые, сосредоточили у себя производство 80-90 процентов всей наукоемкой продукции. На долю России приходится 0, 3 процента. Безусловное лидерство семерки обеспечивается владением 46 из 50 макротехнологий. США располагают 20–22 из них, Германия – 8-10, Япония – 7, Англия и Франция – 3-5, Швеция, Норвегия, Италия, Швейцария – по 1-235.

Особая роль в модернизационном процессе России, усилении влияния научно-технического прогресса на решение социальных и экономических задач принадлежит фундаментальной и прикладной науке. Свою лидирующую роль и организационную самостоятельность должна сохранить Российская академия наук и отраслевые академии, являющиеся не только научным, но и культурным достоянием страны.

В отношении наиболее значимых научных направлений должно быть обеспечено бюджетное финансирование, в том числе финансирование исследовательских рисков. Главное направление государственной поддержки науки должно быть связано с принятием государством надлежащих обязательств по финансированию науки и жестким контролем за их выполнением. Кроме того, требуется разработка правовых форм и механизмов дополнительного финансирования науки.

Одновременно с этим целесообразно использовать опыт развитых стран по экономическому «понуждению промышленников к техническому перевооружению производства на базе современных высоких технологий»36.

Исходя из этого опыта, многие крупные организаторы отечественной науки предлагают ввести обязательные отчисления коммерческих организаций, которые целевым образом направлялись бы на развитие науки, одновременно способствуя и запуску инновационных механизмов в экономике37.

Актуальной задачей совершенствования мотивации к занятию научной деятельностью является разработка экономических и правовых механизмов привязки оплаты труда научного работника к уровню средней оплаты труда по экономике и закрепления обоснованной дифференциации оплаты труда научных работников в зависимости от ученых степеней и званий.

Одна из первоочередных задач – совершенствование отношений в сфере интеллектуальной собственности научных достижений.

Среди приоритетных факторов экономической модернизации – ускоренное развитие отраслей, способных стать локомотивами научно-технологического прогресса, прежде всего, - внедрение информационных технологий и биотехнологий.

В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу подробно изложена стратегия развития науки.

Целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны.

Важнейшими направлениями государственной политики в области развития науки и технологий являются:

· развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

· совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;

· формирование национальной инновационной системы;

· повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;

· сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;

· интеграция науки и образования;

· развитие международного научно-технического сотрудничества.

В 2005 году были приняты два федеральных закона, затрагивающие вопросы регулирования государственной политики в области развития науки и технологий.

В то же время программные установки государственной научно-технической политики требуют решения новых задач законодательного регулирования научно-технической сферы.

Необходимо разработать четкие процедуры участия в определении приоритетов развития науки представителей научного и экспертного сообщества, бизнеса, власти.

Требуется законодательно закрепить процедуры реформирования научных организаций, инвентаризации их имущественного комплекса.

Необходима более четкая регламентация прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Специальной законодательной поддержки требуют вопросы развития инновационной экономики, стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий.

В их числе:

· создание правовых условий для развития научно-технической и инновационной деятельности на региональном уровне путем уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

· стимулирование внедрения в производство новых технологий;

· определение правового статуса отдельных участников инновационного процесса (субъектов малого инновационного бизнеса, государственных научных центров);

· обеспечение вовлечения результатов интеллектуальной деятельности в экономический оборот и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.