Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние опыта Новгородской республики на формирование российской государственности.






В результате распада Киевской Руси появились различные по конфигурации СГУ. Интересная система установилась в Новгороде – феодальная республика.

Отдаленность от Киева способствовала тому, что Новгород не являлся предметом княжеских распрей и сумел освободиться от их влияния. Существовало несколько предпосылок, способствовавших возникновению и существованию на протяжении более 3-х веков феодально-боярской республики:

- Неплодородные почвы, суровость климата сдерживали развитие традиционных феодальных структур.

- Необычайно высок был удельный вес ремесла, город издревле был крупнейшим ремесленным центром.

- В экономике города огромное значение имела торговля.

Социальной основой политической системы в Новгороде были бояре – представители богатейших купцов и ростовщиков. Следующая группа – житьи люди – социальная категория, стоящая между боярством и купечеством. Гости (купцы), объединенные в корпорации (сотни). Богатейшая часть новгородских гостей объединялась в складничествоИванское сто. Дети боярские – потомки бояр, составлявших городское ополчение. Все остальное городское население называлось меньшими людьми

Высшим органом власти было Вече. Оно решало вопросы войны и мира, «призывало» князя, избирало и смещало посадников и воевод, тысяцких, владык, осуществляло контроль деятельности должностных лиц, внешние сношения, устанавливало торговые правила и льготы, повинности населения, осуществляло контроль исполнения судебных решений. Согласно Новгородской судной грамоте оно было носителем абсолютной власти. С 1136г. формально установился политический строй в виде боярской республики. У вече была своя канцелярия – ларь, печать – ответственный за хранение – вечевой дьяк. Формально в вечевом собрании могли участвовать все свободные мужчины-домохозяева. Вел собрание посадник.

Второй по важности орган (но именно он обладал реальной властью) – Совет господ. Его главной задачей была подготовка проектов решения веча, он определял внутренюю и внешнюю политику, хотя юридически не обладал этими полномочиями.

В 1136г. впервые вече избрало посадника – высшее должностное лицо государства. Вновь избранный посадник назывался степенным (вначале посадника избирали пожизненно, затем на 1 год). Он руководил работой вече, ему подчинялась вся городская администрация, он отвечал за внешние сношения, вместе с князем осуществлял судебные функции.

Тысяцкий – помощник посадника, отвечал за народное ополчение, за сбор налогов, контролировал торговлю и торг, суд, следил за правильностью использования мер и весов, поддерживал правопорядок, для решения хозяйственных и торговых дел (в Пскове вместо него избиралось 2 посадника). У посадника и тысяцкого существовал штат чиновников.

С 12в. избирался владыка – епископ (архиепископ) – глава церкви. Он управлял делами белого духовенства, возглавлял осподу, следил за деятельностью веча. Особое место занимал в системе управления князь, которого призывало на престол вече. С 1136г. привилегия новгородцев избирать князя была принята другими русскими князьями (но только из дома Рюриков). Он был военачальником, но его дружина составляла малую часть войска. Он вместе с посадником осуществлял судебные функции.

«+» вечевой республики: 1. Каждый принимал участие в решении; 2. Минимум бюрократии; 3. Защита личности.

«–» вечевой республики: 1. Анархия; 2. Длительность принятия решения.

Новгород не стал центром объединения России: земледелием, Золотая Орда и война с ней требовали сильного лидера, а не демократии, расслоения общества.

Опыт Новгородской республики:

- опыт представительной демократии (на Вече должны были присутствовать ВДЛ – посадник и тысяцкий, представители 5 концов города и представители всех соц.групп);

- традиции самоуправления (адм. единицы главного города, обладавшие значит.автономией, концы и пятины управлялись выборными должностями);

- население было формально равным по политическим правам;

- наем князя для выполнения ограниченного набора определенных в договоре функций (напрашивается аналогия с современным сити-менеджером);

- за мнимым народовластием скрывалась боярская олигархия. За полным юридическим равенством скрывалось неравенство экономическое и, как следствие, фактическое неравенство прав (бояре-житьи люди, купцы-черный люд). И в этом еще один урок истории: за провозглашаемыми демократическими правами может стоять самая примитивная финансовая олигархия;

- В то время, когда Новгородское государство с его республиканским устройством и слабой централизацией приходило в упадок по причине соц. противоречий, монархическая Москва собирала под свою руку земли и созидала новое Русское государство: сильная государственная власть доказала свою _53 Организация управления в феодальных княжествах на территории Руси в 12-15 вв.

В период феодальной раздробленности русские государства подверглись нашествию монгольских орд, что привело не только к резкому снижению социально-экономического уровня русских земель, но и самым отрицательным образом сказалось на развитии русской государственности. Но именно в этот период появляются альтернативные варианты становления гос. управления. Практически сохранились старые вечевые порядки русских земель в составе Великого княжества Литовского.

В 10-12 в. феодальные государства средневековой Европы распадаются. Древнерусское государство на рубеже 11-12 в. также входит в период раздробленности, т. е. феодальная раздробленность не была исключительно русским явлением. Причины: Во-первых, господство натурального хозяйства, отсутствие экономических связей. Во-вторых, рост вотчинной собственности, эк. и военное усиление отдельных земель. В-третьих, усиление региональной военно-служилой знати, получающей часть доходов от сбора налогов и податей и не желающей с ними расстаться.В-четвертых, ликвидация внешней военной опасности (разгром половецких орд).

Древнерусское государство распалось на 12 -15 крупных феодальных княжеств, получивших название земли. Однако полного обособления княжеств не произошло, сложилась своеобразная федерация русских земель. Все князья были из дома Рюриковичей, и родственные связи бесспорно сплачивали региональные центры, к тому же Киевский князь номинально оставался главой государства. Общими были язык, религия, культура, экономически княжества не отгородились друг от друга.

Управление всех феодальных княжеств являлось почти полной копией дворцово-вотчинной системы периода единого Киевского государства. Теперь на региональном уровне воспроизводилась та же структура: земля и внутри нее мелкие княжества – волости. Удельное княжество было, собственно, не гос-тво, а хозяйство князя.

Своеобразие Владимиро-Суздальского княжества состоит в том, что в нем сложилась исключительно сильная княжеская власть, позднее этот регион стал колыбелью русского самодержавия. В отличие от других регионов фактически вся его территория стала княжеским доменом. Владимирские князья земли раздавали в условное (поместное) владение служилому дворянству из числа младшей дружины. Политической опорой князя была дружина. Опора на дворян и горожан усиливали социальную базу власти князей – Всеволод Большое Гнездо впервые получил титул великого князя. Урожаи были низкие (почва, климат), поэтому наполнение казны могла обеспечить сильная военно-административная власть великих князей. В области и города князь назначал посадников из числа младших дружинников, правивших от имени князя. Посадники и тиуны составляли административный аппарат княжеского двора. Все они были слугами своего господина и целиком зависели от него.

Иная ситуация сложилась в Галицко-Волынском княжестве. Княжеская власть в этом регионе появилась сравнительно поздно, при развитых феодальных отношениях, поэтому земледельцы-бояре из старой родоплеменной и новой знати обладали исключительной экономической и военной мощью, что ослабляло великокняжескую власть. Князь считался сакральной особой, «властителем, Богом даным», владельцем всей земли и городов княжества, и главой войска. В государственных делах князь опирался на бояр, местную аристократию. Они делились на «старых» и «молодых», которых также именовали «лучшими», «великими» или «нарочитыми». Великие старшие бояре составляли управленческую верхушку и «старшую дружину» князя.

Пытаясь стать абсолютным «самодержцем», князь постоянно пребывал в конфликте с боярским окружением, которое стремилось сохранить свою независимость и превратить монарха в собственный политический инструмент. Усилению княжеской власти также мешали дробление княжеств и вмешательство соседних государств. Хотя монарх имел право принимать решения самостоятельно, он иногда созывал боярские «думы» для решения важнейших вопросов и проблем. Эти собрания приобрели постоянный характер с XIV века, окончательно заблокировав «самодержавие» князя, что стало одной из причин упадка Галицко-Волынского княжества.

Киевское княжество. Приглашение боярами Мономаха в Киев (в обход принятой тогда очерёдности наследования) было прецедентом, использованным в дальнейшем для обоснования своего " права" выбора сильного и угодного им князя и заключения с ним " ряда", ограждавшего их территориально-корпоративные интересы. В условиях общерусской борьбы за Киев местное боярство стремилось c помощью дуумвирата к прекращению усобиц и к политической стабилизации в своем княжестве. По мере втягивания в борьбу всё большего числа князей, киевские бояре стали прибегать к системе княжеского дуумвирата (двоевластия), приглашая в Киев соправителями две или несколько соперничающих группировок, чем на какое-то время достигалось относительное политическое равновесие.

_54 Петровские реформы государственного и местного управления: содержание, значение.

В конце 17в. высшим органом госуправления оставалась Боярская дума. Институт этот оказался безнадежно устаревшим, т.к. БД фактически вымирала, на место скончавшихся царь не назначал новых членов. Это означало падение роли данного института в госуправ-ии. По этой причине была создана в 1699г. при БД Ближняя канцелярия, где проходили думские заседания. В 1974г. образ-ся Кабинет Петра1 - учреждение имеющий хар-р личной канцелярии главы гос-ва.

Следующим этапом в реформе органов власти стало создание в 1711г. Сената – он был органом надзора за правительственным аппаратом и должностными лицами. Этот надзор осуществляли «блюстители чиновничьей нравственности» - фискалы.В их обязан. входило тайно подслуш.и доносить обо всех преступлениях.В отличии от БД Сенат уже в первые годы своей деятельности стал бюрократич.учреждением.

В 1708г. появ. царский указ об образ. Губерний. Это стало началом реформы местн.управ-я. Терр.страны была разделена на 8 губерний (потом 11 губ.). Губернии возглавлялись губернаторами, назн. Царскими указами. Губернатор был наделен больш.полномоч.: Сбор налогов, контроль за дох. и расх.губер., админ. и хоз.функций, наделен судебной властью, главнокоманд.на территории.

В 1719г. губернии были раздел. на 50 Провинций ( возгл.-Воеводы), кот. делились на уезды.

В 1717г. были созданы Коллегии (вместо приказов) - исполнительный орган, во главе Президент, решения принимаются коллегиально. 12 коллегий: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская, Ревиз., Мануфактур, Коммерц, -Юстиц, Духовная, Вотчинная…

Вместо приказов система коллегий, – централизация и бюрократизация гос. аппарата. Положительным моментом в создании новой системы управления был её отраслевой принцип, деятельность коллегий охватывала всю территорию России, более высокая эффективность и оперативность работы, лучший контроль, четкое определение прав и обязанностей. Но система приказов не была ликвидирована, отраслевой принцип не соблюдался, волокита, казнокрадство, непрофессионализм чиновников.Реформа местного управления – участие вместе с назначенными воеводами выборных представителей дворянства. Разделение на губернии – сначала 8, потом 11, которые делились на провинции во главе которых губернаторы, вице-губернаторы или воеводы., провинции делились на округа. Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям. Финансовые и административные полномочия в руках губернаторов (представители центральной власти), создана разветвленная иерархическая сеть бюрократических учреждений.

Городское управление – по европейскому образцу, создание гильдий.

Модернизация управления привела к расширению роли государства и усилению его контрольных функций, замена приказов коллегиями способствовала строгому распределению сфер гос. управления, разграничены функции центрального и местного аппарата управления, разделение трех ветвей власти (законодательная исполнительная судебная), церковь отделена от государства, единообразие общегосударственных рангов чиновничьей иерархии.

Все гос. учреждения обязаны исполнять решение монарха. Ему подчинялась вся система судебной власти – его решения отменяли любые другие, он утверждал смертный приговор, право помиловать, его воля – главный источник судопроизводства.

1722 – Табели о рангах – новая классификация армейской, штатной и придворной службы с разделением каждой на 14 рангов (право на получение личного дворянства – низший 14 и потомственного – 14 военный, 8 –гражданский). Моральный престиж службы непрерывно повышался – безупречная работа давала возможность получить материальное благополучие и дворянство.

1699рекрутская повинность – основной принцип формирования армии, распространялась на все сословия. Вначале набор осуществлялся по подворному принципу, с 1722 – по подушному. С 20 до 35 лет возраст рекрутов, Служили пожизненно. Сухопутная армия и Флот (Азовский, Балтийский флот).

Созданный Петром I бюрократический аппарат в целом успешно выдержал испытания контрреформами. Сохранились основные центральные и высшие органы власти – Сенат, Синод, Коллегии. Перестройка упростила, удешевила гос. машину, установила строгую иерархию подчинения, сделала губернии основой системы управления.. Данный период ознаменован серией контрреформ системы центральных и местных управлений; цель – преодоление финансового кризиса, удешевление гос. аппарата, создание новых структур. Петр 1 заложил основы будущего господства бюрократии. При нем она стала социальной основой Российского варианта власти.

В годы петровских преобразований в России укрепилась монархическая власть. Оформление абсолютизма завершилось. Для российского абсолютизма были характерны наивысшая степень централизации, развитый, полностью зависимый от монарха бюрократический аппарат, сильная регулярная армия.

В 1721г. за победу в Северной войне Сенат и Синод преподнес Петру1 титул Императора






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.