Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Централизация государственного управления: типовые механизмы, результаты, проблемы.






Централизация - процесс, при котором центральная правительственная власть стремится не только регулировать общее направление государственной жизни, но и руководить деятельностью местных властей, подчинить своему непосредственному воздействию все или многие стороны местной жизни.

Степень централизации управления характеризуется долей решений, принимаемых на высших ступенях иерархии, уровнем принятия важных решений; их автономностью (процентом решений, не согласуемых с руководством); частотой привлечения подчиненных к участию в управленческой деятельности; и пр.

Достоинства централизации: концентрация усилий и ресурсов на ключевых направлениях деятельности; устранение неоправданного дублирования управленческих функций; персональная ответственность; повышение управляемости; возможность четкого контроля и подчинения.

Для России прежде всего характерна централизация, а децентрализация происходит в высшей степени неупорядоченно - огромное количество полномочий и ресурсов перераспределяется на договорной основе, либо присваивается явочным порядком. Вследствие этого возникает статусное неравенство субъектов РФ, неизбежно ведущее к выстраиванию иерархической системы.

Проявления централизации (механизмы):

- в отношении полномочий (в сфере совмест. ведения преобладают федеральные НПА);

- прямое федеральное регулирование деят-ти S (№ 184-ФЗ: перечень обязательных полномочий для субъекта, регламентация стркутры и порядка деят-ти ОВ субъекта + избирательное зак-во: обязанность избирать не менее ½ через пропорц. систему)

- усиление административной власти (назначение и отставка Губернатора, роспуск Зак.ОВ субъекта);

- финансово-бюджет. централизация (обязательность расходов бюджета ч/з Федеральное Казачейство);

- политическая централиз. (за счет деят-ти «Ед. России» на уровне федерации и регионов).

Результаты:

- значительное усиление роли главы государства в различных сферах общественной жизни;

- система стала более управляемой и предсказуемой;

- возможность централизованного распределения обществ. благ и ресурсов;

- создание четко выстроенной иерархической структуры управления, контроля и подчинения;

- регионам остается деят-ть исполнительского характера, большинство заданий предписано.

Однако централизация имеет свою оборотную сторону: затрачивается много времени на передачу информации => значительная часть ее теряется или искажается; важнейшие решения принимаются высшими руководителями, оторванными от жизни и плохо представляющими себе конкретную ситуацию. Исполнители же, которым она хорошо знакома, не могут на нее влиять, устранены от выработки и принятия решений, и последние им навязываются в принудительном порядке. В результате решения оказываются недостаточно качественными и неэффективно реализуются на практике из-за отсутствия заинтересованности. Кроме того, централизация может привести к узурпированию власти и формированию авторитаризма.

 

49_ Особенности российского федерализма:

- самое большое государство;

- федерализация проходила сверху, директивно, путем предоставления регионам вынужденных уступок;

- смешанный принцип построения федерации, однако, национальный принцип стал приоритетным;

- централизация (проявл-ся в прямом федеральном регулир.деятельности субъектов ч/з № 184-ФЗ, усилении административ. власти центра ч/з губернаторов, возможность роспуска Зак.ОВ, финансово-бюджет. и политической централизации) => регионам остается деят-ть исполнительского хар-ра;

- «матрешечная» структура фед-ции, когда одни субъекты (АО) входят в состав др.;

- асиммитричность статусов S РФ + политико-правовая асимметрия доп-ся эк. асимметрией, неравномерность соц-эк развития регионов.

- субъекты РФ не представляют собой эконом.-демографич. целостности (было сделано целенаправленно в 30х гг.), дробность субъектов, их большое кол-во

=> по всем признакам РФ не федерация, а регионализованное гос-во.

ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных ОГВ субъектов федерации» (6.10. 99). Это первый ФЗ, который напрямую регулирует вопросы гос. власти во всех субъектах федерации, вводит унифицированную систему ОГВ во всех субъектах (это признак унитаризации государства). В любом федеральном гос-ве механизм формирования ОГВ – прерогатива субъекта, а данный закон мало соответствует принципу федерализма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.