Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание для самостоятельной работы. Обоснуйте целесообразность использования НИТ на уроках математики






Обоснуйте целесообразность использования НИТ на уроках математики. Приведите пример фрагмента урока математики с использованием НИТ.

Литература

1. Блинова, Т.Л. Современные аспекты методики обучения математике: учеб.пособие / Т.Л.Блинова, Э.А.Власова, И.Н.Семенова, А.В.Слепухин / под ред. И.Н. Семеновой, А.В. Слепухина; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2009. – 190 с.

2. Слепухин, А.В. Комплексная педагогическая диагностика профессиональной направленности личности школьника с использованием новых информационных технологий: монография/ А.В. Слепухин; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2006 г. –200 с.

3. Стариченко, Б.Е. Компьютерные технологии в образовании: Инструментальные педагогические назначения / Б.Е. Стариченко; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1997г. –108 с.

4. Стариченко, Б.Е.Компьютерные технологии в вопросах оптимизации образовательных систем / Б.Е. Стариченко; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1998 г. –208 с.

 

Содержание практических занятий (8 семестр)

Практическое занятие № 1. Логико-дидактический анализ темы

Цели

1. Сформировать у студентов способность к самостоятельному осуществлению логико-дидактического анализа темы.

2. Тренировать у студентов способность к применению полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения темы студент должен знать:

· структуру логико-дидактического анализа темы.

Студент должен уметь:

· самостоятельно осуществлять логико-дидактический анализ темы с учётом психолого-педагогических особенностей обучаемых;

· применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Авакумова, И.А. Основные вопросы организации и проведения педагогической практики студентов математического факультета: метод. рекомендации./ И.А. Аввакумова, Т.Л. Блинова – Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – 71 с.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и пераб. / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2002. – 384 с.

3.Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов / Е.И. Лященко, К.В. Зобкова, Т.Ф. Кириченко [и др.]; под ред. Е.И. Лященко. – М: Просвещение, 1988. – 223 с

4. Математика 5 – 11 кл.: Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Тематическое планирование / Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – М.: Дрофа, 2002. – 320 с.

5. Немов, Р.С. Психология: учеб. для. студ. высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. – 4-е изд. / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.

6. Семенова, И.Н. Избранные вопросы организации и содержания математического образования учащихся: учебно-методическое пособие / И.Н.Семенова, А.В. Слепухин; Г.В. Потапова под ред. И.Н. Семеновой. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998 – 48 с.

7. Фридман, Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: учителю математики о пед. психологии / Л.М. Фридман. – Минск, ОАО Экономика, 2005. –155 с.

Задания для размышления и контроля

1. Проанализируйте материал пособий [1, 3, 6], выделите основные структурные элементы логико-дидактического анализа.

2. На основе анализа материала, представленного в учебных пособиях по педагогике и психологии [2, 5, 7] выделите психолого-педагогические особенности учащихся соответствующего возраста и составьте развернутую психолого-педагогическую характеристику учащихся данного класса в соответствии с указанными компонентами:

1) характер межличностных отношений в данном коллективе;

2) мотивация учебной деятельности учащихся;

3) преобладающий вид внимания;

4) особенности памяти;

5) доминирующие виды мышления;

6) характеристика обучаемости субъектов учебной деятельности;

3. Выберите любую тему из школьного курса математики, выделите основные понятия и определения данной темы; цели изучаемой темы; знания и умения, которые должны быть сформированы у учащихся в результате изучения данной темы.

4. Постройте логико-ролевую цепочку, выбранной вами темы, опираясь на материал пособия [6].

5. На конкретном примере проиллюстрируйте

· реализацию внутрипредметных связей темы;

· реализацию межпредметных связей темы;

· включение историко-математического материала при изучении темы.

6. Опишите методику организации контроля знаний учащихся по теме квадратные уравнения.

7. Проведите анализ задачного материала по теме «Степень с рациональным показателем» (9 класс) по следующим пунктам:

1) определите, какие задачи способствуют раскрытию, конкретизации, углублению «ядерного» и «основного» (объявленного как обязательного в стандарте общеобразовательной школы) материала.

2) выделите задачи:

· на работу с «опорным» (базовым, исходным для получения нового знания) материалом;

· на «вспомогательный» (дополнительный, иллюстративный, раскрывающий межпредметные связи и практические аспекты) материал;

· нестандартные, творческие задачи.

При отборе задачного материала в каждой группе предусмотрите задачи для организации дифференцированной работы с учащимися.

 

Практическое занятие № 2. Обучение учащихся решению задач по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

Цели

1. Сформировать у студентов способность к распознаванию различных геометрических ситуаций в решении задач, позволяющих использовать признаки перпендикулярности прямой и плоскости.

2. Тренировать у студентов способность к применению полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.

Студент должен уметь:

· самостоятельно разрабатывать геометрические ситуации для учащихся с целью обучения их решению геометрических задач;

· применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Атанасян, Л.С. Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов. – М.: Просвещение, 2000. – 206 с.

2. Клопский, В.М. Геометрия 9-10 / В.М. Клопский, З.А. Скопец, М.И. Ягодовский. – М.: Просвещение, 1982. – 195 с.

Задания для размышления и контроля

1. Выделите основные определения и теоремы, необходимые для решения задач по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей».

2. Обоснуйте построение чертежа (рис. 8) к задаче 1. Выделите основные теоретические вопросы, на которые вы будете опираться при решении данной задачи.

Задача 1. В правильной треугольной пирамиде сторона основания равна m и составляет с боковой гранью угол φ. Найти объём пирамиды.

Задача 2. В правильной треугольной призме ABCA1B1C1 найти угол между диагональю BC 1 боковой грани BCC1B1 и плоскостью основания призмы, если угол между BC 1 и гранью AA1B1B равен . Рассмотрите аналогичную ситуацию для правильной четырёхугольной пирамиды (рис. 10).

 

 

3. Обоснуйте построение угла в задаче 4 (рис. 9).Оформите решение данной задачи, выполнив необходимые обоснования.

4. Покажите, что в правильной пирамиде SABCD ().

5. Постройте отрезок, равный расстоянию от точки N до грани SDC.

6. В правильной треугольной пирамиде (рис.8) постройте отрезок, равный расстоянию от середины стороны AB (т. P) до плоскости SBC.

7. Используя учебник [1], подберите задачи на нахождение угла между прямой и плоскостью, на нахождение расстояния от точки до плоскости и приведите их в определённую систему. Покажите организацию работы на одной из задач каждого вида.

 

 

Практическое занятие № 3. Изучение темы «Производная» в общеобразовательной школе

Цели

1. Сформировать у студентов представление об особенностях изложения темы «Производная» в действующих учебниках алгебры и начал анализа.

2. Тренировать у студентов способность к применению полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения темы студент должен знать:

· цели и причины включение в школьный курс математики элементов дифференциального исчисления;

· особенности изложения темы «Производная» в действующих учебниках алгебры и начал анализа.

Студент должен уметь:

· применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Алимов, Ш.А. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин. – М.: Просвещение, 2000. – 385 с.

2. Башмаков, М.И. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. / М.И. Башмаков. – М.: Дрофа, 2002. – 396 с.

3. Вернер, А.Л. Математика. Учебное пособие для 11 класса гуманитарного профиля / А.Л. Вернер, А.П. Карп. – М.: Просвещение, 2002.. – 191 с.

4. Виленкин, Н.Я. Алгебра и математический анализ для 10 класса. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углублённым изучением математики / Н.Я Виленкин, О.С Ивашев-Мусатов., С.И. Швардбурд. – М.: Просвещение, 1995.– 336 с.

5. Колмогоров, А.Н. Алгебра и начала анализа. / А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов. – М.: Просвещение, 2002. – 384 с.

Задания для размышления и контроля

1. Раскройте цели и причины включение в школьный курс математики элементов дифференциального исчисления.

2. Охарактеризуйте месторасположение материала темы:

· «Производная» в учебнике [1];

· «Производная и её применение» в учебнике [2];

· «Что такое производная» в учебнике [3];

· «Производная и её приложения» в учебнике [4];

· «Производная» в учебнике [5].

Прокомментируйте особенности изложения материала в каждом из рассматриваемых учебников.

3. Выясните, какие сведения из теории пределов и непрерывности функций включены:

· в учебник [5];

· в учебник [1];

· в учебник [2].

Раскройте цель их введения.

4. Укажите теоретические сведения из учебников [1, 2], лежащие в основе применения производной

· к геометрии;

· к физики;

· к исследованию функции на монотонность;

· к исследованию функции на экстремум;

· к исследованию функции на наибольшее и наименьшее значения.

5. Прокомментируйте систему упражнений из п. 4 «Касательная к графику функции. Производная» учебника [3] с точки зрения дифференцированного подхода к учебно-познавательному процессу.

6. Составьте карточки-опоры с описанием алгоритма решения и образца оформления записи решения, основанного на применении производной для решения:

· задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения на отрезке;

· задачи на построение касательной к параболе в любой её точке, отличной от вершины;

· задачи на исследование функции и на построение её графика.

7. Проанализируйте учебник [4] с точки зрения изучения формул и правил дифференцирования. Составьте таблицу (табл. 4) всех используемых правил и формул дифференцирования, включая их в том порядке, в каком они рассматриваются в учебнике.

Таблица 4

№ п/п Формулы и правила дифференцирования Название пункта или параграфа, страница учебника, номер упражнения (если это необходимо) Особенности введения (даётся доказательство, вводится без доказательства, даётся частичное доказательство, приведённое доказательство не является обязательным для усвоения рассматриваемого материала т.д)

 

8. Составьте развёрнутый план-конспект по введению понятия производной, используя учебник [5].

Практическое занятие № 4. Методика обучения математике на профильном уровне. Предпрофильная подготовка

Цель

Сформировать у студентов представление о методических особенностях обучения математике на профильном уровне.

В результате изучения темы студент должен знать:

· определение профильного обучения;

· причины перехода на профильное обучение;

· структуру профильного обучения;

· цели профильного обучения;

· сущность профильного обучения.

Студент должен уметь:

· применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Концепция математического образования (12-летней школы) / математика в школе. –2000. – № 2. – С. 12-18.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: Центр гуманитарной литературы», 2004. – 37 с.

3. Семенова, И.Н. Профильные и элективные курсы: основы организации, фрагменты аннотированных программ / И.Н. Семенова, А.В. Слепухин; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2007. –156 с.

4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (среднее (полное) общее образование) // Вестник образования.–№№14, 15– 2004.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.