Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание для самостоятельной работы. Приведите примеры тем профильных и элективных курсов для учащихся естественно-научного профиля, напишите к одному из них аннотацию (с обоснованием






Приведите примеры тем профильных и элективных курсов для учащихся естественно-научного профиля, напишите к одному из них аннотацию (с обоснованием необходимости введения данного курса в школе).

 

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года – М.: «Центр гуманитарной литературы». - 2004.

2. Семенова, И.Н. Профильные и элективные курсы: основы организации, фрагменты аннотированных программ / И.Н. Семенова, А.В. Слепухин; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2007. –156 с.

3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (среднее (полное) общее образование) // Вестник образования. – №№14, 15 – 2004.

Лекция 5. Использование новых информационных технологий в процессе обучения математике

План

1. Определение новых информационных технологий.

2. Принципы использования новых информационных технологий в процессе обучения.

3. Дидактические функции новых информационных технологий.

4. Конструирование урока математики с использованием средств новых информационных технологий.

Определение новых информационных технологий

В исследованиях Н.В. Макарова, В.А. Извозчикова, М.И. Жалдака, И.В. Роберт, Т.А. Сергеевой, Е.И. Машбица, В.Ф. Шолоховича новые информационные технологии (НИТ) определяются как учебный процесс, базирующийся на некоторой новой для школы технической базе.

Ключевым признаком, по которому процесс обучения может быть отнесен к технологическому, является гарантированность и эффективность достижения поставленной цели обучения.

НИТ образования – совокупность организационных форм, педагогических технологий и технических средств управления образовательным процессом, основанных на использовании современных компьютерных и телекоммуникационных систем и обеспечивающих достижение принятого образовательного стандарта массой учащихся (Б.Е. Стариченко).

НИТ обучения – совокупность педагогической техники преподавателя, методов обучения, базирующихся на использовании компьютерных технологий педагогических измерений, обеспечивающих эффективное достижение целей обучения в данной предметной области и однозначное отслеживание результатов на всех этапах обучения.

Принципы использования новых информационных технологий в процессе обучения

1) принцип информационной гуманности объединяет и развивает те моменты классических принципов дидактики, которые связаны с индивидуализацией обучения. Все элементы процесса обучения должны быть ориентированы на индивидуальные информационные возможности и особенности учащегося. При этом под гуманностью понимается первичность психофизиологических особенностей и личностных интересов учащегося по отношению к любым элементам технологии обучения;

2) принцип мультимедийности следует считать развитием классического принципа наглядности обучения, но развитием на качественно ином уровне: обучение должно быть мультимедийно. При этом мультимедийность понимается в двух аспектах:

· в узком – как комплексность по форме представления информации;

· в широком – как комплексность содержания информации;

3) принцип метапредметности: приоритетным в содержании обучения должно быть акцентирование внимания учащихся на способах представления и обработки информации в данной учебной дисциплине. При этом предпочтение должно отдаваться универсальным способам и формам.

Дидактические функции новых информационных технологий

При выявлении дидактических функций НИТ примем во внимание следующие обстоятельства:

1) по отношению к учащемуся источниками учебной информации является преподаватель и компьютер;

2) преподаватель может осуществлять управление обучением как непосредственно, так и опосредованно через компьютерную программу, с которой работает учащийся;

3) допустимы дидактические ситуации, когда ходом предъявления информации в процессе обучения руководит сам учащийся.

Возможные варианты информационных взаимодействий в дидактической системе «преподаватель – учащийся – компьютер»:

1. Учащийся использует компьютер как средство обработки информации. Получив необходимую начальную информацию (задание) от преподавателя, он осуществляет некоторую учебную деятельность с объектной средой (например, с системой подготовки текстов, графическим редактором, базой данных и др.). Отчет о результатах деятельности представляется преподавателю (канал первичной обратной связи); оценка передается от преподавателя к учащемуся (канал вторичной обратной связи).

2. Учащийся решает определенную учебную проблему. Постановку проблемы осуществляет преподаватель, но вариант ее решения ищет учащийся с использованием компьютера, получая и обрабатывая при этом субъективно новую информацию.

Примером такой деятельности может быть реферативная работа, требующая мультимедийных или сетевых источников информации или проведение исследования в моделирующей или имитирующей среде. Управление компьютером в данной схеме осуществляется самим учащимся. Каналы обратной связи используются традиционным образом.

3. Непосредственное управление действиями учащегося осуществляется компьютером. В функции компьютера входит также предоставление необходимой учебной информации, прием результатов работы учащегося и оценка его действий. Учащийся осуществляет деятельность в некоторой предметной среде – компьютерном тренажере, контролирующей программе, учебном курсе. Ходом учебного процесса преподаватель управляет через компьютер, устанавливая индивидуальные режимы и контролируя по компьютерным протоколам учебную деятельность учащегося.

Выделяют две составляющие учебного процесса – групповую (обеспечивающую содержательное освоение ядра учебного курса и отслеживающую переход от раздела к разделу, от темы к теме по времени) и индивидуальную (усвоение учеником сообщенной ему ранее информации и выработке умений; которые зависят от их индивидуальных способностей, возможностей и желания).

В информационном контуре «преподаватель – учащийся» должна реализовываться групповая составляющая обучения.

Индивидуальная составляющая на начальных этапах усвоения информации связана с многократным повторением уже знакомых теоретических положений и выполнением большого числа практических заданий, а для выхода на творческий уровень (этап трансформации) требуется возможность проведения самостоятельного исследования.

Индивидуальная составляющая обучения должна реализовываться в контуре «учащийся – компьютер».

Контур «преподаватель – компьютер» служит для управления обучением, осуществляемым через компьютерную систему.

Конструирование урока математики с использованием средств новых информационных технологий

Конструирование урока с использованием НИТ требует соблюдения сформулированных выше дидактических принципов. Кроме того, с позиции анализа возможностей использования конкретных электронных ресурсов с учетом специфики математики, доминирующих методов обучения необходимо обосновать:

1) педагогическую целесообразность;

2) дидактическую значимость;

3) методическую оправданность (эффективность) используемых средств НИТ.

Этапы конструирования урока с использованием НИТ

1) на основе анализа цели и задач урока обосновывается педагогическая целесообразность, дидактическая значимость, методическая оправданность использования средств НИТ. В соответствии с указанными аргументами выбираются необходимые электронные ресурсы конкретного методического назначения: обучающие, информационно-поисковые, имитационные, демонстрационные, моделирующие, контролирующие, тренажеры, учебно-игровые и т.д.;

2) определяется необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства), проектируются основные виды деятельности с имеющимися электронными ресурсами, определяется методика использования конкретного программного средства.

3) при осуществлении поэтапного планирования урока проводится детализация функций, возлагаемых на средства НИТ, и способов их реализации, а также выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель – учащийся – средство НИТ – учебная информация).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.