Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научный аспект






Педагогическая технология – это часть педагогической науки изучающая и разрабатывающая идеи содержания, методы обучения и проектирующая педагогические процессы в целом;

2) процессуально – описательный аспект

Педагогическая технология – это описание процесса: описание совокупных целей, содержания, методов и средств для достижения гарантируемых результатов;

3) процессуально – действенный аспект

Педагогическая технология – это осуществление педагогического процесса, функционирование всех личностных, методологических и инструментальных средств обучения.

 

Задание для самостоятельной работы

Охарактеризуйте основные направления практического решения образовательных задач в современной парадигме.

Литература

1. Епишева, О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: кн. для учителя / О.Б. Епишева. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с.

2. Епишева, О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: кн. для учителя / О.Б. Епишева. – М,: Просвещение, 2003. – 223 с.

3. Методика и технология обучения математике: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов мат. фак. вузов / Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова, В.В. Орлов и др. – М.: Дрофа, 2005. – 416 с.

4. Реализация дифференцированного подхода при изучении школьного курса математики в системе развивающего обучения: Учеб.-метод. пособие / Урал. гос. пед. ун-т; под ред. Х.Ж. Ганеева. – Екатеринбург: УрГПУ, 2003. – 119 с.

5. Саранцев, Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студ. мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г.И. Саранцев. – М.: Просвещение, 2002.‑ 224 с.

 

Лекция №8. Современные образовательные технологии

 

План

1. Общая характеристика педагогической технологии.

2. Структура педагогических технологий и критерии технологичности.

3. Обзор современных образовательных технологий (УДЕ, проблемное обучение, интерактивное обучение).

Общая характеристика педагогической технологии

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, искусстве.

Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов и принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Критерии технологичности

1) концептуальность. Каждая педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

2) системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

3) управляемость. Педагогическая технология предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

4) эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

5) воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех уровнях:

1) общепедагогический (общедидактический) уровень. Общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса;

2) частнометодический (предметный) уровень. Частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, зрителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя);

3) локальный (модульный) уровень. Локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоение новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Структура педагогической технологии

1) концептуальная основа;

2) содержательная часть обучения:

· цели обучения – общие и конкретные;

· содержание учебного материала;

3) процессуальная часть – технологический процесс:

· организация учебного процесса;

· методы и формы учебной деятельности школьников;

· методы и формы работы учителя;

· деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

· диагностика учебного процесса.

Признаки существования педагогической технологии

1) цели (во имя чего необходимо учителю ее применять);

2) наличие диагностических средств;

3) закономерности структурирования взаимодействия учителя и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс;

4) система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей;

5) средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся.

Структура описания технологии

1) название технологии (авторы);

2) основное концептуальное положение;

3) основная цель обучения;

4) основные особенности содержания;

5) основные особенности процессуальных характеристик;

6) наличие и краткая характеристика программного обеспечения (по возможности продемонстрировать учебники, дидактические материалы и т.п.).

Концепция и технология укрупнения дидактических единиц

Концепция и технология укрупнения дидактических единиц разработана П.М. Эрдниевым.

Укрупненная дидактическая единица (УДЕ) – это «клеточка» учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью.

УДЕ обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти.

Понятие «укрупнение дидактической единицы» можно представить как интеграцию конкретных подходов к обучению

1) совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций, функций, теорем и т.п., в частности, взаимно обратных задач;

2) обеспечение единства процессов составления и решения задач, уравнений, неравенств и т.п.;

3) рассмотрение во взаимопереходах определенных и неопределенных заданий, в частности, деформированных упражнений;

4) обращение структуры упражнения, что создает условия для противопоставления исходного и преобразованного задания;

5) выявление сложной природы знания (математического, физического и т.п.), достижение системности знаний;

6) реализация принципа дополнительности в системе упражнений (понимание достигается на основе сочетания образного и логического в мышлении, между его сознательным и подсознательным компонентами, на основе сочетания операций вычленения и сличения, анализа и синтеза, поочередного обращения к разным полушариям головного мозга).

Концепция УДЕ широко применяется в педагогической практике, начиная с начальной школы. При изучении учебного предмета, в частности, математике выстраивается своя технология на основе представленных выше основных положений. Например, в начальной школе, чтобы дети запомнили таблицу умножения, надо ее предлагать вместе с соответствующими случаями деления (3*5=15, 15: 5=3 и т.д.). Прямая задача лучше постигается в паре с обратной, ибо при этом она схватывается учеником не изолированно, а как элемент системы мыслей. Аналогично перестроен процесс обучения сложению, вычитанию, умножению и делению: от раздельного изучения к укрупненному изложению того же материала в двух темах («Сложение и вычитание», «Умножение и деление»).

Ключевой элемент технологии УДЕ – это упражнение – триада, элементы которой рассматриваются на одном занятии:

1) исходная задача;

2) ее обращение;

3) обобщение.

В работе над математическим упражнением (задачей) отчетливо выделяются четыре последовательных и взаимосвязанных этапа:

1) составление математического упражнения;

2) выполнения упражнения;

3) проверка ответа (контроль);

4) переход к родственному, но более сложному упражнению.

Основной формой упражнения должно стать многокомпонентное задание, образующееся из нескольких логически разнородных, но психологически объединенных в некоторую целостность частей:

1) решение обычной «готовой» задачи;

2) составление обратной задачи и ее решение;

3) составление аналогичной задачи по данной формуле или уравнению и ее решение;

4) составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной задачей;

5) решение или составление задачи, обобщенной по тем или иным параметрам исходной задачи.

Понятия проблемного обучения

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействиясубъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания (А.М. Матюшкин).

Проблемное обучение — это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В. Оконь).

Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (М.И. Махмутов).

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г.К. Селевко).

Суть концепции проблемного обучения

1) провозглашение тезиса о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося;

2) оказания ему помощи в процессе исследовательской деятельности;

3) организация изложения учебного материала специальным образом.

Ведущая идея концепции проблемного обучения

1) вовлечение учащихся в творческую деятельность посредством постановки проблемносформулированных вопросов и заданий;

2) активизация их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

Основа для реализации концепции проблемного обучения

Моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности, не может достичь цели известными ему способами действий.

Проблемная ситуация по сути является:

1) закономерностью продуктивной, творческой познавательной деятельности;

2) причиной, побуждающей человека искать новый способ объяснения или действий.

Этапы продуктивной познавательной деятельности (рис. 2)

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации.

 

Рис. 2. Этапы продуктивной познавательной деятельности

 

Преднамеренное создание проблемной ситуации является отправным моментом проблемного обучения, а возникшая при этом проблема и будет учебной проблемой.

Признаки наличия учебной проблемы

1) наличие проблемной ситуации;

2) информационная готовность к решению;

3) внутренняя психологическая готовность войти в ситуацию;

4) вариативность решения.

Методы проблемного обучения

1) по способу решения проблемных задач выделяют четыре метода:

· проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее);

· совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися);

· исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно);

· творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение).

2) по способу представления проблемных ситуаций и степени активности учащихся выделяют шесть методов (М.И. Махмутов):

· метод монологического изложения;

· рассуждающий метод;

· диалогический метод;

· эвристический метод;

· исследовательский метод;

· метод программированных действий.

Проблемная ситуация порождается:

1) логикой учебного предмета;

2) логикой учебного процесса;

3) учебной или практической ситуацией.

В первых двух случаях, как правило, они возникают объективно, т.е. независимо от желания учителя.

Способы создания проблемных ситуаций

1) побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними;

2) использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике;

3) поиск новых путей практического применения учащимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения;

4) побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них;

5) выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка;

6) побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации;

7) побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов;

8) ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем;

9) организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций;

10) варьирование, переформулировка задач и вопросов.

Типы проблемных ситуаций

1) недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта или прежних умений для решения новой задачи;

2) необходимость использования ранее усвоенных ЗУН в принципиально новых практических ситуациях;

3) наличие противоречий между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа;

4) наличие противоречий между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

Способы создания проблемной ситуации

1) постановка проблемного вопроса;

2) проблемная задача или задание;

3) демонстрация опыта;

4) сочетание слова и наглядности.

Этапы постановки учебной проблемы

1) анализ проблемной ситуации;

2) осознание сущности затруднения;

3) словесная формулировка проблемы.

Этапы поиска способов решения

1) выдвижение первоначальных идей, догадок;

2) обоснование предположений;

3) формулировка гипотезы.

 

Этапы решения проблемы

1) доказательство или опровержение гипотезы;

2) проверка правильности решения проблемы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.