Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание для самостоятельной работы. Обоснуйте зависимость выбора методов обучения от целей образования и современных принципов обучения






Обоснуйте зависимость выбора методов обучения от целей образования и современных принципов обучения.

Литература

1. Блинова, Т.Л. Современные аспекты методики обучения математике: учебное пособие / Т.Л. Блинова, Э.А.Власова, И.Н. Семенова, А.В.Слепухин; под ред. И.Н. Семеновой, А.В. Слепухина // ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2007. – 190 с.

2. Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока математики / С.Г. Манвелов. – М.: «Просвещение», 2002. – С. 84 – 88.

3. Метельский, Н.В. Пути совершенствования обучения математике (Проблемы современной методики математики) / Н.В. Метельский. – Минск, 1989. – С. 119 150.

4. Саранцев, Г.И. Методика обучения математике в средней школе / Г.И. Саранцев. – М.: «Просвещение», 2002. – С. 154 – 175.

5. Теория и методика обучения математике (вопросы организации деятельности учителя): учебное пособие. – Екатеринбург, 2002. – С. 16 – 17.

 

 

Лекция №7. Современные подходы к выстраиванию стратегии обучения математике

План

1. Компетентностный подход.

2. Информационный подход.

3. Системно-деятельностный подход.

4. Технологический подход.

Стратегия – искусство планирования руководства чем-либо, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.

Стратегия – общие, основные установки, важные для подготовки и осуществления чего-либо.

Основные направления проектирования новых методик

1) приоритетность развивающей функции обучения;

2) ориентация обучения на конечный результат;

3) уровневая дифференциация учебных требований и обеспечение постепенности движения школьников по уровням.

Сущность компетентностного подхода

Компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.

В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Компетентностный подход можно рассматривать как совокупность общих дидактических требований к:

1) определению целей образования;

2) отбору содержания образования;

3) организации образовательного процесса;

4) оценке образовательных результатов.

Реализация компетентностного подхода (по О.Е. Лебедеву)

1) смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

2) содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных и иных проблем.

3) смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

4) оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (А.В. Хуторской).

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (А.В. Хуторской).

Связь между понятиями компетентность и компетенция

Компетенция – это то, на что претендуют, или то, что назначается по статусу, как должное;

Компетентность – это то, чего достиг конкретный человек, интегративная характеристика его качеств.

Таким образом, компетентность есть мера освоения компетенции.

Согласно программе внедрения компетентностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности:

1) познавательная компетентность:

· учебные достижения;

· интеллектуальные задания;

· умение учиться и оперировать знаниями.

2) личностная компетентность:

· развитие индивидуальных способностей и талантов;

· знание своих сильных и слабых сторон;

· способность к рефлексии;

· динамичность знаний.

3) самообразовательная компетентность:

· способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;

· ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;

· гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;

· постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

4) социальная компетентность:

· сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;

· способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;

· социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;

· развитие личностных качеств, саморегулирование.

5) компетентное отношение к собственному здоровью:

· соматическое здоровье;

· клиническое здоровье;

· физическое здоровье;

· уровень валеологических знаний.

Компетентность в области математики – тип организации знаний, предполагающий

1) структурированность,

2) оперативность,

3) гибкость,

4) категориальный характер,

5) способность к переносу,

6) готовность к их применению в разнообразных практических ситуациях и т. д.

Общая характеристика информационного подхода к обучению

Под информацией понимаются любые сведения или данные, которые подлежат передаче, хранению или переработке.

В любом информационном процессе выделяются две стороны:

1) содержательная сторона (чему учить);

2) функциональная сторона (как учить).

Программированное обучение

Под программированным обучением понимается такая его организация, при которой изучаемый материал подается в строгой логической последовательности в виде «кадров» или «слайдов».

Программированное обучение предполагает:

1) правильный отбор учебного материала на каждую «порцию»;

2) четкую последовательность задач для усвоения каждой «порции»;

3) рациональную дозировку подачи учебного материала;

4) обязательное включение учащихся в самостоятельную работу;

5) возможность дифференциации деятельности учащихся;

6) возможность контроля и корректировки учебной деятельности.

Элементы программного обучения, используемые на практике

1) разбиение учебного материала на части для самостоятельного изучения, после которого идет обязательно проверка и самопроверка;

2) использование перфокарт для контроля;

3) реализация учебной программы средствами ПК.

Сущность системного подхода к обучению

Процесс образования рассматривается, как целостная система, характеризующая следующими свойствами:

1) структурности;

2) иерархичности;

3) взаимосвязанности элементов;

4) взаимосвязанности системы и среды;

5) множественность описаний.

Внутри этой системы выделяются подсистемы, каждая из которых должна обладать всеми признаками, как и вся система.

Системообразующий фактор системы

Системообразующий фактор системы – это компонент, обладающий способностью объединять все компоненты системы (подсистемы) в целое, направлять действие компонентов и стимулировать их развитие.

Системообразующий фактор многих современных стратегий обучения математики – деятельностный подход.

Технологический подход к обучению

Сущность технологического подхода к обучению – превращение учебного и воспитательного процессов в процесс с гарантированным результатом.

В понятии педагогической технологии реализуются три основных идеи:

1) управляемость учебным процессом;

2) гарантируемость результата;

3) оптимальность затрат.

Характеристические аспекты педагогической технологии






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.