Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция №6. Методы обучения математике






План

1. Общедидактические подходы к понятию «метод обучения».

2. Методы обучения математике.

3. Критерии выбора методов.

На протяжении всей истории развития педагогики и теории обучения математике проблема методов обучения развивалась с разных точек зрения:

1) с точки зрения форм деятельности;

2) с точки зрения логической структуры и функции форм деятельности;

3) с точки зрения характера познавательной деятельности учащихся.

Различные подходы к раскрытию понятия «метод»

1) способ взаимосвязанной деятельности;

2) система действий;

3) путь достижения цели;

4) совокупность приемов;

5) форма движения содержания обучения.

Виды методов обучения

Общие методы разрабатываются дидактикой и адаптируются к обучению математике.

Специальные методы разрабатываются методикой преподавания математики.

Нетрадиционные методы зарождаются, как правило, в практике обучения.

Классификации общих методов

По характеру познавательной деятельности

1) объяснительно-иллюстративные;

2) репродуктивные;

3) проблемные;

4) частично-поисковые;

5) исследовательские.

По компонентам деятельности

1) организационно-действенные (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности);

2) стимулирования (методы влияния на мотивацию учебно-познавательной деятельности);

3) контрольно-оценочные (методы, определяющие эффективность учебно- познавательной деятельности).

По дидактическим целям

1) подготовки к восприятию;

2) изучения нового материала;

3) закрепления изученного;

4) контроля за усвоением;

5) организации повторения и т.п.

По принципу соединений или расчленения знаний

1) аналитический;

2) синтетический;

3) сравнительный;

4) обобщающий;

5) классификационный.

По характеру движения мысли от незнания к знанию

1) индуктивный;

2) дедуктивный.

Функции методов обучения

1) образовательная, связанная с приращением знаний и умений;

2) развивающая, связанная с последовательным изменением качества знаний ученика, с постоянным усложнением и развитием его умений, операций и способов деятельности, с обогащением его познавательных процессов;

3) воспитательная, связанная с побуждением учащихся к оценке и выражению собственного отношения к изучаемым явлениям и событиям, с формированием характера и поведения учащегося, с формированием значимых качеств личности.

Особенности содержания учебного материала и способов взаимодействия учителя и ученика при обучении математике, влияющие на построение системы методов

Математическое содержание учебного предмета развивается главным образом посредством:

1) индукции;

2) дедукции;

3) обобщения.

Способы взаимодействия учителя и ученика выражаются через

1) репродукцию;

2) эвристику;

3) исследование.

Классификация методов обучения математике по характеру учебно-познавательной деятельности и организации содержания учебного материала (по Г.И. Саранцеву)

1) индуктивно-репродуктивный метод;

2) дедуктивно-репродуктивный метод;

3) обобщенно-репродуктивный метод;

4) индуктивно-эвристический метод;

5) дедуктивно-эвристический метод;

6) эвристическое обобщение;

7) индуктивно-исследовательский метод;

8) дедуктивно-исследовательский метод;

9) обобщенное исследование.

Классификация по основным методам и способам познания действительности, характерным для математики (по Г.С. Манвелову)

1) эмпирические методы познания;

2) логические методы познания;

3) математические методы познания.

Классификация в зависимости от роли обучающегося в процессе обучения

1) пассивные;

2) активные;

3) интерактивные.

Критерии выбора методов (по Ю.К. Бабанскому)

1) соответствие принципам дидактики и концептуальным положениям реализуемой модели и технологии обучения;

2) соответствие целям и задачам;

3) ориентированность на особенности содержания учебного материала;

4) соответствие формам организации учебно-воспитательной деятельности, т.к. индивидуальные, групповые и коллективные формы требуют различных методов;

5) соответствие реальным возможностям учащихся;

6) соответствие реальным возможностям учителя.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.