Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Николай I

Внешняя политика: Восточное направление (цели: +новые территории, влияние на Балканах, позиции на Кавказе, Контроль над Каспием)   1826 – 1828 – русско-иранския война.   1828 – 1829 – русско-турецкая война.   Итоги внешней политики:   10.02.1828 – Туркманчайский мир (подписан Грибоедовым). Россия получила Дагестан, Сев. Азербайджан, право на флот в Каспие, 20 млн руб, граница по р. Аракс.   2.09.1829 – Андрианопольский мир (подписал А.Ф. Орлов). Россия получила устье Дуная, побережье ЧМ, 33 млн руб, свободная торговля русский купцов в Турции.
Западное направление: 1833 – союз с Австрией и Пруссией. 1837 – отмена Конституции в Польше. 1848 – 1849 – подавление революции в Венгрии, вторжение в Дунайские княжества.    
Среднеазиатское: присоединение Кавказа 1817 – 1864 – Кавказская война   С середины 1830-х гг. конфликт обострился в связи с возникновением в Чечне и Дагестане религиозно-политического движения под флагом газавата, которое получило моральную и военную поддержку Османской империи, а во время Крымской войны — и Великобритании.
1832 – первый торговый договор с США.   Жителям России и США разрешалось торговать везде, где допускалась иностранная торговля. Гарантировались свободное ведение дел, безопасность и покровительство наравне с жителями страны пребывания при условии соблюдения её законодательства и подчинения её юрисдикции. Преимущества, которые одна из сторон предоставит в области торговли и навигации какому-либо иному государству, на другую сторону.

ИСТОРИОГРАФИЯ:

 

В.О. Ключевский: Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами; но он не снял с очереди тех жгучих вопросов, которые были поставлены в прежнее царствование, и, кажется, понимал их жгучесть ещё сильнее, чем его предшественник.

Д.А. Милютин, будущий военный министр в царствование Александра II, пишет в своих записках: «…Даже в деле военном, которым император занимался с таким страстным увлечением, преобладала та же забота о порядке, о дисциплине, гонялись не за существенным благоустройством войска, не за приспособлением его к боевому назначению, а за внешней только стройностью, за блестящим видом на парадах, педантичным соблюдением бесчисленных мелочных формальностей, притупляющих человеческий рассудок и убивающих истинный воинский дух».

C.М. Соловьев писал: «по воцарению Николая, военный человек, как палка, как привыкший не рассуждать, но исполнять и способный приучить других к исполнению без рассуждений, считался лучшим, самым способным начальником везде; опытность в делах — на это не обращалось никакого внимания. Фрунтовики воссели на всех правительственных местах, и с ними воцарилось невежество, произвол, грабительство, всевозможные беспорядки»

И. Л. Солоневич писал, что Николай I был, подобно Александру Невскому и Ивану III, истинным «державным хозяином» с «хозяйским глазом и хозяйским расчетом».

Н. А. Рожков полагал, что Николаю I было чуждо властолюбие, наслаждение личной властью: «Павел I и Александр Первый более, чем Николай, любили власть, как таковую, самое по себе».

А. И. Солженицын восхищался храбростью Николая I, проявленной им во время холерного бунта. Видя беспомощность и страх окружающих его чиновников, царь сам пошёл в толпу бунтующих людей, больных холерой, сам своим авторитетом подавил этот бунт и, выйдя из карантина, сам снял с себя и сжег прямо в поле всю одежду, чтобы не заразить свою свиту.

Как писал историк П. А. Зайончковский, в царствование Николая I «у современников создавалось представление, что в России наступила эпоха реформ».

По словам А. И. Герцена, Николай «вечно представлял остриженную и взлызистую медузу с усами. Он на улице, во дворце, с своими детьми и министрами, с вестовыми и фрейлинами пробовал беспрестанно, имеет ли его взгляд свойство гремучей змеи — останавливать кровь в жилах… Он был красив, но красота его обдавала холодом; нет лица, которое так беспощадно обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное — глаза, без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза»;

“Николая вовсе не знали до его воцарения; при Александре он ничего не значил и никого не занимал. Теперь все бросилось расспрашивать о нем; одни гвардейские офицеры могли дать ответ; они его ненавидели за холодную жестокость, за мелочное педантство, за злопамятность.— А. И. Герцен. «Былое и думы» Герцен называл его «солдатом по призванию, образованию, по наружности и по внутренности».

С.М.Соловьёв: " По воцарении николая просвещение перестало быть заслугой и стало преступлением...";

А.Е.Пресняков: это " эпоха крайнего самоутверждения русского самодержавия", " удав, душивший Россию 30 лет";

И.А.Ильин: это " рыцарь монархической идеи", первый самодержец после Петра I;
К.Н.Леонтьев: " истинный легитимист"

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
V 1: История педиатрии | Ключи от квартиры




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.