Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Повествование как тип ученических сочинений в научно-методической литературе






В настоящее время сложилось несколько точек зрения на понятие «школьного сочинения».

В частности в толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова мы находим такое определение «сочинения»:

Сочинение­ один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему. Сочинение-повествование ­ это рассказ о событии, построенный по схеме: завязка-кульминация-развязка (3, с. 135).

Как видно из определения, автор подчеркивает здесь мысль о том, что сочинение является учебным упражнением по русскому языку.

Сочинение самостоятельная школьная работа, представляющая собою письменное изложение учащимися своих мыслей на заданную тему– Щербакова О. И.

Это определение практически не отличается от первого, с той лишь разницей, что здесь исключено слово «упражнение». Однако употреблено выражение «самостоятельная школьная работа». Следовательно, для автора этого определения больше важен тот факт, что сочинение­ это именно самостоятельная работа, развивающая творческие способности учащихся.

Сочинение- это общее название и школьное сочинение это один из видов работ, которые являются важным фактором в общей системе обучения (4, с. 203).

В следующем определении, данном в учебном пособии Т.А. Ладыженской, И.П. Фроловича«Система обучения сочинениям в 5-8 классах» отражены несколько точек зрения ученых-методистов на понимание «сочинения»:

Сочинение один из видов работы по развитию речи и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика.

Методист А.Д. Алферов писал, что сочинение это не только «упражнения в форме и стиле», что «упражнения, преследующие только задачи стиля, то же, что одни гаммы да экзерсисы для музыки. Для обучения языку нужна естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных».

В этом определении, методист подчеркивает тот факт, что сочинение - это свободное выражение своих мыслей, но по заранее продуманному плану – «мысль, основанная на достаточных данных».

Методист В.А. Никольский отмечает, что «школьное сочинение» есть процесс и результат работы над темой, предложенной преподавателем, ученика и самого преподавателя.

Здесь подчеркивается мысль о том, что работа ученика зависит от руководства ею со стороны учителя.

По мнению Арефьевой С. А. «школьное сочинение»­ творческое и самостоятельное изложение учеником своих мыслей, чувств, суждений с целью сообщить об этом другим. Сочинение ­ творческая работа; которая требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст.

В методике русского языка существуют разные основания для классификации сочинений. Так профессор А.В. Текучев предлагает следующий вид классификации сочинений:

Различают два основных типа сочинений по их содержанию: сочинения на литературную тему и сочинения на свободную тему (так обычно называются сочинения на нелитературные темы или литературные, но не по программному материалу).

Сочинения на свободные темы различаются по источнику получения материала для сочинения, по жанру, объему, месту и способу выполнения, по наличию или отсутствию дополнительных заданий, связанных с ними.

По источнику различаются сочинения:

1. Из круга личных переживаний. Эти сочинения опираются на личный жизненный опыт учащегося, на непосредственные наблюдения;

2. Сочинения, основой для которых послужили наблюдения (специальные, случайные, организованные) над явлениями природы (пробуждение природы весной, закат солнца в горах, в поле), общественной жизни и производственной деятельности людей.

3. Сочинения по картине. Небольшие по объему письменные высказывания учащихся в связной форме по какому-либо поставленному учителем вопросу.

4. Сочинения как один из результатов чтения художественной и научно-популярной литературы: аннотации, отзывы-рецензии, портретные характеристики, конспекты и т.д.

5. Сочинения - записи прослушанного (лекции, рассказа).

6. Сочинения по аналогии, образцу (подобный рассказ). Содержанием их является какой-либо известный учащимся или придуманный ими случай из жизни, аналогичный описанному в басне, или сочинение сказок (в подражании уже известным).

По жанру различаются повествование, описание, рассуждение, портретная характеристика, письмо, деловая речь, опыты самостоятельного литературного творчества учащихся.

По месту, способу выполнения и объемусочинения бывают классные и домашние, коллективные и индивидуальные – самостоятельные, развернутые и сочинения-миниатюры.

Сочинения могут с дополнительными заданиями: сочинения по опорным словам, с дополнением текста (распространение статьи, продолжение рассказа), с грамматическим заданием.

1. Ответы на вопросы.

2. Сочинения по опорным словам - это сочинения на определенную тему, в которое были бы включены слова на какое-либо правило.

а) сочинения, которые проводятся с целью обогащения словаря учащихся и для которых опорными словами являются тематически подобранные учителем слова.

б) сочинения, проводимые с целью развития навыков связной речи. Здесь опорными будут не только отдельные слова, но и их сочетания.

3. Сочинения с грамматическим заданием.

С точки зрения идейно-воспитательных задач сочинения среди других видов работ по русскому языку занимают исключительно важное место. В них с наибольшей силой и выразительностью отражается внутренний мир ученика, по сочинениям можно проследить развитие школьника, формирование его мировоззрения, отношение к жизни. Сочинение дает возможность судить о знании учеником фактического материала, об умении пользоваться языковыми средствами при оформлении мыслей. С помощью сочинений происходит осмысление изучаемого, совершенствуется стиль, выразительность и композиция связных высказываний.

Сочинения необходимо проводить в определенной системе, от этапа к этапу, повышая требования к их содержательности, технике изложения и грамотности. В конечном итоге система сочинений должна обеспечить умение учащихся рассказывать о чем-либо по плану, в определенной последовательности, не нарушая логики в развитии событий, выделять главные связи между явлениями, формулировать выводы и доказательства к ним, обобщать.

Указанные выше цели обучения сочинениям лежат в основе методической системы обучения сочинениям в школе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.