Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способ созерцания стадии Порождения






Панчен Лобсан Чойкьи Гьялцэн72 говорит, что стадия Порождения73 — это йога, которая делает поток [сознания] созревшим [для перехода на] стадию Завершения (нишпанна–крама, rdzogs rim) — свой плод, впервые постигает и созерцает в соответствующем виде три — любого рода рождение, смерть и промежуточное существование (bar do)74, когда еще не занимаются осуществлением благодаря силе созерцания трех — вхождения, пребывания и растворения (zhugs, gnas, thim) пран в центральном канале. Думаю, не имеется ли здесь в виду только главное в стадии Порождения, так как если является стадией Порождения, то не сводится к созерцанию в соответствующем виде трех — любого рода рождения, смерти и промежуточного существования, поскольку [все] йоги [в садхане] вплоть до осуществления собирания–сворачивания ('du bya ba) видий (rig ma) не являются созерцанием в соответствующем виде трех — любого рода рождения, смерти и промежуточного существования, и поскольку созерцание защитного круга (ракша–чакра, bsrung 'khor) тоже не является созерцанием этих трех в соответсвующем виде.

Первое верно, поскольку в «Объяснении «Описания стадий»»75 [11 Б] говорится: «Вплоть до осуществления собирания видий [злементы практики] связаны с деяниями периода становления Буддой, не с периодами [сансарного] существования76», — и т. д. Второе верно, ибо там же говорится: «Поскольку защитный круг предшествует или является составным [элементом] основной части (dngos gzhi) [садханы] стадии Порождения, то не должен быть связан с периодом существования».

Некоторые говорят на это: «Йоги защитного круга и вплоть до осуществления собирания видий не являются собственно стадией Порождения, поскольку если является стадией Порождения, то заключает в себе созерцание «уносящего с собой» (lam 'khyer) пути Трёх Тел, так как если является путём в потоке [сознания у] пребывающего на стадии Порождения, то не обязательно является стадией Порождения».

Это неверно. Аргумент справедлив, поскольку в потоке его [сознания] имеется много путей общих с Парамитаяной и низшими тантрийскими системами. [Выдвинутую же идею] признать невозможно, поскольку [она] противоречит объяснению блоков (chings), [состоящих из] четырёх членов «приближения» (bsnyen) и реализации (sgrub)77, четырёх йог, шести членов и трёх самадхи78 как видов общих блоков, относящихся к стадии Порождения. Подробнее с этим вопросом можно ознакомится по «Агриму».

Если подразделять стадию Порождения, то [есть] две: «грубая» йога одного памятования (rags pa dran pa gcig pa) и «тонкая» йога познания (phra ba rtog pa)79. Первое и «грубая» стадия Порождения — одно и то же, поскольку в «Драгоценном ростке уничтожения крайностей»80 сказано: «[Словами] «одно памятование» не называется одно выявление памятования Божества или памятование только одного Божества, [это] памятование Божества вместе (gcig tu) или памятование себя и Божества вместе (или как одного). Хотя это и относится к созерцанию Божества двух [видов] — «грубого» и «тонкого», но здесь является йогой Божества «грубой» опоры и опирающегося81… IIри обучении на стадии Порождения сначала порождают самадхи «грубого» «ясного явления» (gsal snang)82, вплоть до высшего царя мандала». [12А]

Второе и «тонкая» стадия Порождения — одно и то же, поскольку там же сказано: «Хотя йога познания (rtog pa), или творческого воображения (brtags pa), и является общим названием стадии Порождения, но здесь общее название относится к «тонкой» йоге». 83

Если думают: «В таком случае, когда обучающийся на стадии Порождения обретает устойчивость (brtan pa) благодаря созерцанию предшествующего цикла (dmigs skor), то переходит к следующему, как [это происходит на] стадии Завершения, или же созерцает за один раз (thun)84 всю садхану от начала до конца?», то [следует сказать, что] здесь нужно понять [проводимое] с точки зрения этапов (gnas skabs) рождения пути в потоке [сознания] подразделение на четыре [типа] индивидов — [пребывающего на этапе] новичка (las dang ро pa), небольшого прихода мудрости (ye shes cung zad 'bab pa), обретения небольшой власти над мудростью (ye shes la cung zad dbang thob pa), достижения подлинной власти над мудростью (ye shes la yang dag par dbang thob pa) — и [разобраться в том, ] что и как они созерцают. При этом даже на первом этапе следует созерцать все имеющиеся в своей садхане ритуалы (cho ga)85 стадии Порождения полностью.

[Этапом] новичка называют весь [период] от первого созерцания стадии Порождения и пока не смогут за мгновение ясно являть весь «грубый» мандал. [Этап] небольшого прихода мудрости: когда визуализируют (gsal 'debs) «грубый» дворец и пребывающих в нем Божеств, то хотя и могут ясно и устойчиво явить одновременно все большие и малые члены [Их Тел], но не способны сделать такое в отношении Кшитигарбхи и других Божеств, [находящихся в] органах чувств (аятана, skye mched). Этот и [этап] новичка имеют различия в способе созерцания «ясного постижения» (абхисамая, mngon rtogs)86, поскольку новичок должен созерцать, медленно и постепенно визуализируя весь мандал — опору и опирающихся, а на этом [этапе все] «грубое» осознают (dran pa) одновременно, а затем должны созерцать, последовательно визуализируя «тонкое» — типа Божеств в органах чувств. [12Б]

[Этап] обретения небольшой власти87 над мудростью — весь [период] от [момента, когда] могут ясно и устойчиво являть все большие и малые члены [Тела] не только у «грубых», но и у «тонких» Божеств в органах чувств, и пока не обретут подлинную власть над мудростью. Говорится, что здесь имеются этапы, [относящиеся к] двум [стадиям] — Порождения и Завершения. Поскольку говорится, что придя к этому, не следует выделять отдельные «промежуточные периоды» (thun mtshams), то можно каждый день, начав заново «ясное постижение», сделать порождение, не занимаясь созерцанием много. В «Агриме» сказано: «Поскольку стадия Порождения не заканчивается только благодаря приходу к этому, то сейчас следует довести до конца стадию Порождения и затем созерцать стадию Завершения». Говорится, что одна часть (phyogs) [этапа] обретения небольшой власти над мудростью относится к стадии Завершения, а [фаза] обретения подлинной власти над мудростью является этапом, относящимся к высокому (mthon ро) [уровню] стадии Завершения.

Специфическим предметом отвержения (spang bya) на стадии Порождения являются обычная (tha mal pa) явленность (snang) [и связанные с ней] желания (zhen). Обычной явленностью здесь будут не сосуд и сок88, являющиеся чувственному познанию (dbang shes), а то явление в качестве обычных сосуда и сока в умственном познании (yid shes)89. Противоядием от той явленности служит созерцание явленности, являющейся в качестве чистой опоры и опирающегося, а противоядием от обычных желаний — [созерцание] гордости (ахамкара, nga rgyal) чистой опоры и опирающегося. Говорится, что здесь созерцание гордости является главным, а созерцание явленности — его составляющей (yan lag).

Когда благодаря большой тренированности при [практике] йоги Божества [возникает трансовое состояние «погруженности» –] самахита (mnyam bzhag), то не возникают другие явления — сознание [видимого] глазом и т. д.,

 

«Поскольку вследствие явления одних предметов

Сознание не воспринимает другие предметы, не имеющие силы».

 

Поскольку из–за интенсивного вхождения сознания умственного в другие предметы (don) ослабевает сила (nus pa) «сразу–после–того–условия»90 рождения сознания [видимого] глазом и т. д., то те [явления] не рождаются, [13А] но посредством стадии Порождения не

прекращается (bkag pa) явление чувственного познания [вообще]. Поэтому в «Агриме» сказано: «Если обретается способность прекращения [возникновения] обычной явленности в сознании умственного в результате явления редкостного (khyad par саn)91, то благодаря этому реализуется нужное. Если же рождается подлинная гордость Божества, хотя фактически и не становятся Божеством, то благодаря этому реализуется нужное».

Когда из двух — «ясного явления» (gsal snang) и гордости — созерцают «ясное явление», то необходимо снова и снова визуализировать вид мандала — опоры и опирающегося, поэтому очень важно созерцание, исследующее посредством исследования92. Поскольку после визуализации необходимо также порождать каждый раз гордость: «Действительно являюсь тем–то и тем–то», то нужны оба.

Говорится, что для рождения «ясного явления» не нужна предварительная реализация «состояния успокоенности» (шаматха), имеющего то своим объектом, и что если не тренируются по очереди на каждом Божестве, то тоже рождается, и что не нужно также тренироваться в истинном смысле (yang dag pai don). Если снова и снова тренироваться в задействовании вида в уме93, то хотя благодаря только этому и рождается «ясное явление», но не обретается пребывание в устойчивости. Поскольку невозможно прекратить обычные явленность и желания, если нет пребывания в устойчивости, то на уровне стадии Порождения обязательно нужно реализовывать «состояние успокоенности», а это следует делать посредством йоги маленьких бинду (phra thig)94. Полностью совершенного созерцания мандала — опоры и опирающихся — в атрибуте или маленьких бинду нет на этапе новичка и небольшого вхождения мудрости, но [начиная] с [этапа] обретения небольшой власти над мудростью уже должны созерцать [это]. Поэтому во время двух первых этапов [тоже занимаются практикой] удерживания ума (sems 'dzin) на маленьких бинду или атрибутах вверху и внизу. Кроме того, говорится, что созерцание маленьких бинду на двух первых этапах производится главным образом для устранения заторможенности (bying) и возбужденности (rgod) во [время] созерцания «ясного постижения», а реализация устойчивости пребывания ума на маленьком бинду начинается на третьем этапе. [13Б]

Хотя на этапе новичка и не реализуют «состояние успокоенности» (шаматхи), но если насильно (btsan thabs su) удерживать ум на маленьком бинду и т. д. в двух отверстиях — верхнем или нижнем95 или на пупе, или в сердце и т. д., то благодаря состоянию созерцания и объекту созерцания (dmigs rten) постепенно задействуется причина пребывания пран внутри. Поэтому хотя и происходит сочетание (bsres) со многими объектами исследующего созерцания, но благодаря силе постепенного усмирения пран можно быстро очистить дикий (rgod pa) ум при созерцании высшего царя мандала и т. д. Это отличается от методов реализации самадхи, описываемых в Парамитаяне и низших тантрийских системах, поскольку говорится, что когда в период [практики] Парамитаяны и низших тантрийских систем обретается признак [реализации] «состояния успокоенности» (шаматхи), то [достигнутый] ранее «элемент пребывания» (gnas cha) ослабевает, если много и интенсивно [занимаются] созерцанием исследующим, и говорится, что хотя бы в этот период [практики стадии Порождения], когда не обретено «состояние успокоенности», и созерцали, сочетая со многими созерцаниями исследующими, обретается устойчивый «элемент пребывания».

Говорится, что когда приходит к концу «грубая» стадия Порождения и переходят к третьему этапу, после обретения умом устойчивости в сокращенной йоге бинду созерцают «тонкую» [стадию Порождения]. Говорится, что «состояние успокоенности» обретается при устойчивости «тонкого» в верхних дверях96. В «Агриме» говорится, что затем благодаря задействованию снова и снова праджни, постигающей по отдельности (so sor rtog pa), обретается выдающееся cамадхи слитых воедино (zung 'jug) «состояния успокоенности» и «высшего видения», и когда [обретается] устойчивость в такой йоге, стадия Порождения, согласно двум системам Гухьясамаджи97, заканчивается. Некий знаток говорит: «Утверждение, что «состояние успокоенности» обретается, когда завершается «тонкая» стадия Порождения, не указывает момент первого обретения».

О критериях (tshad) обретения устойчивости и завершения каждого [из двух периодов] стадии Порождения — «грубого» и «тонкого» — можно узнать из «Описания ступеней и путей» моего Учителя Янжан Гало98. [14А] Это объяснение критериев обретения устойчивости и завершения произведено в соответствии с идеями Кедруба Ринпоче, разъясненными Панченом Чойжаном99. Однако имеется небольшая проблема, поскольку в «Агриме» сказано: «Определение, что стадия Порождения завершается, когда [обретается] устойчивость [в] такой йоге, [делается по] двум системам Гухьясамаджи»; и в «Светильнике ясном»: «Самадхи новичка является йогой первой стадии, а пребывающий в нём [обретает] устойчивость [в ней] или завершает ее», и в «Подробном исследовании сборника четырёх комментариев»100 тоже говорится именно так, и, кроме того, нет ясного указания по отдельности в отношении устойчивости и завершения101.

Некоторые говорят об этом периоде: «Приходим к тому, что [при практике] трех самадхи — «первого контакта» (dang ро sbyor ba) и т. д. — не нужно созерцать шуньяту, поскольку кроме очищения посредством мудрости, сворачивания остального в Ясный свет и т. д., в период первой стадии в основном объясняется как главное способ созерцания круга Божеств — аспект явления (snang phyogs)».

Это неверно, поскольку в период [практики] трёх самадхи, созерцая объект — Божество, следует культивировать йогу недвойственности «глубокого» и «ясного», устанавливающую визуализируемое как не имеющее собственного бытия, ибо в «Агриме» сказано: «Идеей Джнянапады, согласно разъяснению Балбрэй Дорже (dpal 'bras rdo rje), является то, что эта йога проникновения в истинную сущность (таттва, de kho nа nyid) — отсутствие Я у ума, имеющего вид круга [Божеств], относится вообще ко всем трем самадхи. Хотя на уровне первой стадии созерцают главным образом аспект явления — круг Божеств, но обучаются [восприятию] появляющегося как подобного иллюзии, задействуя интенсивно установление в идее отсутствия собственного бытия у всех дхарм. После созерцания круга Божеств ум [14Б] устанавливает в отношении объекта — Божеств идею отсутствия собственного бытия у являющегося, реализует убежденность (nges shes) [в этом], проникает в шуньяту, — так занимаются каждый раз созерцанием «ясного постижения» [посредством] йоги недвойственности «глубокого» и «ясного», [постигающей] воспринимаемое (gzung rnam) как являющееся в виде опоры и опирающихся Божеств».

Йога недвойственности «глубокого» и «ясного» в потоке [сознания у] пребывающего на стадии Порождения и йога без признаков низших тантрийских систем благодаря элементу соединения воедино метода и праджни являются более сильными, чем парамитаяновский путь постижения шуньяты, поскольку в «Стадии Порождения. Море сиддх»102 сказано: «Тот ум, [который] в отношеннии круга мандала созерцает являющееся как не имеющее собственного бытия, порождает два — собрание заслуг благодаря элементу созерцания круга мандала и собрание мудрости благодаря элементу [постижения того, что он] рождается как имеющий своей характеристикой отсутствие собственного бытия», — и: «Тот ум, устанавливающий отсутствие собственного бытия в отношении объекта — круга Божеств, является в сотни раз более сильным противоядием от признания истинности (bden 'dzin)103, чем, например, ум, устанавливающий отсутствие собственного бытия в отношении ростка».

Поскольку в других текстах нет ясного объяснения названия «стадия Порождения», способов ее созерцания, различных особенностей отдельных Божеств и различных способов объяснения отдельных махасиддхов, то об этом можно узнать только в «Агриме».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.