Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






е наблюдение.






Чрезмерная акцентация проблемы — форма отклонения, даже когда мы имеем дело с узаконенным в шариате вопросом. В качестве актуального примера рассмотрим назначение имама, возглавляющего мусульман. Никаких споров вокруг этого принципа нет, за исключением необычного мнения, которого придерживается Аль-Асамм. Что касается остальной части мусульман — и всей ахль ас-сунны без исключения — назначение имама рассматривается как религиозное требование и необходимость.

Однако, ши'иты в этом вопросе выходят за все пределы, делая его — разграничительной линией между ними и всеми остальными. Они основывают на этом вопросе внушительное идеологическое здание. Когда вы читаете их книги и изучаете их принципы и верования, то вам кажется будто земля и вся вселенная были созданы только для деяний имамов, в особенности для Имамата 'Али ибн Абу Талиба и его потомков. Они внушают, что будто эти имамы — те, кто поддерживает все бытие, и что жизнь грядущая — есть эманация, проистекающая от них и для них. Они изображаются как единственные истинные лидеры для людей и единственный источник реформ для человечества. Защита веры — только через них. Есть много других причинных отношений, которые они связывают со своими имамами, помимо тех, которые мы упомянули, и все эти утверждения сделаны без какого-либо доказательства, поддерживающего их.

Ахль ас-сунна должна осознать тот факт, что чрезмерное акцентирование на какой-либо проблеме может стать формой отклонения. Да, мы должны веровать в вопросы, которые узаконены, но нам следует придавать этому вопросу его узаконенное значение, но не возвеличивать его непропорционально и не пренебрегать им. Этот принцип относится и к вопросу Махди. Некоторые люди заходят насколько далеко, что отрицают хадисы о Махди в целом. Часто они делают это из-за громадного множества путей, посредством которых люди в истории злоупотребляли идеей Махди, как будто отрицание его существования закроет эту проблему. Иногда, тем не менее, причиной этого отрицания бывает недостаток знания Сунны. Это — одна крайность. А есть те, кто принимает махдистские идеи с такой силой и чрезмерным рвением, что она поглощает их. Они пребывают в таком же заблуждении, как и те, кто отвергает Махди в целом.

То же самое можно сказать о любой другой проблеме, даже вопросе поклонения. Если кто-то доходит до крайности в своем страхе перед Аллахом, то он может дойти до впадения в ошибки хариджитов. С другой стороны, чрезмерное упование на прощение Аллаха может привести человека к заблуждениям мурджи'итов. Чрезмерная любовь может привести к ошибкам суфиев. Этот принцип верен для всех узаконенных исламских принципов. Мы должны верить в них и придавать им их надлежащее значение, не преувеличивая их важность, но и не пренебрегая ими. Это — очень важная концепция. Это — часть " приверженности середине", о которой специально упоминается в Коране: " Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины...". (Аль-Бакара, 2: 143).

Этот справедливый баланс — есть приверженность умеренности, без вхождения в крайности в этих вопросах, и без оставления их совсем.

 

Когда мы рассматриваем вопросы, в которых разногласят мусульмане, — говорим ли мы о мусульманах вообще или исламских активистах и организациях в частности — то часто видим, что причиной такого разногласия является их приверженность к той или иной крайней позиции. Одна группа впадает в крайности по вопросу об исламском правлении так, что обвиняет мусульманские правительства в неверии, вместе с теми учеными и простыми людьми, которые удовлетворены этими правительствами. Но есть и другие, которые пренебрегают этой же проблемой, умаляют ее важность, заявляя без какого-либо доказательства от Аллаха, что люди свободны управлять собой любой законной и политической системой, которую они считают целесообразной. Эти люди столь же излишествуют в своем пренебрежении этими проблемами, как другие заходят в продвижении их.

Но кроме всего этого есть умеренность, которая придает каждому вопросу его законное значение и уделяет должное внимание, сторонясь всех крайностей. Аллах говорит: " Аллах предопределил меру для каждой вещи". (Ат-Таляк, 65: 3).

Нет никакой возможности избегнуть того факта, что чрезмерное акцентирование одного вопроса всегда означает пренебрежение другим, равнозначным, если не большим по важности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.