Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Социализация личности в коллективе.






Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Происходит как стихийно, так и в результате целенаправленного воздействия.

1) При вступлении в организацию индивид знакомится со всей совокупностью социальных норм, которые в ней действуют.

2) Социальные нормы организации складываются в результате цикличности, повторяемости определенных этапов деятельности организации. Тех этапов, которые получили одобрение того или иного субъекта социальных отношений.

3) Социальные нормы организации фиксируются в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре между администрацией и профсоюзным комитетом, в должностных инструкциях.

Индивид, вступивший в организацию, принимает себя тем самым обязательство следовать всей совокупности социальных норм, которые в ней действуют.

Нормы организации позволяют человеку быстрее и адекватнее действовать, поскольку ему не нужно принимать сознательно решения, как позволяют действовать так, «как все поступают в данной ситуации».

4) Стихийно передача социальных норм индивиду происходит через освоение обычаев и традиций, принятых в коллективе.

Подчиненные могут показать свою компетентность и вызвать доверие у руководителей, четко соблюдать правила и нормы, принятые в организации, что говорит об их успешной социализации и способности ориентироваться в деятельности организации.

5) Функции социальных норм:

5.1предсказуемости поведения окружающих;

5.2 Предоставление возможности действовать стандартно в стандартной ситуации, не рискуя получить негативную оценку группы;

5.3Избавление члена группы от неопределенности и вызываемой ею тревоги;

5.4Создание условий для эффективного осуществления любой совместной деятельности;

5.5Формирование индивидуального «лица» каждой группы, отличия ее от других групп.

6) Все функции способствуют целостности, сплоченности коллектива организации.

Нарушение (по незнанию или сознательно) социальных норм организации – один из источников внутригрупповых конфликтов.

7) Если человек дорожит членством в организации, он будет вести себя в соответствии с действующими в ней социальными нормами.

 

Для измерения успешности социализации, К. Арджирисом был предложен подход «зрелости» индивида. Идея: используется семь полярных измерительных континуумов (шкал) для оценке поведения работника:

1) Пассивный – активный

2) Зависимый – независимый

3) Ограниченный репертуар поведения – расширенный репертуар поведения

4) Искусственные интересы – развитые интересы

5) Короткий отрезок времени – длинный отрезок времени (ориентация на краткосрочные или долгосрочные цели)

6) Подчиненная ситуация – управляющая ситуация (зависимое или независтмое поведение)

7) Несамоосознающий – самоосознающий (зрелость образа «Я» как члена организации. Левый полюс шкалы - характеризуется «незрелого» индивида)

Характеристика в левом столбце автор назвал «незрелыми», «не развитыми», а в правом – зрелыми.

 

Накопления социального опыта, степени освоения социальных ролей и изменений положения в коллективе, работник продвигается по значениям этих характеристик слева направо, что позволяет судить об успешности процесса его социализации в коллективе и на основании этого проводить процесс коррекции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.