Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рефлекторная природа психики.






Отражательная деятельность человека основана на рефлекторной деятельности мозга. Основателем учения о рефлекторной природе психики является выдающийся русский физиолог И.Сеченов (1829-1905). В своих трудах он подчеркивал, что источником психических актов как отражательной деятельности являются внешние раздражители, которые действуют на организм. Эта деятельность возникает в процессе взаимодействия индивида с окружением благодаря рефлекторной деятельности мозга. В своем известном труде «Рефлексы головного мозга» (1863) И.Сеченов писал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения есть рефлексы», и что без внешнего чувственного раздражения психическая деятельность невозможна.

Учение И. Сеченов о рефлекторной природе психики развил И.П.Павлов (1849-1936) в своем учении о высшей нервной деятельности.

Основой относительно учения И.П.Павлова о высшей нервной деятельности является материалистическое понимание единства организма и среды.

В своих исследованиях И.П.Павлов доказал, что большие полушария головного мозга играют ведущую роль в жизнедеятельности всего организма. Кора больших полушарий головного мозга, обеспечивает потребности организма. Кора больших полушарий головного мозга, обеспечивает потребности организма, вместе с ближайшими к коре подкорковыми нервными центрами осуществляет сложную аналитико-синтетическую деятельность. В ней создаются наисложнейшие временные нервные связи, при помощи которых регулируются отношения между организмом и внешней средой, а также деятельность самого организма.

Эту деятельность больших полушарий головного мозга И.П.Павлов и называет высшей нервной деятельностью.

Поведение живого организма является определенной системой реакций или рефлексов на раздражители внешней и внутренней среды.

Рефлекс – это реакция организма на раздражение, которая осуществляется при помощи нервной системы. Рефлекторная деятельность – основная форма деятельности нервной системы.

Различают два вида рефлексов: безусловные, с которыми существо рождается, и условные, которые формируются у него в процессе жизни.

Безусловные рефлексы вырабатываются в процессе длительного периода биологического развития живых существ. Они необходимы животным с первых дней жизни для обеспечения своего существования. Безусловные рефлексы являются врожденными, осуществляются при помощи нижележащих отделов центральной нервной системы и обеспечивают организму поиск пищи, избегание вредных влияний и др.

Безусловные рефлексы порождаются безусловными раздражителями, т.е. такими, которые действуют на соответствующие рецепторы – вкусовой, тактильный и др., вызывают соответствующие реакции организма. Безусловные рефлексы не исчезают и все время действуют при нормальном состоянии организм. Сложная система безусловных рефлексов создает деятельность, которую называют инстинктивной.

Безусловные рефлексы не могут удовлетворить потребности высших организма, которые живут в сложных условиях. Поскольку внешняя среда ежечасно изменяется, то приспособиться к ней при помощи одних только безусловных рефлексов невозможно. Необходимо дополнение их временными связями, которые образуются у животных и человека в процессе жизни.

Основным принципом работы больших полушарий головнго мозга, как доказал И.П.Павлов, является образование временных нервных связей, или условных рефлексов.

Проводя исследования, он заметил, что при определенных условиях у животных возникают рефлексы и при отсутствии безусловных раздражителей (например, иногда слюна у собаки начинает выделяться при появлении человека, который ее кормит, хотя в этот момент еды собаке не дают). Рефлексы в данном случае возникают под влиянием раздражителей, которые И.П.Павлов назвал условными. Он доказал, что когда на животное одновременно действуют два раздражителя: один – безусловный, например еда, а другой – условный, который сам по себе не вызывает рефлекс, например свет лампочки, то в головном мозге возникают два очага возбуждения – от еды и от света. Из-за того, что они действуют одновременно, между соответствующими нервными центрами, находящимися в состоянии возбуждения образуется замыкание, т.е. устанавливается временная нервная связь.

 


 

 

 

 

Рис. 3. Образование условного рефлекса у животных (по И.П.Павлову).
 

 

Принцип замыкания условных (временных) нервных связей(рис. 3). Он заключается в следующем. Еслипри достаточно сильном возбуждении участка коры под влиянием раздражителя, вызывающего врожденную реакцию (безусловный рефлекс) (Б), в другом участке коры создается возбуждение действием раздражителя (В), который сам но себе не вызывает определенного безусловного рефлекса (А), т. е. является нейтральным, то это второе возбуждение вступает в связь с первым. В результате при многократном повторении связи нейтральный раздражитель (например, звуки или свет) будет самостоятельно вызывать ту же реакцию (например, слюноотделение), которую до этого вызывал безусловный раздражитель (например, нища). Раздражитель, бывший до этого нейтральным, превращается теперь в условный раздражитель, а вызванный им рефлекс становится условным рефлексом (Г). Следовательно, в результате многократного повторения процедуры происходит замыкание новой нервной связи.

Благодаря этой связи условный раздражитель начинает вызывать рефлекторную реакцию, как и безусловный.

Условно-рефлекторная деятельность человека – необычайно сложная, разнообразная и тонкая система связей. Новые нервные связи образуются на основе не только безусловных, но и существующих, ранее образованных условных связей, которые приобрели соответствующую силу и устойчивость. Необходимыми условиями образования условных рефлексов является оптимальная сила раздражителя, активность коры больших полушарий головного мозга и подкрепление условных раздражителей безусловными. В обучении таким подкреплением является интерес к знаниям, пытливость, удивление новизной явлений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.