Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Про­чи­тай­те при­ведённый ниже фраг­мент тек­ста и вы­пол­ни­те за­да­ния В1—В7; C1—С2.






Ли­те­ра­ту­ра XVIII века и пер­вой половины XIX века

1. За­да­ние 4 № 38. Ука­жи­те вид тропа, в ос­но­ве ко­то­ро­го — пе­ре­нос свойств одних пред­ме­тов и яв­ле­ний на дру­гие («пламя та­лан­та»).

 

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже фраг­мент тек­ста и вы­пол­ни­те за­да­ния В1—В7; C1—С2.

 

Счаст­лив пут­ник, ко­то­рый после длин­ной, скуч­ной до­ро­ги с её хо­ло­да­ми, сля­ко­тью, гря­зью, не­вы­спав­ши­ми­ся стан­ци­он­ны­ми смот­ри­те­ля­ми, бря­ка­нья­ми ко­ло­коль­чи­ков, по­чин­ка­ми, пе­ре­бран­ка­ми, ям­щи­ка­ми, куз­не­ца­ми и вся­ко­го рода до­рож­ны­ми под­ле­ца­ми видит на­ко­нец зна­ко­мую крышу с не­су­щи­ми­ся нав­стре­чу огонь­ка­ми, и пред­ста­нут пред ним зна­ко­мые ком­на­ты, ра­дост­ный крик вы­бе­жав­ших нав­стре­чу людей, шум и бе­гот­ня детей и успо­ко­и­тель­ные тихие речи, пре­ры­ва­е­мые пы­ла­ю­щи­ми лоб­за­ни­я­ми, власт­ны­ми ис­тре­бить всё пе­чаль­ное из па­мя­ти. Счаст­лив се­мья­нин, у кого есть такой угол, но горе хо­ло­стя­ку!

Счаст­лив пи­са­тель, ко­то­рый мимо ха­рак­те­ров скуч­ных, про­тив­ных, по­ра­жа­ю­щих пе­чаль­ною своею дей­стви­тель­но­стью, при­бли­жа­ет­ся к ха­рак­те­рам, яв­ля­ю­щим вы­со­кое до­сто­ин­ство че­ло­ве­ка, ко­то­рый из ве­ли­ко­го омута еже­днев­но вра­ща­ю­щих­ся об­ра­зов из­брал одни не­мно­гие ис­клю­че­ния, ко­то­рый не из­ме­нял ни разу воз­вы­шен­но­го строя своей лиры, не нис­пус­кал­ся с вер­ши­ны своей к бед­ным, ни­чтож­ным своим со­бра­тьям, и, не ка­са­ясь земли, весь по­вер­гал­ся в свои да­ле­ко от­торг­ну­тые от неё и воз­ве­ли­чен­ные об­ра­зы. Вдвой­не за­ви­ден пре­крас­ный удел его: он среди их как в род­ной семье; а между тем да­ле­ко и гром­ко раз­но­сит­ся его слава. Он оку­рил упо­и­тель­ным ку­ре­вом люд­ские очи; он чудно по­льстил им, со­крыв пе­чаль­ное в жизни, по­ка­зав им пре­крас­но­го че­ло­ве­ка. Всё, ру­ко­пле­ща, несётся за ним и мчит­ся вслед за тор­же­ствен­ной его ко­лес­ни­цей. Ве­ли­ким все­мир­ным по­этом име­ну­ют его, па­ря­щим вы­со­ко над всеми дру­ги­ми ге­ни­я­ми мира, как парит орел над дру­ги­ми вы­со­ко ле­та­ю­щи­ми. При одном имени его уже объ­ем­лют­ся тре­пе­том мо­ло­дые пыл­кие серд­ца, от­вет­ные слёзы ему бле­щут во всех очах... Нет рав­но­го ему в силе — он Бог! Но не таков удел, и дру­гая судь­ба пи­са­те­ля, дерз­нув­ше­го вы­звать на­ру­жу всё, что еже­ми­нут­но пред очами и чего не зрят рав­но­душ­ные очи, — всю страш­ную, по­тря­са­ю­щую тину ме­ло­чей, опу­тав­ших нашу жизнь, всю глу­би­ну хо­лод­ных, раз­дроб­лен­ных, по­все­днев­ных ха­рак­те­ров, ко­то­ры­ми кишит наша зем­ная, под­час горь­кая и скуч­ная до­ро­га, и креп­кою силою не­умо­ли­мо­го резца дерз­нув­ше­го вы­ста­вить их вы­пук­ло и ярко на

все­на­род­ные очи! Ему не со­брать на­род­ных ру­ко­плес­ка­ний, ему не зреть при­зна­тель­ных слёз и еди­но­душ­но­го вос­тор­га взвол­но­ван­ных им душ; к нему не по­ле­тит нав­стре­чу шест­на­дца­ти­лет­няя де­вуш­ка с за­кру­жив­ше­ю­ся го­ло­вою и ге­рой­ским увле­че­ньем; ему не по­за­быть­ся в слад­ком оба­я­нье им же ис­торг­ну­тых зву­ков; ему не из­бе­жать, на­ко­нец, от со­вре­мен­но­го суда, ли­це­мер­но-бес­чув­ствен­но­го со­вре­мен­но­го суда, ко­то­рый назовёт ни­чтож­ны­ми и низ­ки­ми им ле­ле­ян­ные со­зда­нья, отведёт ему пре­зрен­ный угол в ряду пи­са­те­лей, оскорб­ля­ю­щих че­ло­ве­че­ство, при­даст ему ка­че­ства им же изоб­ражённых ге­ро­ев, от­ни­мет от него и серд­це, и душу, и бо­же­ствен­ное пламя та­лан­та. Ибо не приз­наёт со­вре­мен­ный суд, что равно чудны стёкла, ози­ра­ю­щие солн- цы и пе­ре­да­ю­щие дви­же­нья не­за­ме­чен­ных на­се­ко­мых; ибо не приз­наёт со­вре­мен­ный суд, что много нужно глу­би­ны ду­шев­ной, дабы оза­рить кар­ти­ну, взя­тую из пре­зрен­ной жизни, и воз­ве­сти её в перл со­зда­нья; ибо не приз­наёт со­вре­мен­ный суд, что вы­со­кий вос­тор­жен­ный смех до­сто­ин стать рядом с вы­со­ким ли­ри­че­ским дви­же­ньем и что целая про­пасть между ним и крив­ля­ньем ба­ла­ган­но­го ско­мо­ро­ха! Не приз­наёт сего со­вре­мен­ный суд и все об­ра­тит в упрёк и по­но­ше­нье не­при­знан­но­му пи­са­те­лю; без раз­де­ле­нья, без от­ве­та, без уча­стья, как бес­се­мей­ный пут­ник, оста­нет­ся он один по­сре­ди до­ро­ги. Су­ро­во его по­при­ще, и горь­ко по­чув­ству­ет он своё оди­но­че­ство.

 

Н. В. Го­голь «Мёртвые души»

2. За­да­ние 4 № 90. Во фраг­мен­те ис­поль­зу­ют­ся ав­тор­ские по­яс­не­ния, за­ме­ча­ния по ходу дей­ствия пьесы («сна­ча­ла не­мно­го за­и­ка­ет­ся, но к концу речи го­во­рит гром­ко» и т.п.). Каким тер­ми­ном они на­зы­ва­ют­ся?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.