Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.






По итогам методики «Тест-опросник родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В. В. Столин)», были получены следующие результаты (см. рис 1)

 

 

Рис.1 Показатели (в%) родительского отношения к ребенку (старшему дошкольнику).

Результаты исследования, отраженные на рис.1 показывают, что большинство родителей имеют хорошие педагогические способности, т.е. с одной стороны они требуют послушания ребенка и дисциплины, а с другой стороны стараются не навязывать во всем ему свою волю. И в состояние разделить точку зрения ребёнка. Пристально следят за социальным достижением ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере (контроль) – 25% родителей. К кооперации (заинтересованности делами и планами ребенка, стремлению помогать ему) склонны 33% родителей. К симбиотическим отношениям с ребенком (ощущение себя с ребенком единым целым, стремление удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни) стремиться 8% родителей. Тип взаимоотношений как «принятие-отвержение» выбирают 25% родителей. Меньшее число опрошенных выбрали тип взаимоотношений «маленький неудачник»- 8%, следовательно неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.

Отношение родителей к детям можно поделить на эффективные (оптимальные) и неэффективные (нарушенные). Так, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация - социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.

К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как «отвержение» и «авторитарная гиперсоциализация» (контроль). Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины, испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.

Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского отношения к детям:

- оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 4 семьях (33%);

- нейтральному уровню можно отнести 2 семей (16%);

- родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в 6 семьях (50%).

Итак, мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности у детей.

 

Методика «Кинетический рисунок семьи»

Для выявления особенностей восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи использовалась методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) (Р. Бэнса, С. Кауфмана)». Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. По итогам проведения данной методики были получены следующие результаты (рис.2)

 

 

 

Рис. 2 Показатели отношения старших дошкольников к семейной ситуации (в %)

Эмоциональное благополучие в семье ощущают 43% детей, эмоциональное неблагополучие 56% детей (см. таблица 1).

Таблица-1- Результаты констатирующего эксперимента по выявлению эмоционального благополучия и неблагополучия ребенка старшего дошкольного возраста в семье

Эмоциональное благополучие Эмоциональное неблагополучие
  +  
    +
  +  
  +  
    +
    +
  +  
  +  
  +  
  +  
  +  
  +  
    +
  +  
    +
    +

 

 

Интерпретация рисунков ярко выявила представления детей о различных аспектах их семейной ситуации. При анализе детских рисунков мы использовали принципы качественного анализа, что предполагает учитывать общий размер рисунка, количество изображенных членов семьи, их расположение, аккуратности исполнения, используемые цвета.

Качественный анализ детских рисунков позволил разделить их на две условные подгруппы:

- рисунки, изображающие благополучную семейную ситуацию выполнены яркими цветами, декорированы, изображены все члены семьи, держащиеся за руки;

- подгруппа рисунки, отражающие неблагополучие семейной ситуации (изображение членов семьи в виде маленьких зверюшек, геометрических фигур; искажение состава семьи, исключение себя из состава, использование более темных тонов).

Анализируя рисунки детей, мы выявили следующее:

Семью состоящую из 4-5 человек: ребенка, родителей, брата (сестры) нарисовали - 9 детей. Ребенка, родителей и других родственников (бабушку, дедушку, тетю) нарисовали- 7 детей, что указывает на благополучное взаимоотношение не только с родителями, но и с другими родственниками.

Почти во всех рисунках отсутствуют барьеры между членами семьи, т.к. расположены они близко друг другу, повернутые лицом к зрителю, взявшись за руки, что говорит о хороших внутрисемейных отношениях. В 93% рисунках присутствует общая деятельность всех членов семьи, что также свидетельствует о благоприятных отношениях внутри семьи. 11 детей на рисунке изобразили солнышко, это говорит о том, что им не хватает теплых дружеских отношений.

Тревожность испытывают 62% детей, эта тревожность прослеживается в сильном нажатии карандаша при рисовании, в нечетких линиях со штриховкой, свидетельством этого является эмоциональное перенапряжение и внутреннее возбуждение.

После выполнения рисунка была проведена беседа с каждым ребенком индивидуально. В ходе анализа беседы нами была выделена общая тенденция, где на вопрос, «Кто тебе больше всего нравиться? Кого ты любишь больше всех?», большинство детей ответили что - родителей, и лишь в некоторых случаях это были другие члены семьи (бабушка, дедушка, сестра, брат), следовательно, для детей наиболее значимыми людьми в жизни являются родители. Также, на вопрос о распределение ролей в семье, большинство детей - матери отдавали роль «хранителя очага», а отцам роль «добытчика».

В ходе проведения исследования выявлено, что, дети в целом владеют техникой рисования и их представления о себе самом и о семье соответствует реальности, адекватности. В целом все рисунки соответствую возрастным особенностям детей, но есть исключения расположение семьи внизу листа – напряжённость и чувство тревоги и руки вытянуты по бокам – незащищённость.

Тест для родителей «Какой у вас стиль общения и воспитания?».

Для диагностики стиля воспитания, родителям было предложено с помощью теста оценить свою собственную стратегию, и выяснить какой стиль они используют. Для этого родители ответили на вопросы теста: «Какой у вас стиль общения и воспитания?».

По итогам проведения данной методики были получены следующие результаты (рис.3)

 

 

Рис. 3 Показатели (в %) стиля общения и воспитания родителей по отношению ребенку (старшему дошкольнику)

Большинство родителей выбирают демократический стиль общения и воспитания – 66%, следовательно, они всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение проблемы, а также если дело касается его личного выбора: выбора друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенную, поддерживающую заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка. Либеральный стиль выбирают 25% родителей. Такие родители, склонны устраняться от воспитания ребенка, они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели. Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит. Меньшее число опрошенных родителей выбрали авторитарный стиль общения, и воспитания - 10%. Они не считают нужным считаться с мнением ребенка о том, чего он хочет, что ему нужно и к чему он стремится. Для них совершенно ясно, как будет лучше. Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми во всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми, которые предпочитают независимость и твердость и в то же время во всех своих неудачах винят все и всех, кроме себя.

Таким образом, на основании результатов диагностики констатирующего эксперимента, были получены следующие результаты:

- анализ полученных результатов по трем методикам говорит о том, что характер и стиль детско-родительских отношений влияет на развитие личности ребенка, т. к. семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.

- экспериментальное изучение проблемы влияния детско-родительских отношений на развитие личности старшего дошкольника позволило сделать вывод о том, что более конструктивные стили родительского отношения к ребенку (кооперация, симбиоз) способствуют формированию всесторонне развитой личности и более благоприятному эмоциональному фону у детей старшего дошкольного возраста.

Во-первых, большинство обследованных родителей характеризуются социально и психологически неоптимальными стилями родительского отношения – симбиозом, принятие/отвержение и кооперация. Стиль «Маленький неудачник»– диагностирован в наименьшем числе случаев.

Во-вторых, дети, родители которых строят свои отношения с ребенком на принципах кооперации и принятия характеризуются положительным отношением к людям и авторитетам, более высоким уровнем любопытства. Такие дети менее замкнуты, чем их сверстники из семей с другими преобладающими типами родительского отношения.

- Более оптимальным стилем общения и воспитания является демократический т.к. дети родителей, предпочитающих демократический стиль общения, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.

Не оптимальными стилями являются либеральный и авторитарный стиль общения и воспитания. Дети, родители которых предпочитают либеральный стиль, чаще проявляют склонность к суициду. В лучшем случае они привыкают делать все для себя сами, но при этом не доверяют людям и предпочитают не прибегать к чьей-либо помощи. Часто родители с преобладанием авторитарного стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий, то есть заботятся прежде всего о себе, а не о ребенке, нужды которого отрицаются. Ребенок живет с ощущением, что он ничего не значит, его нужды и чувства не идут в расчет. Авторитарные родители считают себя вправе применять различные физические наказания, кричать на детей, трясти их.

 

Сопоставляя результаты диагностических методик, направленных на выявление уровня детско-родительских отношений, суммируя полученные данные, мы обнаружили нарушения в детско- родительских отношениях, которые оказывают влияние на эмоциональное состояние детей.

Следовательно необходима гармонизация детско-родительских отношений, а именно разработка программы, включающая в себя систему занятий, направленных на развитие и гармонизацию детско-родительских отношений в семье.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.