Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из шарха Аби аль-´Изза аль-Ханафи на «Акыду Тахавия».






 

Сказал Ат-Тахави: «И в то, что мы будем выставлены, и в расчёт, и в чтение записанного, и в награду, и в наказание».

 

Комментарий Али бин Али бин Мухаммада бин Аби аль-´ Изз аль-Ханафи:

 

Всевышний Аллах сказал: «В тот день наступит Событие (День воскресения). Небо разверзнется, ибо оно в тот день будет слабым. Ангелы будут находиться по его краю, и восьмеро понесут над собой Трон твоего Господа» (69: 15-17), и так до конца суры. «О человек! Ты стремишься к своему Господу и встретишься с Ним. Тот, кому его книга будет вручена в правую руку, получит легкий расчет, и вернется к своей семье радостным. А тот, кому его книга будет вручена из-за спины, станет призывать погибель, и будет гореть в Пламени. Он радовался, находясь в кругу своей семьи, и полагал, что не вернется обратно. Но нет! Господь его видел его» (84: 6-15).

«Они предстанут перед твоим Господом рядами: «Вы пришли к Нам такими, какими Мы создали вас в первый раз. Но вы предполагали, что Мы не назначили встречи с вами» (18: 48). «Будет положена книга, и ты увидишь, как грешники будут трепетать от того, что в ней. Они скажут: «Горе нам! Что это за книга! В ней не упущен ни малый, ни великий грех - все подсчитано». Они обнаружат перед собой все, что совершили, и твой Господь ни с кем не поступит несправедливо» (18: 49). «В тот день земля будет заменена другой, равно как и небеса, и они предстанут перед Аллахом, Единственным, Могущественным» (14: 48), и так далее до конца суры. «Он обладает возвышенными качествами (или возвышает по степеням) и владеет Троном» и до слов «Воистину, Аллах скор в расчете!» (40: 15-17). «Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. тогда каждый человек сполна получит то, что приобрел, и с ними не поступят несправедливо» (2: 281).

Передают со слов Айши, да будет доволен ею Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, у кого потребуют полного отчёта, будет подвергнут наказанию». Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я спросила: «Разве Аллах Всевышний не говорит: он непременно будет рассчитан расчётом лёгким?» (84: 8). (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это касается только представления, но тот (человек, дела) которого будут обсуждаться, будет подвергнут наказанию»». (Передал аль-Бухари (№ 103, 4936, 6536 и 6537) и Муслим (№ 2876)).

Это означает, что если Он станет рассматривать поступки Своих рабов во время расчета, то справедливо накажет их, но Он, Всевышний, прощает, что будет разъяснено более подробно, если пожелает Всевышний Аллах. Также в сборнике достоверных хадисов передают, что пророк сказал: «Поистине, в Судный день люди будут находиться в беспамятстве, и я первым приду в себя, и увижу Мусу, ухватившегося за трон Аллаха. И я не знаю, очнулся ли он прежде меня, или же с него было достаточно беспамятства у горы Синай?» (В суре «Толпы» Аллах сообщил, что часть Его творений не будет подвергнута беспамятству: «Но подуют в Рог, и тогда потеряют сознание (или умрут) те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить» (39: 68). В суре «Преграды» упоминается о том, как пророк Муса потерял сознание на горе: «Он сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя». Он сказал: «Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня». Когда же Господь его явил Себя горе, Он превратил ее в прах, и Муса упал без сознания» (7: 143))» Передано аль-Бухари (№ 2411, 3408, 6517, 6518 и 7428) и Муслимом (2373).

Здесь говорится о беспамятстве, в котором окажутся люди в день воскресения, когда же придет Аллах чтобы вынести свое решение и земля осветится его светом, тогда в беспамятстве окажутся все творения. Если же кто-то спросит: «Что вы скажете о словах пророка: «Поистине, в Судный день люди будут находиться в беспамятстве, и я буду первым, над кем разверзнется земля, и увижу Мусу, ухватившегося за опору трона Аллаха». (Передал аль-Бухари (№ 2412, 3298, 4638, 6917 и 7427), и Муслим (№ 2374) со слов Абу Саида аль-Худри.), то ему следует ответить следующим образом. Нет никакого сомнения в том, что этот хадис передан в такой версии, и это вызывает некоторые затруднения, но в данном случае его передатчик объединил один хадис с другим, и соединил две разные версии, в действительности два этих хадиса звучат следующим образом. Первый: «Поистине, в Судный день люди будут находиться в беспамятстве» и так далее, как это было рассказано выше, что касается второго хадиса, то в нем говорится: «и я буду первым, над кем разверзнется земля в День воскресения», и передатчик соединил один хадис с другим. На это указал Абу аль-Хаджадж аль-Миззи, после него - шейх Шамсуддин бин аль-Каййим, и наш шейх Имадуддин ибн Касир, да смилостивится над ними Аллах. Также кто-то из передатчиков ошибся, сказав: «И я не знаю, очнулся ли он раньше меня или Великий Аллах сделал для него исключение», достоверные версии этого хадиса говорят в пользу первого варианта, и тогда смысл становится понятным. Беспамятство в Судный день произойдет по причине явления Всевышнего Аллаха своим рабам, и Муса, мир ему, даже если и не впадет в беспамятство со всеми, это было заменено ему беспамятством в тот день, когда Всевышний явился горе и превратил ее в прах. Таким образом, это беспамятство стало для него заменой беспамятству, которое постигнет все творения, когда Господь явит им Себя в Судный день, задумайтесь над этим важным моментом и не пренебрегайте им. Имам Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Бакр ибн Абу ад-Дунийа передают от аль-Хасана, что он слышал, как Абу Муса аль-Аш’ари: «Посланник Аллаха сказал: «Люди будут представлены в день воскресения тремя способами * два из них - это споры и извинения, а в третий - (им) будут разбрасываться свитки. И тот, кому его книга (деяний) будет дана в правую руку и (кому будет дан) легкий расчет, тот войдет в Рай, а тот, кому книга будет дана в левую руку, тот войдет в огонь». (Передал ат-Тирмизи (№ 2427), Ибн Маджа (№ 4277) и Ахмад (т. 4, стр. 414)).

 

*(Аль-Мубаракфури приводит пояснение: «Три способа - это либо три раза, и тогда в первый раз люди станут спорить, оправдываясь, что пророки ничего не донесли до них, а во второй - они признают свои грехи и будут извиняться за них, говоря, что совершили их случайно, ошибочно и т.п, а в третий раз им будут вручены книги с записью их дел. Такой комментарий приводится в «аль-Муркат шарх аль-мишкат». Либо есть второй вариант объяснения, который приводит Ибн Хаджар в «аль-Фатхе», что спорить будут неверующие, а «оправдывать» будет Аллах Адама и остальных пророков, подтверждая, что они выполнили свою миссию. А третий - это для верующих» (Тухфат аль-ахуази», 7/94)),

 

Источник: Перевод книги: «Комментарии к вероучению имама ат-Тахави (упорядоченное изложение)» Али бин Али бин Мухаммад бин Аби аль-´ Изз аль-Ханафи, (731-792 г.х.)

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.