Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка уровня качества. Метод предельных и номинальных значений.






Оценка уровня качества продукции - это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей при оценке качества продукции. Под определением показателя качества подразумевается нахождение его численного значения.

Номенклатура показателей качества продукции (НПКП) - это совокупность (перечень) характеристик свойств продукции, выражающих ее качественную определенность как продукта производства и средства удовлетворения потребности.

Выделяют следующие группы показателей качества:

·показатели назначения;

·показатели экономного использования сырья, материалов, топлива и энергии;

·показатели надежности (безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости);

·эргономические показатели;

·эстетические показатели;

·показатели технологичности;

·показатели транспортабельности;

·показатели стандартизации и унификации;

·патентно-правовые показатели;

·экологические показатели;

·показатели безопасности;

·экономические показатели.

Метод предельных и номинальных значений

Этот метод используется в тех случаях, когда известны проверенные на опыте предельно допустимые значения для показателей качества продукции данного вида, определяю­щие требования к годной продукции или принадлежность ее к данной категории качества. В этих случаях коэффициенты весомости для различных типов средних взвешенных показа­телей можно рассчитывать соответствующим формулам (привести формулы).

Аналогично можно рассчитать средний взвешенный квадратический показатель. Значения следует выбирать так, чтобы относительные изменения среднего взвешенного показателя были равны со­ответствующим относительным изменениям затрат на созда­ние и эксплуатацию продукции.

 

Пищевая и биологическая ценность продукта. Основные понятия.

Пищевая ценность продукта – это совокупность всех его компонентов, удовлетворяющих физиологические потребности человека в энергии и пищевых веществах и органолептические пристрастия человека к цвету, запаху и вкусу пищи.

Биологическая ценность продукта зависит от качества пищевых веществ продукта, прежде всего по содержанию эссенциальных питательных веществ: не заменимые аминокислоты белка и их усвояемость (аминокислотный скор), минералы, витамины, ненасыщенные жирные кислоты, пищевые волокна, а также минорные питательные вещества (биофлавоноиды, индолы, фитостеролы, органические кислоты и др).

Основные понятия.

Биологическая эффективность — показатель качества жировых компонентов пищевых продуктов, отражающий содержание в них полиненасыщенных жирных кислот.

Энергетическая ценность - количество энергии (ккал, кДж), высвобождаемой в организме человека из пищевых веществ продуктов питания для обеспечения его физиологических функций.

Биологическая ценность продуктов питания отражает, прежде всего, качество белкового компонента пищи, связанного со сбалансированностью его аминокислотного состава, а также способность его максимально перевариваться и усваиваться организмом.

Традиционные (натуральные) продукты:

· базовая основа питания, однако, при сложившейся структуре питания, на первый план выходят нарушения пищевого статуса;

· дефицит животных белков, достигающих 15-20% от рекомендуемых величин;

· повсеместный круглогодичный дефицит витаминов;

· недостаточность минеральных элементов, таких как Ca, Fe, Zn, F, Se, I;

· дефицит моно- и полиненасыщенных жирных кислот;

· недостаточность пищевых волокон.

Обогащение продуктов питания добавление в них одного или нескольких питательных веществ, с целью предотвращения или исправления имеющегося дефицита одного или нескольких нутриентов у населения. Это побудило к разработке технологий по обогащению продуктов массового потребления эссенциальными питательными веществами, которые мало влияют на калорийность, не изменяют или улучшают органолептические качества продукта. Россия была одной из первых стран, где начиналось производство обогащения муки железом, витаминами для снабжения северных и отдаленных районов страны. Обогащение продуктов компенсирует их пониженную биологическую ценность на основе технологий выращивания, хранения, обработки и очистки пищевых продуктов. Наиболее распространенным и известным примером обогащения является йодирование соли.

Генетически модифицированные натуральные продукты: трансгенные растения и животные. Принцип их создания основан на достижениях генной инженерии, позволяющий искусственно изменять генетическую информацию встраиванием в ДНК чужеродные последовательности.

Основные трансгенные растения, выращиваемые во многих странах: соя, кукуруза, картофель, сахарная свекла. Эти сорта стали более устойчивы к вредителям, засухе, более высокоурожайны, длительно хранятся. Возможно также улучшение органолептических и питательных свойств продукта (крахмал, картофель, обогащение витаминами).

С помощью трансгенеза в животноводстве при выращивании крупного рогатого скота, кроликов, овец, свиней увеличиваются привесы мяса, надои молока, улучшается шерсть и т.д.

Расширение спектра генетических модификаций продуктов питания позволяет существенно (вдвое и даже втрое) увеличить производство сельхозпродукции, удешевить и улучшить качества для решения глобальной проблемы: устранения дефицита продуктов питания с целью профилактики недоедания, белково-энергетической недостаточности.

Планирование работ по стандартизации. Информационное обеспечение работ по стандартизации.

В план работ по государственной стандартизации включаются задания по разработке, пересмотру, внесению изменений и отмене государствен­ных и межгосударственных стандартов.

План работ состоит из сводной таблицы и двух частей:

- работ по государственной стандартизации в республике;

- работ по межгосударственной стандартизации, выполнение которых закреплено за Республикой Казахстан и являющихся частью программы работ по межгосударственной стандартизации.

Планирование работ по стандартизации

Организационно методическое руководство планированием работ по стандартизации в республике осуществляет Комитет по техническому регулдированию. Планы и программы работ по стандартизации на основании предложений государственных органов, технических комитетов по стандартизации, физических и юридических лиц Республики Казахстан с учетом приоритетных направлений в отраслях экономики Республики Казахстан утверждаются в порядке, установленном уполномоченным органом.

Планы разрабатывают с целью организации и координации работ по стандартизации, в части разработки, пересмотра и внесения изменений в действующие стандарты. При разработке планов и программ работ по государственной стандартизации учитываются требования, установленные нормативными правовыми актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, планы социального и экономического развития Республики Казахстан и научно-исследовательских работ, годовых и долгосрочных государственных и отраслевых научно-технических программ.

Структура плана состоит из двух частей: государственной стандартизации; межгосударственной стандартизации. В план включают: разработку государственных и межгосударственных стандартов на основополагающие нормы и требования в области стандартизации, метрологии и сертификации, общетехнические нормы и нормы безопасности продукции, процессов (работ) и услуг для жизни и здоровья населения, имущества (охраны) и окружающей среды, постановку продукцию на производство, классификацию, терминологию, правила приемки, отбор проб и методы контроля качества продукции, правила упаковки, маркировки, транспортирования и хранения продукции; гармонизацию государственных стандартов с международными требованиями. В качестве заказчиков разработки государственных стандартов могут выступать заинтересованные органы государственного управления, научно технические, инженерные и другие общественные объединения, физические и юридические лица. План разрабатывается на 1 год и является постоянно действующим в этот период документом, содержащим намечаемых к выполнению работ по государственной и межгосударственной стандартизации. План формируется уполномоченным органом по стандартизации, метрологии и сертификации на основе предложений заинтересованных органов государственного управления, научно технических, инженерных и других общественных объединений, и других физических и юридических лиц, исходя из приоритетных направлений по стандартизации, метрологии и сертификации на планируемый период. Предложения на планируемый период предоставляются в срок до 15 июля текущего года. Предложения к плану, в части разработки представляют заинтересованные национальные организации по стандартизации стран СНГ, МТК, секретариаты которых ведет РК или по согласованию с ними другие организации. Уполномоченный орган анализирует поступившие предложения, и формирует проект не позднее 1 сентября года предшествующего планируемому, и направляет проект плана заинтересованным органам государственного управления и другим, физическим и юридическим лицам. После получения отзывов уполномоченный орган формирует окончательную редакцию проекта плана для принятия решения о его утверждении или возврате на доработку в срок не позднее 1 октября года предшествующего планируемому. К окончательной редакции прилагаются поступившие заявки и пояснительная записка с аналитическим обзором запланированных работ, устанавливаемых приоритетных направлений, категории и видов нормативных документов, видов работ, сроков выполнения работ разработчиком, источников финансирования в пояснительной записке указывают общее количество поступивших заявок на разработку, количество не принятых заявок с указанием причин, переходную тематику разработок. Проект плана рассматривается на заседании научно – технического совета (НТС) уполномоченного органа после рассмотрения проекта плана уполномоченный орган при необходимости, принимает решение о дополнительном согласовании окончательной редакции проекта плана с заинтересованными органами государственного управления и другими юридическими или физическими лицами. Доработанный план с учетом предложений заинтересованных сторон представляется на рассмотрение и утверждение в срок до 1 декабря текущего года. Информация плана размещается на веб – сайте уполномоченного органа. В месячный срок, после утверждения уполномоченным органом, план работ публикуется в полном объеме в очередном ежемесячном информационном указателе стандартов РК (ИУ СТ. РК)

Контроль за выполнением плана осуществляет уполномоченный орган. Организации – разработчики стандартов несут ответственность за выполнение работ, включенных в план по их предложениям. Решение споров между разработчиками государственных и межгосударственных стандартов, включенных в план, осуществляющим планирование работ и контроль за выполнением утвержденного плана на этапе сдачи приемки работ должно осуществляться на согласительном совещании. Предложения по внесению изменений в план относительно названия, категории нормативного документа, вида работ, сроков подачи на утверждение, организации разработчика, организации – соисполнителя, приостановлению работ по разным объективным причинам, в том числе, из- за прекращения финансирования, направляются на рассмотрение уполномоченному органу. Уполномоченный орган в двухнедельный срок рассматривает предложения, готовит по ним проект решения и передает на утверждение. Принятое решение сообщается в срок, не превышающий 1 месяца со дня подачи предложений по разработке стандартов. Изменение в план вносится с письменного разрешения при наличии обоснования и согласования его с заинтересованными организациями, после чего доводятся до заинтересованных сторон.

Источниками финансирования работ по плану являются: средства, выделяемые из госбюджета на реализацию государственных и межгосударственных программ, планов НИР, разработку государственных стандартов и других нормативных документов; другие источники финансирования; за счет средств разработчика; заказчика, производителя и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.