Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гипер-IgE-синдром






Гипер-IgE-синдром относят к редким ПИД, которые характеризуются классической триадой:

• рецидивирующими абсцессами кожи;

• пневмонией с формированием пневматоцеле;

• повышением уровня IgE в сыворотке крови выше 2000 МЕ/мл.

Впервые гипер-IgE-синдром описали в 1966 г. американский педиатр С. Девис и соавт. у двух девушек с рыжими волосами, хроническим дерматитом, рецидивирующими стафилококковыми абсцессами и пневмонией. Авторы назвали заболевание в честь многострадального терпеливого библейского Иова (акт.Job), чье тело сатана покрыл гнойниками. В литературе гипер-IgE-синдром также называют синдромом Джоба (другой перевод —«терпеливый человек»). В типичных случаях гипер-IgE-синдром наследуется либо как аутосомно-доминантное, либо как спорадическое заболевание. При рецессивном наследовании клинические проявления синдрома отличаются.

Молекулярные дефекты гипер-IgE-синдрома до конца не ясны. Предполагают роль гомозиготных делеций в гене TYK2, кодирующем тирозинкиназу-2 человека (Тук-2). Тук-2 — нерецепторнаятирозинкиназа, принадлежащая к семейству Janus-киназOak). Дефицит Тук-2 служит причиной дефектов сигнального пути цитокинов, включая интерфероны типа I, ИЛ-6, ИЛ-10, ИЛ-12, ИЛ-23, а также нарушение ответа Thl-клеток и повышение чувствительности пациентов к заболеваниям, вызываемым вирусами, грибами и микобактериями. Роль Тук-2 показана при аутосомно-рецессивной форме гипер-IgE-синдрома. У пациентов с доминантным наследованием и спорадическими формами доказана роль мутаций в гене STAT3, приводящих к дисморфогенезу и мультисистемным нарушениям.

Гипер-IgE-синдром — мультисистемное заболевание, проявляющееся с раннего возраста. От типа наследования зависят особенности клинических проявлений. Основной отличительный признак — повышенное содержание IgE в сыворотке крови, которое может достигать 40 000 МЕ/мл. Клинические проявления характеризуются рецидивирующими гнойными инфекциями мягких тканей и внутренних органов. С раннего детства возникают глубокие повторные гнойные инфекционные поражения кожи и подкожной клетчатки, протекающие как «холодные» абсцессы, т.е. без явных признаков воспаления. У 50% больных развиваются гнойные лимфадениты, гнойные отиты; наиболее опасно развитие острой пневмонии, поскольку это может привести к повреждению легких и возникновению пневмоторакса. На рентгенограмме выявляют «легочные буллы» или пневматоцеле, зачастую множественные. Возможно появление абсцессов печени, как при хронической гранулематозной болезни (ХГБ). При бактериологическом исследовании чаще всего высевают стафилококки, реже стрептококки, пневмококки и грибы Candidaalbicans.

Заболевание может манифестировать начиная с первых недель жизни. Оно проявляется экземой кожи с поражением лица, разгибательных поверхностей конечностей и напоминает атопический дерматит. К 3-летнему возрасту проявления ослабевают, но могут сохраняться сухость и шелушение кожи. При осмотре больных выявляют грубые диспластические изменения лица в виде седловидной переносицы, увеличения размеров нижней челюсти, выступающих скул, «картофелеобразного» носа. Пациенты склонны к спонтанным переломам трубчатых костей.

Клинические и лабораторные проявления гипер-IgE-синдрома у пациентов с аутосомно-доминантным/спорадическим типом наследования

• Кожа: экзема, сыпь у новорожденных, «холодные» абсцессы, кожно-слизистый кандидоз.

• Легкие: рецидивирующая пневмония, пневматоцеле.

• Изменения лица: «грубое» лицо, глубоко посажанные глаза, выступающий подбородок, широкий нос.

• Зубы: нарушение роста зубов.

• Опорно-двигательный аппарат: повышенное растяжение связок, патологические переломы, сколиоз.

Лабораторные данные: наиболее характерны повышение уровня сывороточного IgE, эозинофилия. Возбудителями инфекционных заболеваний чаще выступают стафилококки. Наследование гипер-IgE синдрома по аутосомыо-рецессивному типу обусловливает появление клинических симптомов, отличающихся от приведенных классических проявлений.

В иммунограмме выявляют гипериммуноглобулинемию Е выше 2000 МЕ/мл. Исследование необходимо повторять неоднократно, так как в некоторых пробах содержание IgE может быть меньше 1000 МЕ/мл. Поскольку для данного заболевания характернаэозинофилия, следует неоднократно определять уровень эозинофилов в периферической крови. Кожные пробы с аллергенами обычно положительны.

Лечение гипер-IgE-синдрома Этиотропная терапия не разработана. Лечение носит симптоматический характер. Необходима пожизненная профилактическая антибиотикотерапия. Прогноз для жизни сравнительно благоприятный, пациенты могут доживать до 18-20 лет.

66. Селективный дефицит IgA.

Почти у 2/3 пациентов с селективнымIgA-дефицитом заболевание протекает бессимптомно в течение всей жизни. Наличие сопутствующих иммунных дефектов у пациентов с дефицитом IgA может способствовать возникновению рецидивирующих инфекций. Эти сопутствующие иммунные дефекты включают дефицит субклассовIgG, дефекты образования специфических антител против белков и полисахаридиых антигенов вакцин, дефекты маннозосвязывающеголектина. У пациентов с манифестацией симптомов возникают рецидивирующие вирусные инфекции. Инвазивные инфекции, такие, как септицемия и менингиты, не характерны. У пациентов с селективным дефицитом IgA повышен риск возникновения аутоиммунных заболеваний и малигнизации. Заболевание у больных протекает нетяжело, что может быть обусловлено компенсаторным увеличением секреции IgM. Клинические проявления данной формы ПИД манифестируют в основном в раннем детском возрасте. В дальнейшем происходит нормализация уровня IgA. Следует отметить, что аллергические и аутоиммунные заболевания у таких больных протекают «классически».

Наиболее частые клинические проявления — рецидивирующие и хронические заболевания дыхательных путей и ЛОР-органов (отиты, синуситы, бронхиты, пневмонии), причем в большей степени выражена чувствительность больных к вирусным, а не к бактериальным инфекционным заболеваниям. Инфекции органов дыхания редко переходят в хронические формы. Характерная особенность этого вида иммунодефицита — наличие заболеваний пищеварительного тракта (например, целиакии, неспецифического язвенного колита, болезни Крона, гипертрофического гастрита, дисбактериоза). При недостаточном содержании секреторногоIgA создаются предпосылки к развитию аллергических и аутоиммунных заболеваний.

В зависимости от преобладания той или иной симптоматики выделяют следующие варианты селективной недостаточности IgA:

• атопический;

• с поражением дыхательных путей;

• с поражением пищеварительного тракта;

• аутоиммунный;

• бессимптомный (случайная лабораторная находка).

Синопульмональные инфекции. Рецидивирующие синопульмональные инфекции — наиболее частый симптом, связанный с селективнымIgA-дефицитом. Инфекции вызывают экстрацеллюлярные инкапсулированные бактерии, например Haemophilusinfluenzae, Streptococcuspneumoniae. Рецидивирующие средние отиты и синопульмональные инфекции выявляются чаще у пациентов, имеющих одновременно низкий уровень IgG (особенно IgG2 у детей).

У пациентов с сочетанным IgA-дефицитом и дефицитом субклассовIgG нарушен гуморальный ответ на белковые и полисахаридные антигены, что является фактором риска развития хронической легочной патологии и бронхоэктазов. У 5, 3-14% больных с бронхоэктазами выявляют селективный дефицит IgA.

Заболевания пищеварительного тракта. У пациентов с селективнымIgA-дефицитом повышен риск развития некоторых заболеваний, в том числе лямблиоза, нодулярной лимфоидной гиперплазии, целиакии, колитов. У 50% пациентов выявляют преципитирующие антитела к антигенам коровьего молока, и у большинства пациентов циркулирующие иммунные комплексы в сыворотке появляются спустя 15-60 мин после употребления молока.

Аутоиммунные нарушения. Отсутствие IgA обусловливает проникновение перекрестно реагирующих антигенов в циркуляцию и инициацию аутоиммунных реакций, включая идиопатическую тромбоцитопеническую пурпуру, аутоиммунную гемолитическую анемию, ревматоидный артрит, СКВ, тиреоидит, витилиго. У пациентов часто выявляют аутоантитела к тиреоглобулину, эритроцитам, тиреоидныммикросомальным антигенам, базальной мембране, клеткам гладкой мускулатуры, панкреатическим клеткам, нуклеарным протеинам, кардиолипину, коллагену, адреналовым клеткам.

Важно отметить, что в определенной подгруппе больных с селективным дефицитом IgA вырабатываются анти-IgА-антитела, способные индуцировать трансфузионные реакции, причем эти антитела могут существовать и у бессимптомных пациентов. В связи с этим таким пациентам введение препаратов крови (на основе иммуноглобулинов, а также плазмы) противопоказано до проведения тестирования на наличие сывороточных анти-IgA-аутоантител. При неконтролируемом введении иммуноглобулиновых препаратов, содержащих IgA, возможно образование иммунных комплексов и развитие иммунокомплексной патологии.

Аллергия. У пациентов с селективным дефицитом IgA выявлена связь с аллергическими заболеваниями, такими, как бронхиальная астма, аллергический ринит, крапивница, атопический дерматит и пищевая аллергия.

Малигнизация. У пациентов с селективным дефицитом IgA в более старшем возрасте может быть повышен риск развития желудочно-кишечной и лимфоидной малигнизации.

• Диагностический критерий — снижение у пациентов старше 4 лет уровня сывороточного IgA меньше 0, 07 г/л при нормальном содержании IgG и IgM и исключении других причин гипогаммаглобулинемии.

Диагностически значимы:

1. - изолированное снижение уровня IgA в сыворотке (меньше 0, 05 г/л) при нормальном уровне других изотипов иммуноглобулинов у детей старше 1 года, отсутствие IgAl и IgA2. Уровень IgM и IgG в норме. Однако у некоторых больных выявляют дефицит IgG2;

2. - если уровень IgA находится в пределах от 0, 05 г/л до 0, 2 г/л, то диагностируют частичную недостаточность IgA; нормальное количество Т-лимфоцитов и их субклассов;

3. - обычно нормальное количество В-лимфоцитов (CD19\CD20);

4. - нормальное количество NK-клеток (CD16 CD56).

• У пациентов с дефицитом IgA, особенно при отсутствии секреторногоIgA, необходимо исследовать уровень субклассовIgA. У некоторых пациентов селективная недостаточность IgA может прогрессировать с развитием в дальнейшем ОВИН. Необходим длительный регулярный мониторинг содержания иммуноглобулинов (в том числе у бессимптомных пациентов).

• Определение аутоантител (антинуклеарных, антитиреоидных и др.).

• При пищевой непереносимости или мальабсорбции необходимо аллерготестирование и определение антител к молоку и антиглутеновыхIgG-антител.

Лечение. Пациентам с бессимптомным селективным дефицитом IgA постоянное лечение не требуется. Пациентам с проявлениями инфекционных заболеваний назначают с профилактической целью антибиотики. Интенсивное антибактериальное лечение проводят у всех больных во время возникновения инфекционного заболевания. Пациентам не противопоказана рутинная иммунизация. Заместительная иммуноглобулиновая терапия противопоказана, когда у больного выявляют аутоантитела против IgA. Следует учитывать тот факт, что избирательный дефицит IgA относится к некорригируемым первичным иммунным дефектам. Лечебные мероприятия сводятся к симптоматической терапии инфекционных, аллергических и аутоиммунных заболеваний. Иммунотропные препараты назначают главным образом в связи с проявлением повышенной инфекционной заболеваемости.

Прогноз. У пациентов с селективнымIgA-дефицитом прогноз зависит от наличия сопутствующего дефекта специфических антител, аллергии или аутоиммунных заболеваний. Нередко бессимптомное течение заболевания может нарушаться в связи с действием внешних поражающих факторов, например, в стрессовой ситуации, при иммуносупрессии, химиотерапии и т.д

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.