Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (далее - законопроект) основан на прогнозе социально-экономического развития Российской






Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (далее - законопроект) основан на прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, Основных направлениях бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, Основных направлениях налоговой политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, Основных направлениях таможенно-тарифной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Процесс адаптации российской экономики и финансового сектора к изменившимся внешним реалиям, основное бремя которой пришлось на первую половину 2015 года, входит в завершающуюся стадию. В частности, удалось стабилизировать ситуацию на внутреннем финансовом рынке, сократить долговую нагрузку в иностранной валюте, снизить инфляционные ожидания экономических агентов и в целом сформировать необходимые условия для оживления инвестиционной и потребительской активности, способствующей возобновлению экономического роста уже в 2016 году.

В то же время макроэкономические условия, заложенные в основу законопроекта, могут впоследствии значительно измениться под воздействием ряда внешних факторов. Сохраняющиеся риски усугубления геополитической напряженности в мире, неблагоприятных событий в международной финансовой системе и ухудшения конъюнктуры значимых для России товарных рынков могут проявиться в замедлении экономического развития, усилении волатильности инфляционной и курсовой динамики, снижении доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При данных обстоятельствах задача снижения вероятности ошибочных оценок и допущений при формировании бюджета в условиях ограниченности финансовых резервов на купирование их негативных последствий предопределила необходимость утверждения федерального бюджета на 2016 год (без утверждения показателей планового периода).

При этом, как и в предыдущие годы, параметры федерального бюджета рассчитаны на основе «консервативного» («базового») варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, что также обеспечивает надлежащую точность бюджетного планирования и позволяет минимизировать бюджетные риски.

В ситуации повышенной неопределенности макроэкономических условий бюджетная политика должна сохранять готовность к адаптации, поддерживать надежность инструментов управления рисками, обеспечивать гарантии устойчивости к новым внешним шокам.

В этой связи значимость «бюджетных правил» для поддержания устойчивости федерального бюджета будет сохраняться в среднесрочной перспективе. Вместе с тем, поскольку в 2016 году прогнозируется существенное сокращение общего объема доходов федерального бюджета, Федеральным законом от 30 сентября 2015 г. № 273-ФЗ «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации»приостановлено действие «правил» в части определения общего объема расходов федерального бюджета для очередного финансового года.

Резервный фонд, ставший в текущем году основным инструментом финансирования пакета антикризисных мер и обеспечения безусловного исполнения ранее принятых расходных обязательств, продолжит выполнять функцию демпфирования краткосрочных шоков, предоставляя необходимое время для адаптации объемов и структуры расходных обязательств бюджета к складывающимся бюджетным возможностям.

Поддержанию бюджетной устойчивости также способствует впервые разрабатываемый проект бюджетного прогноза Российской Федерации на период до 2030 года. Аналогичное требование Бюджетного кодекса Российской Федерации по разработке бюджетных прогнозов на долгосрочную перспективу распространяется на субъекты Российской Федерации. В конечном счете, это позволит сформировать единую, основанную на общих принципах и подходах систему долгосрочного бюджетного прогнозирования, в рамках которой будет осуществляться планирование параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В состав мер по обеспечению сбалансированности федерального бюджета входит снижение зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации от трансфертов из федерального бюджета, в основном направленное на повышение устойчивости бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, который в среднесрочной перспективе продолжит испытывать проблемы, связанные с невозможностью полностью обеспечивать собственными средствами осуществление мероприятий в области обязательного пенсионного страхования.

В сфере межбюджетного регулирования будет продолжена реализация мер, направленных на ограничение уровня долга и дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Решение задачи нахождения баланса между усложняющимися задачами государственной политики и установленными на новом, более низком уровне бюджетными возможностями будет продолжено посредством реализации программного подхода к управлению бюджетными расходами.

Особенностью формирования проекта федерального бюджета на 2016 год является отражение бюджетных ассигнований в разрезе не только государственных программ Российской Федерации, их подпрограмм, но и основных мероприятий. Включение в структуру кода целевой статьи расходов кода основного мероприятия государственных программ Российской Федерации позволяет обеспечить непосредственную увязку бюджетных ассигнований с основными мероприятиями и соответствующими им целевыми показателями (индикаторами), что в свою очередь способствует повышению обоснованности бюджетных расходов на этапе их формирования, улучшению их прозрачности, расширению возможностей для оценки их эффективности.

Выполнение поручения Президента Российской Федерации по обеспечению сокращения в 2015 - 2017 годах расходов федерального бюджета ежегодно не менее, чем на 5 процентов в реальном выражении за счет снижения неэффективных затрат предусматривает необходимость реализации системы мероприятий, в том числе по таким важным направлениям повышения эффективности бюджетных расходов, как:

создание условий для повышения качества предоставления государственных услуг;

повышение эффективности процедур проведения государственных закупок;

внедрение казначейского сопровождения государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений);

совершенствование процедур предварительного и последующего контроля, в том числе уточнение порядка и содержания мер принуждения при выявлении нарушений в финансово-бюджетной сфере;

обеспечение вовлечения граждан в обсуждение бюджетных решений и осуществление контроля за эффективностью и результативностью их исполнения.

Таким образом, несмотря на то, что уникальность текущей ситуации порождает особые требования к условиям и процедурам формирования и исполнения федерального бюджета, законопроект направлен на реализацию заявленных в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года приоритетов. В частности, законопроект сформирован исходя из необходимости сосредоточения ресурсов на поддержке наиболее уязвимых слоев населения, стимулировании процессов импортозамещения, развитии негосударственного сектора экономики.

 

I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ, ПОЛОЖЕННЫХВ ОСНОВУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2016 ГОД»

 

Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) и Федерального закона от 30 сентября 2015 года № 273-ФЗ «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации», предусматривающего:

составление и утверждение проекта федерального бюджета на 2016 год (сроком на один год с приостановлением до 1 января 2016 года положений Бюджетного кодекса в отношении планового периода для федерального уровня, кроме прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, основных направлений бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной и денежно-кредитной политики);

перенос предельного срока внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год, а также документов и материалов к нему на 25 октября 2015 года (с приостановлением до 1 января 2016 года положения Бюджетного кодекса о внесении указанного проекта федерального закона не позднее 1 октября);

отказ от применения «бюджетного правила», устанавливающего требования к определению общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, в связи с существенным прогнозируемым сокращением общего объема доходов и составлением проекта федерального бюджета сроком на один год;

возможность не расторжения договоров (соглашений), по которым получателями средств федерального бюджета приняты обязательства, подлежащие оплате в 2017 году, в связи с не доведением им лимитов бюджетных обязательств на указанный год, а также заключения получателями средств федерального бюджета договоров, срок оплаты которых выходит за пределы 2016 года, в соответствии с ранее доведенными лимитами бюджетных обязательств.

Общие требования к структуре и содержанию закона о бюджете установлены статьей 184.1 Бюджетного кодекса и применительно к федеральному бюджету конкретизируются статьями 199 и 205 Бюджетного кодекса.

Пунктом 1 статьи 184.1 Бюджетного кодекса установлен перечень основных характеристик федерального бюджета, утверждаемых законом (решением) о бюджете (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета).

В соответствии со статьей 199 Бюджетного кодекса к основным характеристикам федерального бюджета отнесены также верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации, верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации, прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета и нормативная величина Резервного фонда.

При этом основные характеристики федерального бюджета, предусмотренные законопроектом, включают показатели только на очередной финансовый год.

Согласно статье 199 Бюджетного кодекса при утверждении основных характеристик федерального бюджета должны быть указаны положенные в основу их формирования исходные макроэкономические показатели: прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции.

С учетом планируемого в 2016 году превышения расходов федерального бюджета над доходами в соответствии со статьей 199 Бюджетного кодекса необходимо утвердить дефицит федерального бюджета на 2016 год.

В статье 1 законопроекта представлены все вышеуказанные параметры федерального бюджета, являющиеся в соответствии с Бюджетным кодексом предметом рассмотрения Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении.

Доходы федерального бюджета сформированы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год, бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах (статья 39 Бюджетного кодекса).

В части 1 статьи 2 законопроекта и в приложении 1 к законопроекту предлагается в соответствии со статьей 40 Бюджетного кодекса установить нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, не установленные Бюджетным кодексом, которые отнесены к основным характеристикам федерального бюджета, рассматриваемым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении (статья 199 Бюджетного кодекса).

В частях 2 и 3 данной статьи в соответствии с пунктом 4 статьи
56 Бюджетного кодекса предлагается установить особенности зачисления доходов от федеральных налогов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, и сборов, поступающих от плательщиков на территориях автономных округов, входящих в состав соответствующего края (области), в соответствии с предусмотренными в приложении 2 к законопроекту нормативами распределения указанных доходов.

Частью 4 данной статьи в соответствии с пунктом 2.1 статьи
56 Бюджетного кодекса предлагается утвердить приложение 3, устанавливающее нормативы распределения доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в целях обеспечения соизмеримости объемов поступлений от акцизов на топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия, уплаченных до 1 января 2014 года и распределенных между бюджетами субъектов Российской Федерации, и сумм указанных акцизов, подлежащих возврату из соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации, частью 5 данной статьи предлагается утвердить приложение 4 к законопроекту, устанавливающее нормативы распределения возврата сумм указанных акцизов в 2016 году.

Статья 3 законопроекта в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса предусматривает утверждение приложений 5 и 6 к законопроекту, устанавливающих перечень главных администраторов доходов федерального бюджета и перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также перечни закрепляемых за ними доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета. Статьей 205 Бюджетного кодекса этот вопрос отнесен к предмету рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении.

Статья 4 законопроекта определяет особенности администрирования отдельных видов налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета в 2016 году, не урегулированные другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данная статья должна включаться в федеральный закон о федеральном бюджете до урегулирования указанного вопроса соответствующими нормативными правовыми актами.

Статья 5 законопроекта предусматривает особенности использования в 2016 году средств, получаемых отдельными юридическими лицами из федерального бюджета.

В целях усиления контроля за использованием средств, предоставленных из федерального бюджета, направления их в реальный сектор экономики, минимизации дебиторской задолженности федерального бюджета по расходам и совершенствования системы управления временно свободными денежными средствами, находящимися на счетах, открытых Федеральному казначейству, положения частей 1 и 2 статьи 5 законопроекта предусматривают развитие действующего с 2015 года механизма проведения и учета операций со средствами субсидий, бюджетных инвестиций, авансов по государственным контрактам (контрактам, договорам, соглашениям) на лицевых счетах, открытых в Федеральном казначействе юридическим лицам – получателям средств из федерального бюджета.

Операции по перечислению указанных средств осуществляются органами Федерального казначейства в пределах суммы, необходимой для осуществления расходов юридических лиц, после представления ими документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

С целью совершенствования данного механизма в 2016 году предлагается его дальнейшее развитие путем объединения предусмотренных им мероприятий под общим термином «казначейское сопровождение государственных контрактов, договоров (контрактов, договоров, соглашений)», суть которого раскрывается в части 1 статьи 5 законопроекта.

При этом частью 2 статьи 5 законопроекта устанавливаются случаи, когда государственные контракты (контракты, договоры, соглашения) подлежат казначейскому сопровождению.

Большинство государственных контрактов, договоров (контрактов, договоров, соглашений), финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств, предоставленных из федерального бюджета, будут обеспечены казначейским сопровождением.

При этом перечень предоставленных из федерального бюджета субсидий, бюджетных инвестиций, не требующих казначейского сопровождения, предлагается к утверждению Правительством Российской Федерации.

Кроме того, в целях обеспечения ликвидности единого счета федерального бюджета частью 4 статьи 5 законопроекта предлагается осуществить перевод в Федеральное казначейство остатков средств на счетах, открытых отдельным юридическим лицам – получателям средств из федерального бюджета в кредитных организациях, Центральном банке Российской Федерации, источником образования которых являются неиспользованные указанными юридическими лицами в 2015 году средства, предусмотрев обязательное перечисление указанных остатков на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, до 1 апреля 2016 года.

При этом федеральным органам исполнительной власти, предоставившим данные средства, предоставляется право принять решение об их использовании в 2016 году полностью или частично на цели, ранее установленные условиями предоставления соответствующих средств, либо на иные цели, определенные Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год».

Указанные требования предлагается не распространять на средства, предоставленные из федерального бюджета банкам и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также юридическим лицам, определенным по решениям Правительства Российской Федерации.

Частью 7 статьи 5 законопроекта предлагается при казначейском сопровождении договоров (соглашений) о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) наделить территориальные органы Федерального казначейства полномочиями получателя средств федерального бюджета по перечислению субсидий юридическим лицам в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии.

Аналогичный механизм применяется с 2012 года при предоставлении отдельных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

В последующем нормы могут быть закреплены в Бюджетном кодексе на постоянной основе.

Согласно пункту 10 статьи 241 Бюджетного кодекса доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, зачисляются в федеральный бюджет и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений. Часть 8 статьи 5 законопроекта предусматривает возможность использования в аналогичном порядке остатков указанных средств федерального бюджета, образовавшихся на 1 января 2016 года.

Статьей 6 законопроекта в соответствии с требованиями статей 184.1, 205 и 207 Бюджетного кодекса предлагается утвердить на 2016 год:

общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств;

ведомственную структуру расходов федерального бюджета в приложениях 7 - 9 к законопроекту;

распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета в приложениях 10, 11 к законопроекту;

распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов федерального бюджета в приложениях 12, 13 к законопроекту;

основные показатели государственного оборонного заказа в приложении 14 к законопроекту;

распределение бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ в приложениях 15 - 17 к законопроекту (в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса»).

В соответствии со статьей 205 Бюджетного кодекса указанные показатели отнесены к предмету рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении, за исключением ведомственной структуры расходов федерального бюджета, которая согласно статье 207 Бюджетного кодекса отнесена к предмету рассмотрения законопроекта в третьем чтении.

Федеральным законом от 8 марта 2015 года № 25-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» приостановлено до 1 января 2016 года действие абзаца четвертого пункта 4 статьи 184.1 и пункта 3 статьи 192 Бюджетного кодекса, в соответствии с которыми проект федерального бюджета утверждается путем изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета.

В связи с этим показатели расходов проекта федерального бюджета на 2016 год сформированы в виде абсолютных величин, а не путем уточнения параметров планового периода, утвержденных Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее - Закон № 384-ФЗ).

В соответствии со статьей 35 Бюджетного кодекса, предусматривающей возможность направления поступлений от отдельных видов неналоговых доходов, а также субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на осуществление определенных расходов, в целях реализации государственных полномочий по проведению государственной экологической экспертизы и возмещения части затрат субъектов Российской Федерации на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков, в статье 6 законопроекта предлагается предусмотреть соответствующие нормы.

Статьями 7 и 8 законопроекта предлагается определить особенности использования бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности федеральных государственных органов и федеральных государственных учреждений, а также конкретизировать особенности исполнения отдельных расходных обязательств в сфере социального обеспечения населения.

Статьей 8 законопроекта предусмотрены положения, определяющие размеры выплат, ежегодное установление которых в федеральном законе о федеральном бюджете обусловлено требованиями соответствующих законодательных актов Российской Федерации.

Кроме того, в целях реализации Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в статье 8 законопроекта предлагается норма о распределении бюджетных ассигнований по субъектам Российской Федерации на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, в приложении 18 к законопроекту.

Также, в статье 8 законопроекта предусмотрено установление величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ
«О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Статьей 9 законопроекта предлагается, согласно требованиям статей 80 и 205 Бюджетного кодекса, утвердить распределение бюджетных ассигнований на предоставление федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», осуществляющими функции в соответствующей сфере деятельности, бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, содержащееся в приложениях 19 и 20 к законопроекту.

Статьей 10 законопроекта предлагается утвердить приложение 21 к законопроекту, которым будет установлено распределение основной части межбюджетных трансфертов из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на 2016 год.

При этом частью 4 статьи 132 Бюджетного кодекса допускается установление распределения межбюджетных субсидий как федеральным законом о федеральном бюджете, так и нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

В части 2 статьи 10 законопроекта предлагается закрепить положение, в соответствии с которым распределение межбюджетных трансфертов, не установленное указанными приложениями к законопроекту, а также межбюджетных трансфертов, предоставляемых в целях осуществления единовременных денежных выплат, установленных федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации.

В целях осуществления учета операций по расходам бюджетов субъектов Российской Федерации за счет имеющих целевое назначение межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, в том числе с их остатками, не использованными по состоянию на 1 января 2016 года,
частью 6 статьи 10 законопроекта предусмотрено отражение указанных операций на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации в органах Федерального казначейства.

Кроме того, предусматривается, что территориальные органы Федерального казначейства смогут осуществлять в 2016 году полномочия получателя средств федерального бюджета, а также на основании решений главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации полномочия получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации по перечислению имеющих целевое назначение межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет), в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и Федеральным казначейством.

Такой механизм предоставления межбюджетных трансфертов, используемый начиная с 2014 года, позволяет перечислять межбюджетные трансферты из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации под фактическую потребность, минимизирует неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов на конец финансового года в бюджетах субъектов Российской Федерации, а также сокращает период поступления целевых средств в доход регионального бюджета.

Статьи 11 и 12 законопроекта реализуют требования пункта 2 статьи 93.2 и пункта 2 статьи 205 Бюджетного кодекса, касающиеся установления порядка и условий предоставления бюджетных кредитов, государственных финансовых и государственных экспортных кредитов. Статьей 12 законопроекта предлагается согласно требованиям, установленным пунктом 2 статьи 125 Бюджетного кодекса, утвердить программу предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, отраженную в приложении 22 к законопроекту.

Статьи 13 и 14 законопроекта регулируют вопросы управления государственным внутренним долгом Российской Федерации и государственным внешним долгом Российской Федерации, в том числе предусматривают утверждение в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса (статьи 108, 108.1, 110 и 110.2) на 2016 год программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации (приложение 23 к законопроекту), программы государственных внешних заимствований Российской Федерации (приложение 25 к законопроекту), программы государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации (приложение 24 к законопроекту) и программы государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте (приложение 26 к законопроекту).

Статьей 15 законопроекта определяются условия компенсационных выплат в 2016 году по сбережениям граждан в Сберегательном банке Российской Федерации, вкладам (взносам) в организациях государственного страхования, а также во Внешэкономбанке СССР.

Статьи 16 и 17 законопроекта регулируют особенности списания в 2015 году отдельных видов задолженности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и юридических лиц перед федеральным бюджетом и отдельные операции по источникам финансирования дефицита федерального бюджета в 2016 году.

Статьей 17 законопроекта предлагается согласно требованиям, установленным пунктом 2 статьи 205 Бюджетного кодекса, утвердить источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2016 год, отраженные в приложении 27 к законопроекту.

Статьей 18 законопроекта предлагается установить перечень и особенности функций организаций, являющихся в 2016 году агентами Правительства Российской Федерации по осуществлению выплат населению и проведению иных операций, связанных с исполнением федерального бюджета.

Новым пунктом 7 части 5 статьи 18 законопроекта предлагается наделить Государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» функциями агента Правительства Российской Федерации по вопросам хранения сертификатов государственных ценных бумаг Российской Федерации и учета прав и перехода прав на указанные ценные бумаги.

Необходимость закрепления за Внешэкономбанком функций агента Правительства Российской Федерации по оказанию депозитарных услуг обусловлена размещением начиная с конца 2014 года средств Фонда национального благосостояния в долговые обязательства и акции юридических лиц на основании положений статьи 96.11 Бюджетного кодекса и ростом объемов такого размещения. Право Министерства финансов Российской Федерации привлекать агентов, назначаемых Правительством Российской Федерации, по вопросам хранения сертификатов ценных бумаг, собственником которых является Российская Федерация, и (или) учета прав и перехода прав на указанные ценные бумаги предусмотрено изменениями в
статью 93.4 Бюджетного кодекса, вносимыми в рамках проекта федерального закона № 811646-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».

Кроме того, проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О банке развития» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», находящимся на доработке в Правительстве Российской Федерации, предусмотрено закрепление возможности осуществления Внешэкономбанком указанных функций в соответствии с бюджетным законодательством.

Статьей 19 законопроекта устанавливаются особенности обслуживания в 2016 году Банком России и кредитными организациями счетов Федерального казначейства и финансовых органов, обеспечения наличными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также предоставления Федеральному казначейству услуг в платежной системе Банка России без взимания платы.

В этой же статье законопроекта устанавливается обязанность Банка России представлять ежеквартально в Федеральное казначейство информацию о счетах в валюте Российской Федерации, открытых участникам бюджетного процесса и государственным (муниципальным) бюджетным учреждениям, а также положение о приостановлении операций по указанным счетам, открытым в нарушение законодательства Российской Федерации.

Статьей 20 законопроекта регулируется ряд вопросов исполнения
в 2016 году бюджета города Байконура. Данная статья законопроекта необходима в связи с особенностями формирования бюджета города Байконура, установленными Договором аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (действие договора - до 2050 года), Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконура, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти.

Статьей 21 законопроекта применительно к исполнению федерального бюджета в 2016 году реализованы требования пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса, устанавливающего перечень оснований для внесения изменений в ходе исполнения бюджетов в показатели сводной бюджетной росписи.

Изменениями, вступающими в силу с 1 января 2016 года, из
пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса исключено положение, позволяющее устанавливать законом (решением) о бюджете основания для перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств, связанные с особенностями исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При этом Бюджетный кодекс позволяет наряду с основаниями прямого действия, установленными статьей 217 Бюджетного кодекса и не требующими дополнительного законодательного регулирования предусматривать в законе о бюджете основания для внесения изменения в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, связанные с использованием средств, зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований, с указанием в законе (решении) о бюджете объема и направлений их использования.

В целом с учетом указанных изменений в часть 1 статьи 21 законопроекта включено 15 оснований для внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета. По сравнению с
Законом № 384-ФЗ 39 оснований исключены и включено 7 новых оснований.

Частью 1 статьи 21 законопроекта предусмотрено положение о возможности распределения зарезервированных бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, социальной поддержке граждан, поддержке бюджетов субъектов Российской Федерации и оказанию гуманитарной помощи населению иностранных государств, на обеспечение расходных обязательств на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения, а также на обеспечение расходных обязательств по закупке лекарственных препаратов, диагностических средств и антивирусных препаратов, по решениям Правительства Российской Федерации, до 65 000 000, 0 тыс. рублей.

Также в части 1 статьи 21 законопроекта предлагается предусмотреть положение о возможности распределения зарезервированных бюджетных ассигнований в объеме до 342 200 000, 0 тыс. рублей по решениям Президента Российской Федерации, а также в установленных поручениями Президента Российской Федерации случаях, определяемых решениями Правительства Российской Федерации.

Одним из предлагаемых направлений использования данных бюджетных ассигнований является финансовое обеспечение программы содействия созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях.

В связи с сохранением рисков существенного ухудшения экономической динамики, в том числе, ситуации на мировых сырьевых и финансовых рынках, которые могут привести к снижению прогнозируемых доходов федерального бюджета или поступлений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, представляется целесообразным предусмотреть возможность направления в ходе исполнения федерального бюджета по решению Правительства Российской Федерации средств Резервного фонда в объеме до 500 000 000, 0 тыс. рублей на замещение не поступающих доходов федерального бюджета, в том числе нефтегазовых доходов, и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

В соответствии с решением, принятым Правительством Российской Федерации, предлагается предусмотреть в статье 21 законопроекта положения о возможности осуществления дополнительной индексации страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению исходя из ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере.

Законопроект не содержит отдельной статьи о вступлении федерального закона в силу, поскольку согласно статье 5 Бюджетного кодекса закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

Пояснения к отдельным изменениям, включенным в текстовые статьи законопроекта относительно Закона № 384-ФЗ, даны в Приложении № 1 к настоящей пояснительной записке.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.