Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания.






Методика и техника оториноларингологических манипуляций

 

 

Учебное пособие

 

Киров 2007 г.

УДК – 616.21-07 (075.8)

ББК 56.89.73

М 54

 

Печатается по решению Центрального методического Совета и Редакционно-издательского Совета Кировской государственной медицинской академии от 18.05.2007 г. (протокол № 21)

 

Методика и техника оториноларингологических манипуляций: учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов / сост. А. Н. Храбриков, М. Н. Подшивалов. – Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2007. – 122 с.: ил.

 

 

В предлагаемом учебном пособии сделана попытка обеспечить достаточную информативность материала для самостоятельного изучения методов эндоскопического исследования ЛОР органов, техники основных оториноларингологических манипуляций и методов диагностики основных ЛОР заболеваний. Пособие предназначено для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских ВУЗов.

 

 

Рецензенты:

Заведующий кафедрой неврологии КГМА, доктор медицинских наук, профессор Б.Н.Бейн;

Заведующий ЛОР отделением МУЗ «Городская больница №3», главный отоларинголог департамента здравоохранения г. Кирова В.Л.Пересторонин

 

 

© Храбриков А.Н., Подшивалов М.Н. – Киров, 2007.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Предисловие ……………………………………………………………….…...  
Методические указания ……………………………………………………….  
1. Рабочее место оториноларинголога ……………………………………..  
  1.1. Кабинет оториноларинголога ……………………………………..  
  1.2. Рабочее место врача оториноларинголога …………………….….  
  1.3. Лобный рефлектор …………………………………………………  
2. Ухо …………………………………………………………………………  
  2.1. Осмотр и пальпация наружного уха ………………………..…….  
  2.2. Отоскопия ……………………………………………………..……  
  2.3. Определение подвижности барабанной перепонки ………….….  
  2.4. Исследование слуха живой речью ……………………………….  
  2.5. Исследование слуха камертонами ……………………………….  
  2.6. Определение проходимости слуховой трубы ………………..…..  
  2.7. Выявление спонтанных вестибулярных нарушений …………...  
  2.8. Туалет уха и взятие мазка ………………………………………....  
  2.9. Введение в ухо турунд с лекарственными веществами ………....  
  2.10. Инсуфляция в ухо лекарственных веществ ……………………....  
  2.11. Промывание наружного слухового прохода …………………..…  
  2.12. Продувание слуховых труб по Политцеру …………………….....  
3. Нос ………………………………………………………………………….  
  3.1. Наружный осмотр, пальпация носа и околоносовых пазух ……..  
  3.2. Исследование дыхательной и обонятельной функции носа ….....  
  3.3. Передняя и задняя риноскопия …………………………………....  
  3.4. Взятие мазка из носа …………………………………………….....  
  3.5. Смазывание слизистой оболочки носа лекарственными веществами и введение их на турундах ………………………..…  
  3.6. Инсуфляция в полость носа лекарственных веществ …………....  
  3.7. Удаление инородных тел из носа ………………………………....  
  3.8. Туширование кровоточащих сосудов перегородки носа нитратом серебра ………………………………………………..…  
  3.9. Передняя тампонада носа ……………………………………….....  
  3.10. Задняя тампонада носа ………………………………………..…...  
  3.11. Наложение пращевидной повязки ………………………………...  
4. Глотка ………………………………………………………………………  
  4.1. Пальпация глубоких и задних лимфоузлов шеи ………………....  
  4.2. Эпифарингоскопия ………………………………………………...  
  4.3. Мезофарингоскопия …………………………………………….…  
  4.4. Гипофарингоскопия ……………………………………………..…  
  4.5. Взятие мазка из глотки ………………………………………….....  
  4.6. Смазывание слизистой оболочки глотки ………………………....  
  4.7. Промывание лакун небных миндалин …………………………....  
  4.8. Наложение согревающего компресса на шею …………………...  
5. Гортань, трахея …………………………………………………………….  
  5.1. Наружный осмотр, пальпация гортани и регионарных лимфоузлов ………………………………………………………....  
  5.2. Непрямая ларингоскопия ……………………………………….....  
  5.3. Комплектование набора для трахеостомии ……………………....  
  5.4. Уход за трахеоканюлей ……………………………………………  
6. Тестовые задания ………………………………………………………….  
7. Ситуационные задания ……………………………………………………  
Заключение ……………………………………………………………………..  
Список литературы …………………………………………………………….  

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Оториноларингология входит в программу высшего медицинского образования как неотъемлемая часть медицинской науки. Важность оториноларингологии как медицинской специальности обусловлена, в частности, высокой долей заболеваний верхних дыхательных путей и уха в структуре общей патологии и заболеваемости. Актуальность изучения оториноларингологии еще более возрастает в связи с ориентацией высшего медицинского образования на подготовку врачей общей практики и семейных врачей, в подготовке которых избранные вопросы оториноларингологии занимают значительное место.

Настоящее пособие предназначено для иллюстрации вопросов пропедевтики в оториноларингологии, методов диагностики основных заболеваний ЛОР органов. В нем сделана попытка обеспечить достаточную смысловую и изобразительную информативность каждого изучаемого раздела.

Описание методик исследования и иллюстрации представлены таким образом, что позволяют поэтапно и методически правильно освоить приемы осмотра ЛОР органов, наиболее оптимально организовать рабочее место (расположение рабочего стола, освещения, смотровых инструментов, положение врача и больного). Уточняются детали осмотра верхних дыхательных путей и уха, методики исследования слуховой функции «живой речью» и акуметрии, исследования вентиляционной функции слуховой трубы, методики исследования вестибулярной функции. Также описываются и иллюстрируются стандартные манипуляции: взятие мазков, промывание уха, удаление инородных тел из носа и наружного слухового прохода и другие. Все это является основой для стандартизации методики обследования больного и совершенствования ее.

Предлагаемое учебно-методическое пособие направлено на самостоятельное (под контролем преподавателя) формирование навыков осмотра ЛОР органов у студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских ВУЗов, а также может быть использовано при подготовке клинических ординаторов, врачей общей практики и семейных врачей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.

 

Тема «Методика и техника оториноларингологических манипуляций» является составной частью курса «Оториноларингология», который предусматривает изучение студентами методики и техники эндоскопического исследования ЛОР органов и проведения простейших оториноларингологических манипуляций в разделе «Практические навыки». На изучение этого раздела отводится 25 учебных часов, из них на практические и семинарские занятия – 10 часов, на самостоятельную работу студентов - 15 часов.

Изучение раздела предусмотрено в VIII семестре для лечебного факультета и IX семестре для педиатрического факультета. Целью изучения темы является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков эндоскопического исследования ЛОР органов и проведения оториноларингологических манипуляций.

Тема изучается путем демонстрации преподавателем методик осмотра и манипуляций во время проведения практических занятий и самостоятельного изучения материала студентами по печатным учебным пособиям, фотостендам, демонстрационным видеофильмам. Необходимые технические средства обучения: учебное рабочее место оториноларинголога, лобный рефлектор, набор оториноларингологических инструментов, видеомагнитофон, CD – проигрыватель или персональный компьютер, телевизор.

Аудиторная самостоятельная работа представляет собой отработку студентами практических навыков друг на друге и при курации больных под контролем преподавателя.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов заключается, помимо изучения те6оретического материала и отработки практических навыков в аудитории, в решении тестовых заданий множественного, расширенного выбора и тестов соответствия. Для этого в учебном пособии помещен сборник тестовых заданий по разделу «Практические навыки».

После изучения методики и техники оториноларингологических манипуляций студенты должны знать последовательность проведения эндоскопических исследований уха, горла и носа, показания и противопоказания для проведения исследований, оснащение рабочего места оториноларинголога, предназначение оториноларингологических инструментов и оборудования. Студенты должны уметь произвести самостоятельно эндоскопические и функциональные исследования уха, горла и носа, а также основные оториноларингологические манипуляции.

Основой для успешного изучения и освоения материала, представленного в учебном пособии, являются знания по анатомии, физиологии и клиническим вопросам болезней уха, горла и носа






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.