Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды профессиональной компетентности






Автор типологии Виды компоненты
А.К. Маркова Виды: Специальная компетентность – владение собственно про­фессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профес­сиональное развитие. Социальная компетентность – владение совместной (груп­повой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сот­­рудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответст­венность за результаты своего профессионального труда. Личностная компетентность – владение приемами лич­ност­ного самовыражения и саморазвития, средствами проти­востояния профессиональным деформациям личности. Индивидуальная компетентность – владение приемами са­мо­реализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способ­ность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рацио­нально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд не напряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом. Каждый из видов профессиональной компетентности вклю­чает общие межпрофессиональные компоненты: - в специальной компетентности – способность к плани­ро­ва­нию производственных процессов, умения работать с компью­тером, с оргтехникой, чтение технической докумен­тации, ручные навыки;
Автор типологии Виды компоненты  
А.К. Маркова - в личностной компетентности – способность планировать свою трудовую деятельность, контролировать и регулиро­вать ее; способность самостоятельно принимать решения и находить нестандартные решения (реактив­ность); гибкое тео­ре­тическое и практическое мышление; уме­ние видеть проб­лему и самостоятельно приобретать новые знания и умения; - в индивидуальной компетентности – мотивация дости­жения, ресурс успеха, стремление к качеству своей работы, способность к самомотивированию, уверенность в себе, оптимизм  
  В.Ю. Кричевский   Виды: Функциональная компетентность – характеризуется про­фес­сиональными знаниями и умением их реализации. Интеллектуальная компетентность – выражается в спо­соб­ности аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей. Ситуативная компетентность, позволяющая действовать в соответствии с ситуацией. социальная компетентность – предполагает наличие комму­никативных и интегративных способностей  
  Э.Ф. Зеер Компоненты: Социально-правовая компетентность – знания и умения в сфере взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения. Специальная компетентность – подготовленность к самос­тоя­тельному выполнению конкретных видов деятельности; умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда; способность самостоя­тельно приобретать новые знания и умения по специальности. Персональная компетентность – способность к постоянному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде  
       

Определение профессиональной компетентности включает в себя ряд взаимосвязанных между собой характеристик, таких, как:

- гностическую или когнитивную, отражающую наличие необходимых профессиональных знаний;

- регулятивную, позволяющую использовать имеющиеся профессиональные знания для решения профессиональных задач;

- рефлексивно-статусную, дающая право за счет признания авторитетности действовать определенным образом;

- нормативную, отражающую круг полномочий, сферу профессионального ведения;

- коммуникативную, поскольку пополнение знаний или практическая деятельность всегда осуществляются в процессе общения или взаимодействий.

Критерий успешности профессиональной карьеры специалиста использован в определении структуры профессиональной компетентности, предлагаемой А.Г. Пашковым. Профессиональная компетентность специалиста любого профиля включает:

· практическую (специальную) компетентность как высокий уровень знаний, техники и технологий, используемых в профессиональном труде и обеспечивающих возможность профессионального роста специалиста, смену профиля работы, результативность творческой деятельности;

· социальную компетентность, подразумевающую способность брать на себя ответственность и принимать решения, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, продуктивно взаимодействовать с представителями других культур и религий;

· психологическую компетентность, обусловленную понимаем
того, что без культуры эмоциональной восприимчивости, без умений
и навыков рефлексии, без опыта эмпатийного межличностного вза­имодействия и самореализации профессионализм остается частичным, не­полным;

· информационную компетентность – владение новыми информационными технологиями;

· коммуникативную компетентность, предполагающую знание иностранных языков, высокий уровень культуры речи;

· экологическую компетентность, основанную на знании общих законов развития природы и общества, на экологической ответственности за профессиональную деятельность;

· валеологическую компетентность, означающую наличие знаний и умений в области сохранения здоровья, в вопросах здорового образа жизни.

Методы определения профессиональной компетенции:

Методическое обеспечение оценки профессиональной компетентности направлено, прежде всего, на повышение ее эффективности, то есть на получение более высоких результатов с меньшими усилиями. Достижению большей результативности способствует соблюдение определенных принципов. Условно их можно разделить на три группы:

1) организационные;

2)научно-методические;

3)этические.
1. Организационные принципы направлены на оптимизацию работы, достижение координации между партнерами, распределение полномочий и ответственности.

Принцип юридической правомочности предполагает проведение работы в соответствии с нормативными документами и правовыми актами в области труда и занятости. В соответствии с данным принципом предполагается проведение экспертизы методического обеспечения с нормативно-правовой точки зрения.
Принцип координации усилий предполагает согласование действий всех участников оценки компетентности (специалистов по оценке персонала, представителей предприятий и организаций, кадровых агентств, медицинской, социальной служб и др.) и согласовать их действия. Координация действий требует выработки единого понятийного пространства, единого понимания задач и потребностей партнеров.
Принцип ответственности сторон предполагает определение механизмов реализации обязательств, принимаемых сторонами при реализации работы по оценке профессиональной компетентности. Принимаемые обязательства должны быть зафиксированы в соответствующих документах: соглашениях, программах, протоколах.
Принцип систематического контроля выполнения принятых соглашений позволит обеспечить высокое качество работы. Он предполагает отслеживания достигнутых результатов и обсуждения причин возникающих сбоев в работе.

2. Научно-методические принципы, делая работу более обоснованной, позволят достигать более качественных результатов, повышают прогностическую ценность работы специалиста по оценке профессиональной компетенции.

Принцип системности предполагает подход к подбору персонала как к системному процессу, что означает построение модели с учетом динамичных процессов на рынке труда, выделение ключевых компонентов технологии оценки компетентности (структурный анализ), способов и характера связей между ними (функциональный анализ), условий и факторов информационного обеспечения и других характеристик.
Принцип комплексности предполагает рассмотрение деятельности по оценке компетентности с разных сторон, выделение социальных, экономических, медицинских, психологических, профессиональных и других аспектов. Комплексность вопроса, являющегося социально-экономическим по целям и результатам, и психолого-медико-педагогическим по методам, требует участия специалистов разного профиля.
Принцип вариативности, не исключая важности стандартизации работы по оценке профессиональной компетенции, позволит избежать стереотипизации. Необходимость вариативного подхода обусловлена многофакторностью самого процесса оценки компетентности и учета различных характеристик и требований. Вариативный подход требует высокой квалификации специалистов, создания информационно-методической базы для решения задач, возникающих в ходе работы, согласования параметров и критериев отбора, выбору диагностических процедур.
Принцип прогностичности предполагает прогноз успешность реализации профессионального проекта, характер взаимоотношений с будущим руководителем и коллективом и т. д. Достоверный прогноз возможен на основе всесторонней диагностики профессиональной компетентности клиента и изучения модели его рабочего места.
Принцип целесообразности, имея многогранную природу, предполагает, прежде всего, оптимизацию самой процедуры оценки компетентности, снижение ее трудоемкости и затратности. Принцип целесообразности близок к принципу выделения главного звена и принципу необходимости и достаточности.
Принцип индивидуально-типологического подхода, основанный на необходимости выделения и учета индивидуальных и типологических характеристик лиц, проходящих оценку компетентности, предполагает выделение оснований для типологизации (выделения разных типов) или их профилирования (выделения разных профилей). Правильно выделенные основания анализа позволят существенно оптимизировать деятельность за счет определенной алгоритмизации действий при работе с клиентами определенного профиля.

3. Этические принципы направлены на обеспечение качества услуг в области работы по оценке компетентности, соблюдение прав человека, повышение культуры деятельности. Среди этических принципов в контексте рассматриваемого вопроса наиболее важное значение имеют следующие:

Принцип конфиденциальности предполагает выполнение ряда пунктов, направленных на защиту клиентов, обратившихся за оценкой компетентности. Участие в процедурах, связанных с оценкой компетентности, должно быть сознательным и добровольным. Специалист по оценке профессиональной компетенции не должен стремиться к сбору всей информации о клиенте (собирается и используется лишь та информация, которая необходима для решения задач, связанных с оценкой и построением профессионального проекта). Представители предприятий и организаций, эксперты, участвующие в испытаниях должны быть предупреждены, что на них распространяются обязательства, связанные с соблюдением конфиденциальности. Сообщая работодателю результаты обследования, специалисты по оценке компетенции должны воздержаться от сообщения сведений личного характера, не имеющих отношения к трудоустройству, прогнозу успешности обучения и работы и т. п.
Принцип компетентности является одним из ключевых. В соответствии с этим принципом вся работа по оценке профессиональной компетентности должна проводиться квалифицированными, специально обученными специалистами, знакомыми с последними достижениями в данной области. В интересах оптимального выполнения своей задачи специалист, проводящий оценку компетентности, должен стремиться к сотрудничеству с другими специалистами. Выбирая самостоятельно процедуры и методы работы в каждом конкретном случае, специалисты должны использовать только надежные и валидные методы, а также учитывать границы собственной компетентности.
Принцип позитивности предполагает выстраивание всей деятельности таким образом, чтобы позитивный эффект от нее был максимальным. Это предполагает чуткое реагирование на такие моменты в деятельности, которые могут болезненно затрагивать индивидуальные особенности лиц, проходящих оценку компетентности (пол, возраст, расовая и национальная принадлежность, социально-экономический статус, вероисповедание, физические дефекты и т. д.) или интересы предприятий и организаций.
Принцип уважения и учета интересов участников подчеркивает посреднический характер деятельности специалистов, которые занимаются работой по оценке компетентности. Умение выявлять взаимные интересы, находить согласие между спросом и предложением для более эффективного построения профессионального проекта возможно только на основе уважения и учета интересов разных сторон. Удовлетворенность участников возникает лишь в том случае, когда предложение и спрос находят друг друга. Для специалиста по оценке компетенции нет приоритета интересов работодателя или работника – работа проводится ради обоюдных интересов.

Большинство методов, используемых в оценке компетенции, изначально разрабатывались в целях психологического консультирования:

· тесты, опросники, интервью, беседы, наблюдения.

· другие методы (деловые игры, метод мозгового штурма, тренинги) пришли в профориентацию из организационного консультирования.

· Из методик, которые создавались в целях профориентации, необходимо упомянуть метод профессиональных проб и системный анализ профессиональной деятельности.
Тесты и опросники относятся к формализованным методам, особенность которых – жестко регламентированная процедура проведения и обработки (точное соблюдение инструкций и предъявления стимульного материала, невмешательство в деятельность испытуемого, четкие нормы). Формализованные методики дают возможность оперативно собрать информацию, необходимую для профотбора, и сравнить результаты нескольких кандидатов.
Наблюдение и интервью относятся к малоформализованным методам, которые, несмотря на кажущуюся простоту, являются более сложными и трудоемкими. Малоформализованные методы могут дать очень ценные сведения об испытуемом, если специалист по работе с персоналом имеет необходимый профессиональный опыт и профессионально важные качества (интуиция, наблюдательность, аналитические способности и т. д.) Обе группы методов дополняют друг друга, гармонично сочетаясь в полноценной профдиагностике.
Существует множество факторов, которые невозможно выявить никакими тестами. Поэтому в таком ответственном деле, как оценка персонала, нельзя полагаться только на формальные процедуры, будь то тестирование или анализ документов. Автор учения о стрессе Г. Селье, серьезно занимавшийся теорией и практикой профотбора, так описывает ход своих мыслей в беседе с кандидатом:
Знакомство. Важно выражение лица, но нередко одного выражения лица бывает явно недостаточно, чтобы судить о человеке.
Беседа начинается с безобидной шутки или предложения «закурить». Особое внимание Селье обращает на руки, но и здесь первое впечатление может быть ошибочным (тем более, что претендент обычно нервничает и его руки не всегда выражают его истинное состояние.
Чаще всего отбор приходится делать в сжатые сроки. Поэтому целесообразно выстроить стратегию работы таким образом, чтобы на его начальных этапах происходил отсев кандидатов, не отвечающим требованиям работодателя. Анализ биографический данных и собеседование проводятся в самом начале процедуры оценки компетенции. Таким образом, только самые вероятные кандидаты дойдут до самых сложных и трудоемких методов, завершающих процедуру. Тестирование, экспертный опрос, системный анализ профессиональной деятельности в некоторых случаях могут оказаться избыточными.

Биографический метод, Анализ биографических и автобиографических материалов помогает выявить причины профессиональных успехов, профессионально важные качества, уровень достижений и притязаний. Однако этот метод является косвенным, поэтому может быть применен только наряду с другими методами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.