Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы развития цензуры печатных изданий в дореволюционной России






Реформы Петра I коснулись всех сторон российской действительности. Был проведен ряд реформ в отношении церкви. Важно то, что был положен конец полувековой монополии церкви на печать и книгоиздательство.

В 1704 г. рамки книгопечатанья были расширены введением гражданского шрифта. В Петербурге и Москве открыты казенные гражданские типографии (церковные были ранее). Печатанье книг переходит в руки светских властей. За первую четверть XVIII в. была напечатана 561 книга, из них больше половины - гражданских. В лице Петра сосредоточено всё издательское дело страны; он сам редактор, переводчик, издатель, заказчик. Сам он и отбирает, и контролирует печатную продукцию.

Понимая значение периодической печати, Петр I стал создателем первой русской печатной газеты «Ведомости» (1702-1728). Газета проходила определённую цензуру, о чём свидетельствует архив, где сохранились не только отдельные страницы рукописей, но и целые произведения, не явившиеся в газете, а также неопубликованный 24-й номер «Beдомостей». При Петре I основным видом цензуры становится светская, осуществляемая непосредственно царем и его помощниками, хотя духовная цензура ещё во сохраняла свои позиции. В 1720 г. Вышел указ о запрещении печати церковных книг без цензуры Духовной коллеги, ни прежних, ни новых изданий. Этим положением утверждался порядок контроля за выпуском религиозной богослужебной литературы, с участием светских лиц, из которых в большинстве своем состояла Духовная коллегия.

Помимо светской и духовной литературы продолжал существовать неконтролируемый поток духовной литературы. Для контроля за ней Петр I учредил в Москве Изуграфическую палату, без разрешения которой та не могла выходить в свет. Но комитет был предан забвению - лубочная литература всё равно выходила самовольно.

К петровскому времени относится курьезный указ 1723 г.: печатать только те царские портреты, сделанные искусными мастерами; безобразные же отбирать и отправлять в Синод. Такая цензура изображений правительства дожила до советского времени.

В 1725 г., с царствования Екатерины начинается эпоха дворцовых переворотов: постоянной смены монархов и регулярных цензурных поправок.

Во время правления Екатерины I, следует подтверждение Коллегиям и Канцеляриям, чтобы они и впредь поставляли в типографии ведомости о всех важных делах, «кроме секретных ведомостей». 4 октября 1727 г. издается указ о переводе в Москву типографий Синода и Александровской лавры, в Петербурге же оставались две светских типографии - в Сенате (печатанье официальных материалов) и в Академии наук. Последняя выводилась из-под контроля Синода, надзору которого подлежали с этого времени только духовные сочинения; светские же переходили под наблюдение Академии, печатались в ее типографии. Таким образом, происходит размежевание духовных и светских типографий.

Новый шаг в разделении функций духовной и светской цензуры был сделан императрицей, Елизаветой которая повелела, чтобы «все печатные книги в России, принадлежащие до церкви и церковного учения, печатались с апробацией Святейшего Синода, а гражданские и прочие всякие, до церкви не принадлежащие, с апробацией Правительствующего Сената». Как показала практика, даже в годы ее правления это достигалось большим трудом, так как церковь не хотела выпускать из-под своего контроля светскую литературу.

При Елизавете цензура носила неупорядоченный характер. Вся светская литература контролировалась Сенатом, но практически через Академию наук. Порой цензоры выступали в роли редакторов: правили слог, исправляли грамматические ошибки.

Екатерина II начала свою цензурную политику с совершенствования сложившейся структуры цензуры. В 1763 г. выходит указ, предполагающий усиление надзора за ввозимой литературой и конфискацию ненадлежащей литературы, а Сенату полагалось принимать решение, на что расходовать деньги, получаемые от конфискаций.

15 января 1783 г. выходит краткий именной указ императрицы, данный Сенату: Закон о вольных типографиях. Согласно документу, типографии не отличать от прочих фабрик, поэтому позволять во всех городах заводить их, не требуя дозволения, а только давать знать Управе Благочиния того города, в котором заведена типография; в них печатать книги на российском и иностранных языках, не исключая Восточных.

В 1796 г. именной указ Екатерины решил проблему организационно: «Цензуру… составить в каждом месте из трех особ, из одной духовной, из одной гражданской и одной ученой; духовных особ избирать Синоду, гражданских - Сенату, а ученых - Академии наук и Московскому университету…».

Институт цензуры начал свой путь, и профессия цензора получила государственный статус. Своим указом Екатерина II установила смешанную цензуру, соединив оба вида - духовную со светской.

Павел I создал Цензурный совет, через «руки» которого проходила вся новая литература. Только за 2 года цензорами было конфисковано 639 книг. Павел I завершил организацию духовной цензуры в государстве. 14 марта 1799 г. выходит «Положение о духовной цензуре или комиссии», которое централизует всю духовную цензуру в Московском церковном центре.

31 марта 1801 г., этот указ Павла I 18 апреля 1800 г. был отменен и вольные типографии восстановлены. 14 июня того же года подтверждено, однако, запрещение печатать без разрешения цензуры и предписано, чтобы на заглавных листах всех книг означались год и типография, а также: «по одобрению которой цензуры печатано». Указ сенату 1802 г., имевший целью, признал право каждого повсеместно заводить типографии наравне с фабриками без разрешения и только с оповещением Управы Благочиния, изъял цензуру из ведения Управы Благочиния и передал ее в руки гражданских губернаторов.

В 1804 г. был издан первый цензурный устав. Цензура заграничных книг осуществлялась при почтамтах. Основные положения: ни одна книга или сочинение не должны быть ни напечатаны, ни пущены в продажу, не быв прежде рассмотрены цензурой.

В 1808 г. духовная цензура была преобразована; ее комитеты в Казани и Петербурге стали независимы от общей цензуры, непосредственно подчинены Синоду; с 1810 г. в дела цензуры начало все более вмешиваться министерство полиции. В 1819 г. министерство полиции влилось в министерство внутренних дел. Его влияние на цензуру возросло. В начале 1820-х начинается подготовка нового цензурного устава.

Новый цензурный устав был принят в 1826 г. при Николае I. Он подавлял малейшие проявления вольнодумства. Согласно уставу, прозванного «чугунным», запрещалось печатать практически всё, что имело какую-либо политическую подоплеку. Руководящим цензурным органом являлось Главное управление цензуры, во главе с министром просвещения.

В 1828 году вышел ещё один устав, смягчавший предыдущий. Он периодически дополнялся многочисленными циркулярами, распоряжениями, инструкциями и указаниями. В 30-40-е годы получила широкое распространение ведомственная цензура.

В связи с европейскими революциями 1848 года последовало усиление цензуры. Николай I учредил негласный комитет под председательством князя Меньшикова, которому было поручено тщательно обследовать содержание журналов и действия цензуры и контролировать действия цензурных органов. Поскольку комитет установил «вредное направление» в русской журналистике и серьезные упущения цензуры, оказалось необходимым учредить постоянный комитет по делам печати. Такой комитет и был создан в том же 1848 г. и вошел в историю как «бутурлинский», по имени его председателя Бутурлина.

С наступлением эпохи Александра II цензура подверглась преобразованиям. «Временные правила о цензуре» 1862 г. отменили все постановления, принимавшиеся по этой части с 1828 по январь 1862 г. Главное управление цензуры было упразднено, а цензура перешла в ведение министерства внутренних дел. Эти правила через три года сменились новыми временными правилами, которые просуществовали до 1882 г.

В 1884 г. появились Правила о порядке надзора за публичными библиотеками. Министру внутренних дел предоставлялось право запрещать к выдаче те произведения печати, которые являются, вредными. В результате поправок цензурное законодательство к 1904 г. свелось к Уставу 1828 г.

В 1914 г. было принято Временное положение о военной цензуре. Ее действие не распространялось на издания, подлежащие предварительной цензуре.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.