Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические подходы к организации учебно- воспитательного процесса с гиперактивными учащимися в начальной школе






Синдром дефицита внимания (гиперактивность) – наиболее распространенная форма нарушения поведения младших школьников. Это заболевание характеризуется дефицитом внимания, гиперактивностью и импульсивностью. Сейчас уже известно, что симптомы данного заболевания встречаются и у взрослого населения. 4% взрослого населения или 8 миллионов людей имеют данное заболевание.

Данное заболевание встречается примерно у 3-5% детей школьного возраста, подсчитано, что примерно у 60% детей с данным заболеванием, оно сохраняется во взрослом возрасте. Статистические данные по этому заболеванию у взрослых определены еще не так четко, как у детей, но варьируют в диапазоне 1-5%. Данный синдром чаще встречается у мальчиков, чем у девочек в школьном возрасте.

Проявления синдрома:

- беспокойные движения в кистях и стопах, корчится, извивается на стуле;

- неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется;

- легкая отвлекаемость на посторонние стимулы;

- нетерпение, неумение дождаться своей очереди во время игр и др. ситуациях;

- неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца;

- сложности при выполнении предложенных заданий (несвязанные с негативным поведением или недостаточностью понимания);

- с трудом сохраняемое внимание во время заданий или игр;

- неумение играть тихо, спокойно;

- болтливость;

- частые переходы от одного незавершенного действия к другому;

- мешает другим, пристает к окружающим;

- часто складывается ощущение, что ребенок не слушает обращенную к нему речь;

- частая потеря вещей;

- способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях.

Если у ребенка присутствует хотя бы 8 из перечисленных симптомов, которые постоянно наблюдаются в течении как минимум последних 6 месяцев, то это может быть основанием для диагноза синдрома. Вторичными проявлениями синдрома являются слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми.

Причины гиперактивности детей:

1. Органические поражения центральной нервной системы (ЦНС).

2. Генетические причины. Или наследственная.

3. Неблагоприятно протекающая беременность. Токсикоз, заболевание внутренних органов матери во время беременности, нервные стрессы. Влияет на центральную нервную систему плода нехватка витаминов и аминокислот. Неблагоприятно воздействуют на ребенка применение женщиной лекарственных препаратов во время беременности. Таких, как снотворные, гормональные препараты, транквилизаторы.

4. Неблагоприятные роды. Патология родов.

5. Инфекция и итоксикация первых лет жизни ребенка.

6. Если родители страдают алкоголизмом или наркоманией. Даже небольшая доза алкоголя пагубно воздействуют на нервную систему плода.

7. Благоприобретенная гиперактивность Неправильное воспитание. Например, чрезмерная требовательность и строгость родителей к ребенку, или чрезмерная опека. Или гиперактивность, появившаяся в школе. Это получается, когда не сразу возникает контакт ребенка с педагогом. Если ребенок не внимателен, педагог постоянно ругает и упрекает его за это, то может возникнуть защитная реакция. Ребенок чувствует себя в роли " хулигана" и начинает соответствовать своему образу в поведении.

Признаки:

1. Отвлекаемость.

2. Импульсивность.

3. Повышенная активность. Такие дети постоянно в движении, теребят одежду, мнут что-то в руках, стучат пальцами, ерзают на стуле, крутятся, не могут спокойно усидеть на одном месте, жуют что-то, растягивают губы, прикусывают язык.

4. Плаксивость, беспокойство, капризы.

5. Неусидчивость.

6. Нарушение концентрации внимания.

7. Негативизм. То есть ребенок все отрицает.

8. Агрессивность.

9. Повышенный тонус мышц.

10. Беспокойный сон.

11. Рассеянность.

12. Повышенная возбудимость.

Следствия:

1. Слабая успеваемость в школе.

2. Низкая самооценка.

3. Трудность принятия любви окружающих.

Лечение:
Не надо подавлять повышенную активность таких детей. Энергия, не найдя выхода, будет копиться внутри ребенка и когда-нибудь " взорвется". Нужно направить ее в позитивное русло. Лечение гиперактивности проходит в совместных действиях психолога, невропатолога и родителей. Ребенку необходимо:

1. Утренняя зарядка.

2. Подвижные игры на воздухе и длительные прогулки. Физическая упражнения ребенка и подвижные игры позволят снять излишнюю мышечную и нервную активность. Если малыш плохо спить, лучше вечером также играть в активные игры.

3. Активные игры, которые одновременно развивают мышление.

4. Массаж. Он уменьшает частоту пульса, понижает возбудимость нервной системы.

5. Хорошо бы отдать ребенка в спортивную секцию. Хороши такие виды спорта, где ребенок учится соблюдать правила, контролировать себя, взаимодействовать с другими игроками. Это командные игры. Такие как, хоккей, футбол, баскетбол.

6. У гиперактивных детей может проявиться выраженная способность к определенному роду занятий. Например, музыка, спорт или шахматы. Следует развивать это увлечение.

7. В школе такого ребенка нужно привлекать к общественным мероприятиям, сажать за первую парту, чаще спрашивать у доски, давать задания. Таким образом учеба в школе тоже станет активным и интересным занятием для ребенка.

8. Некоторые специалисты считают, что дети с синдромом гиперактивности имеют определенные компенсаторные возможности. Но для их активизации нужны конкретные условия. Такой ребенок должен строго соблюдать режим сна и бодрствования. Атмосфера вокруг ребенка должна быть спокойной, благоприятной, ровной в эмоциональном плане. Для таких детей наиболее подходит обучение с четвертым классом, где школьная программа не сжата. Обучение должно проходить в игровой форме. Таким образом, будет эмоциональная стимуляция ребенка, что приведет к большему интересу к учебе.

Гиперактивный ребенок зачастую сложен в общении. Родители такого ребенка должны помнить, что малыш не виноват. Строгое воспитание не подходит гиперактивным детям. Нельзя кричать на ребенка, сурово наказывать, подавлять. Общение должно быть твердым, спокойным, без эмоциональных всплесков как положительных, так и отрицательных. Не стоит перезагружать ребенка дополнительными занятиями. Но и нельзя позволять все такому ребенку, иначе он быстро начнет манипулировать родителями. Стоит поощрять ребенка даже за незначительные достижения. Следите, чтобы ребенок не переутомлялся.

54. формирование экологической культуры младших школьников на уроках «окружающий мир»

Одной из эффективных форм экологического образования являются уроки-экскурсии в природную среду. Цель экскурсии в природу экологической направленности состоит, прежде всего, в ознакомлении школьников с путями и средствами воздействия человека на природу, показе ведущей роли антропогенного фактора в изучении окружающей среды, в осознании ими великой ответственности за судьбу природы, личной причастности к делу охраны природы. Таким образом, можно заключить, что экскурсия является оптимальной формой для становления у школьников прочных экологических понятий, так как у детей повышается познавательный интерес к природе, навыки взаимодействия с ней. Еще одной оптимальной формой организации процесса экообразования является игра. Она может применяться как отдельный метод образования. Игры, используемые для формирования экологических понятий, очень разнообразны, например: дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры-соревнования, игры-путешествия. Одним из эффективных методов формирования экологических понятий является метод наблюдения. Учитель определяет формы наблюдений и организует те, которые развивают направленность внимания, фиксацию наиболее существенных свойств объекта. Наблюдение можно вести на уроке и во внеурочное время. В процессе формирования экологических понятий важным источником знаний являются словесные методы. Большое место в формировании экологических понятий отводится этическим беседам.Тематика этических бесед может быть самой различной: «Природа просит помощи и защиты», «На страже земного друга», «Земля наш общий дом». В формировании экологических понятий помогают творческие дискуссии на уроках. Например, при изучении темы «Животный мир» спор развернулся вокруг групп животных, которые в основном курсе окружающего мира не рассматриваются — червей и паукообразных. Класс можно разделить на две группы: «критики», призванные показывать негативное в представителях, говорящие об их уничтожении и «защитники», которые призваны рассказывать о достоинствах этих животных, об их необходимости. На уроках формируется понятия: «зона обитания», «экологические цепи питания».
Эффективными на пути к образованию для устойчивого развития рассматриваются интерактивные технологии, методы и формы: межпредметные проекты, в ходе реализации которых рассматриваются различные аспекты какой-либо экологической проблемы; работа в малых группах, использование детского самоуправления, взаимодействие с местной общественностью и муниципальной властью. Это позволит переходить от экологизации содержания учебных предметов к экологизации образовательных технологий и методов обучения. В решении этой проблемы велика роль внеклассной работы по курсу «Окружающий мир», которая дополняет, расширяет, углубляет урочную работу.

На протяжении последних десятилетий экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, поэтому вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Почему возникла такая необходимость? Причиной явились проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва, что губительно сказывается на растениях, животных, на здоровье людей.

Также вызывает самую серьезную тревогу экологическое состояние источников водоснабжения.

Загрязнение почв происходит из-за применения ядохимикатов (пестицидов). Растут и горы бытового уровня. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Возрастает беспокойство о растениях и животных, которые вынуждены существовать в загрязненных местах обитания. В результате многие виды исчезли с лица Земли. Взаимодействие общества и природы подвило школу к необходимости формирования у детей бережного отношения к природе. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. Для этого все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей должны выступать воедино. Младшим школьникам свойственно сопереживание, что позволяет воспитывать ответственное отношение к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.

Еще В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.

Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных процесса. Обучение влияет на развитие личности, но не оказывает должного эффекта, если нет заданной цели. Это подталкивает выработать определённую систему экологического воспитания. Работа по экологическому воспитанию детей нашла отражение во внеклассных мероприятиях, классных часах, экскурсиях, а также участии детей в экологических турнирах.

Системный подход по экологическому воспитанию детей позволяет:

– установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни;

– обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего нас мира природы (как внутри начальной школы, так и со средней школой);

– создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок;

– расширить экологические представления младших школьников, конкретизировать их на доступных примерах из окружающей жизни;

– углубить теоретические знания в области экологии;

– формировать ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватные возрастным возможностям младших школьников первичные знания экологии как науки;

– обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Функции экологического воспитания младших школьников:

1. Образовательная – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарная ориентировка в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических, экологических понятиях.

2. Развивающая – осознание отдельных доступных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника.

3. Воспитывающая – социализация ребенка, принятие им законов существования в среде обитания, воспитание эмоционального взгляда на мир, формирование в единстве этических и эстетических чувств, формирование элементарной экологической культуры.

Исходя из этого, принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию. В своей практике я использую следующие формы занятий, такие как: экскурсии, сочинение сказок, стихотворений, загадок о домашних, и диких животных, фотографирование, зарисовки животных, научно-исследовательские проекты, составление «Красных книжек» определённого региона. Работа по экологическому воспитанию детей нашла отражение во внеклассных мероприятиях, классных часах, экологических судах. Дети с огромным удовольствием участвуют в разнообразных конкурсах и турнирах на данную тематику.

В своей работе по экологическому воспитанию выделяю следующие направления работы:

• Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

• Познавательно-развлекательное направление (праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия, дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины, конкурсы)

• Практическое направление работы (уход за комнатными растениями в классе, подкормка птиц, уборка мусора на территории школы и около дома).

В целом работа по экологическому воспитанию позволяет реализовать воспитательный, образовательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечить более надежные основы экологической ответственности младших школьников.

.К. Д. Ушинский писал: “А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога”.

55. осуществление индивидуального подхода при обучении младших школьников
Школьников, требующих индивидуального подхода, в соответствии с их индивидуальными особенностями можно объединить в следующие группы:

1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается у этих учащихся с положительным отношением к учению и сохранением «позиции школьника».

2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности у этих неуспевающих сочетается с отрицательным отношением к учению

3 группа. Для этой группы характерны низкий уровень умственного развития, а также отрицательное отношение к учению.

«Индивидуальный подход в воспитании и обучении заключается в осуществлении педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.). Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку, индивидуализация определяется как «… организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению». При индивидуальном подходе к неуспевающему учитывается тот фактор или комплекс факторов, который обусловливает неуспеваемость школьников (пробелы в знаниях, дефекты в мышлении и в навыках учебной работы, отрицательное отношение к учёбе, пониженная работоспособность и т. д.). При индивидуальном подходе на уроках педагог должен учитываться уровень умственного развития, интересы и другие личностные качества школьников. В практике процесс обучения в основном ориентируется на средний уровень обученности и развития способностей к учению, поэтому не каждый школьник может реализовать свои потенциальные возможности. Индивидуальный подход направлен на преодоление несоответствия между уровнем учащихся, т. е. учебной деятельности, который задают программы и реальными возможностями каждого ученика. Учёт особенностей младших школьников носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе работы. Происходит интеграция отдельных приёмов, способов индивидуального подхода в процессе обучения младших школьников в единую систему, что повышает эффективность и обеспечивает единство обучения, воспитания и развития. Индивидуализация обучения, организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуальный подход в процессе обучения младших школьников осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Нередко, употребляя понятие «индивидуальный подход», имеют в виду нечто абстрактное — вроде демократического внимания к каждому ребёнку. Между тем, индивидуальный подход предполагает достаточно конкретное содержание. Он может рассматриваться в двух важных аспектах. Индивидуальный подход в зависимости от уровня развития той или иной способности, функции, свойства. Один ребёнок физически силён, другой — слаб, один быстро утомляется, другой может долго работать. Различие по уровню развития вполне реальны и, безусловно, требуют индивидуального подхода. Именно неповторимость каждого ребёнка, уникальность его опыта, его внутреннего мира является непосредственным основанием для того подхода, который называется индивидуальным. Учёт как психологических, так и психофизических черт школьников важен для достижения двух основных целей: повышение эффективности обучения и облегчение труда учителя: во-первых, если учитель имеет представление об индивидуальных особенностях того или иного ученика, он будет знать, как они влияют на его учебную деятельность (как управлять вниманием, быстро ли и прочно ли запоминает, долго ли обдумывает вопрос, быстро ли воспринимает учебный материал, насколько уверен в себе). Знать эти качества ученика значит сделать первый шаг к организации его продуктивной работы; во-вторых, пользуясь этими данными и осуществляется индивидуальный подход в обучении, учитель будет более эффективно трудиться самостоятельно, что наверняка принесёт ему удовлетворение, освободит от дополнительных занятий с неуспевающими и т. д. Результатом станет снижение нагрузки, облегчение его труда. Цель индивидуализации усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ повышением уровня знаний, умений и навыков каждого учащегося в отдельности и таким образом уменьшить его абсолютное и относительное отставание (под последним понимается учение ниже своих возможностей), углублять и расширять знания учащихся, исходя из их интересов и специальных способностей. Развивающая цель индивидуализации — формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития ученика. Третья специфическая цель индивидуализации обучения охватывает воспитание личности в широком значении этого понятия. Индивидуализация создаёт предпосылки для развития интересов и специальных способностей ребёнка; при этом стараются учитывать имеющиеся познавательные интересы и побуждать новые.Целью индивидуализации является одновременно сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося. 2. Использование индивидуализации в процессе обучения создаёт возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усилия мотивации учения; формируют прогрессивные педагогические мышления. 3. Одной из важнейших основ индивидуализации в обучении является учёт психологических особенностей учащихся. 4. Основной целью индивидуализации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность. 5. Реализуя индивидуальный подход в обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:

- быть единой для всех групп учащихся;

- показывать динамику перехода ученика из одной группы в другую, т. е. учитель должен иметь возможность видеть рост ученика и учитывать его;

- наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся; - предоставлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.