Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности организации учебной деятельности младших школьников. Структура учебной деятельности.






Формирование учебной деятельности - одна из важнейших обучения и

развития младших школьников, особенно актуальная в аспекте непрерывного

образования. Проект «Начальная школа 21 века» позволяет успешно решать эту

задачу. В этом комплекте очень серьёзно рассматривается проблема

формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный

комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Эта

система также реализует основные идеи системы развивающего обучения:

1. Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование

общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными

возможностями и особенностями каждого.

2. Становление элементарной культуры деятельности, овладение

основными компонентами учебной деятельности, производить контроль и

самоконтроль.

3. Формирование готовности к самообразованию, определенный уровень

познавательной культуры и познавательных интересов учащегося

Позволю напомнить вам, что же такое учебная деятельность. " Учебная

деятельность" - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три

основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в

педагогике:

•. как синоним научения, учения, обучения;

• как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте;

• как один из видов деятельности школьников

это сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, по

овладению основами наук.

Структура учебной деятельности:

• мотивация;

• учебная задача;

• учебные операции;

• контроль;

• оценка.

При формировании учебной деятельности младших школьников

необходимы такие формы организации обучения, которые способствуют:

- овладению структурой этой деятельности;

- овладению умением общаться.

Для различных форм организации обучения характерны следующие

признаки:

- характер взаимодействия между учащимися;

- характер руководства деятельностью школьников со стороны учителя;

- особенности общения учителя с учащимися.

Фронтальная форма предполагает деятельность учащихся всего класса над

единым заданием при сотрудничестве учащихся друг с другом под

непосредственным руководством учителя.

Положительные моменты:

- возможность широкого обмена опытом учащихся;

- активное взаимодействие учащихся между собой и с учителем;

- возможность для учителя вести всех учащихся в одном темпе к единой

цели;

- жесткое руководство учителя формированием учебной деятельности.

Отрицательные моменты:

- как правило процессом взаимодействия охвачена небольшая часть

учащихся – сильные ученики, но и она не реализуют полностью свои

возможности, так как фронтальная работа ориентирована на среднего ученика;

- всю рефлексивную часть работы выполняет учитель, детям остается

исполнительская функция.

Фронтальная работа – необходимый этап формирования учебной

деятельности, особенно в младших классах.

Индивидуальные формы предполагают работу учащихся над единым или

различными заданиями вне контактов в одноклассниками, при опосредованном

руководстве учителя. Различаются индивидуальная и индивидуализированная

формы организации обучения. Индивидуальная предполагает работу учащихся

над едиными, а индивидуализированная - над дифференцированными

заданиями.

Положительные моменты:

- большие возможности для формирования учебной деятельности, так как

каждый ученик работает в соответствии с уровнем своих учебных

возможностей;

- учитель получает информацию о реальных знаниях и умениях каждого

ученика.

Отрицательные моменты:

- громадные затраты времени учителя на разработку заданий и инструкций к

ним;

- исключение контактов с одноклассниками.

Использование индивидуализированных форм ограничено главным образом

ликвидацией пробелов в знаниях учащихся.

Индивидуальная работа предполагает максимальную самостоятельность

учащихся, сформированность необходимых для ее выполнения способов

деятельности и операций. Переход к индивидуальной работе (при

соответствующей организации обучения) происходит в 6-7 классах.

В начальных классах индивидуальная работа возможна и необходима на

заключительных стадиях формирования отдельных компонентов учебной

деятельности с целью закрепления ее структуры и контроля знаний учащихся.

Групповая форма предполагает выполнение одинаковых или

дифференцированных заданий малыми группами учащихся (2-6 человек) при

их сотрудничестве внутри группы и при опосредованном руководстве учителя.

Положительные моменты:

- более активное взаимодействие учащихся между собой (чем при

фронтальной работе), обеспечиваемое самим характером групповых заданий;

- сложно уклониться от работы;

- после групповой фронтальная работа приобретает черты коллективной:

получив результаты, каждая группа представляет их всему классу, создавая

основу общей дискуссии, в которой участвуют уже не только сильные

ученики;

- в процессе коллективного обсуждения способов действия и полученных

результатов формируется рефлексия - важный показатель овладения учебной

деятельностью;

- при работе в группе каждый ученик многократно проговаривает учебные

действия, что способствует их речевому оформлению; словесная

формулировка действия - важный показатель овладения учебной

деятельностью;

- выполнение разных заданий в группе способствует формированию

умения применять известный способ решения в новых условиях, что является

одним из показателей овладения учебной деятельностью;

- формирование положительного отношения к учебе: работая в группе, дети

комфортнее чувствуют себя на уроке, снижается уровень их тревожности,

растет уверенность в своих силах.

Таким образом, формирование учебной деятельности предполагает

постепенную

передачу активных функций от учителя к ученику. Необходимо оптимальное

сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы учащихся,

начиная с фронтальной, через сотрудничество в малых группах, завершая

формирование учебной деятельности индивидуальной работой учащихся.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.