Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сельское хозяйство. Как уже сообщалось в предыдущем изложении, почвы, пригодные для хлебопашества, встречаются в Греции сравнительно редко






Как уже сообщалось в предыдущем изложении, почвы, пригодные для хлебопашества, встречаются в Греции сравнительно редко. Наиболее пригодными для возделывания злаков были плодородные речные долины. Из отдельных областей древней Греции приспособленными для зерновых культур считались Фессалия, Беотия, Элида, Мессения, долина реки Эврота в Лаконике и т.д.

Расположенная на рубеже собственно Греции, вдали от моря, и окаймленная горными кряжами, Фессалия отличается континентальным климатом. Колебания температуры здесь довольно значительны; летом знойные ветры иссушают почву, зимою холода нередко вредят насаждениям оливковых деревьев. Только на восточных склонах Оссы и Пелиона, на горном побережье Магнесии можно встретить фруктовые сады с растениями средиземноморской флоры. В то время как горные луга представляли собой великолепные пастбища, на которых паслись знаменитые в древности конские табуны, аллювиальные долины с преобладающими глинисто-известковыми почвами и обильным орошением как нельзя более были приспособлены для зерновых культур. Почва, подвергаясь глубокой вспашке при помощи особого тяжелого орудия, давала здесь такой урожай, что пшеницу приходилось обтравливать и подрезать, чтобы она не разрасталась в одни листья (Феофраст). Полеводство в Фессалии имело не только потребительское значение: страна вывозила свой хлеб за границу через Пагасейскую гавань. Преобладающей формой землевладения в Фессалии были крупные поместья, обрабатывавшиеся крепостными (пенестами).

Средняя Греция благодаря своей гористости и преобладанию известковых почв, пронизанных тектоническими трещинами, была мало приспособлена для земледелия; только Беотия отличалась своим плодородием и сохранила земледельческий быт дольше, чем Аттика. Дошедшая до нас поэма Гесиода «Работы и дни» (VIII в.) в ярких красках рисует нам жизнь беотийского крестьянина. Пахотная земля разделена здесь на участки, лес и пастбища остаются в общественном владении. Более состоятельные крестьяне имеют рабов и наемных рабочих, с которыми трудятся и едят вместе, как видно из слов Гесиода: «Когда же впервые наступит для смертных время пахать, быстро за дело берись с рабочими вместе». Беотия славилась превосходной пшеницей.

Полную противоположность Беотии представляет собою в этом отношении Аттика. Уже Солон, по словам Плутарха. Видел, что эта область почти никогда не дает урожая и отличается бедностью почвы, и поэтому побуждал своих сограждан обратиться к занятию ремеслами. Почва Аттики пригодна была лишь для возделывания ячменя и разведения плодовых деревьев, особенно оливковых рощ.

За исключением Аркадии почти весь Пелопоннес считался в древности плодородным (Фукидид). Особенно славились своей земледельческой культурой Элида, Арголида, Лаконика и Мессения, а также равнина между Коринфом и Сикионом. Лаконика в описании Гомера представляется «краем, где все обильем дышит». Телемак говорит Менелаю:

... Ты владеешь землею
Тучных равнин, где родится обильно и лотос и галгант,
С яркой пшеницей, и полбой, и густо цветущим ячменем.

Северная равнина Мессении благодаря своему плодородию получила название Макарии, т.е. Благословенной. Поэтому Мессения издревле была целью завоевательных попыток со стороны Спарты. Из греческих островов Эвбея благодаря хорошему орошению почвы отличалась чрезвычайным плодородием и была одной из житниц афинского государства. Большая часть других островов была, напротив, неблагоприятна для земледелия, но зато по склонам гор здесь хорошо вызревал виноград.

Хлебными растениями, разводившимися в древней Греции, были полба, пшеница и ячмень. Эти сорта злаков сеялись не везде в одинаковой пропорции. Так, в Аттике в IV в. продукция ячменя была в десять раз больше, чем пшеницы; на острове Лесбосе это отношение равнялось 3: 1; на Саламине сеяли только ячмень; Беотия же славилась превосходной пшеницей. Наряду с зерновыми культурами в Греции были очень распространены виноградники и масличные рощи. Культура виноградной лозы упоминается уже в гомеровских поэмах. На щите Ахилла были изображены юноши и девушки, несущие в плетеных корзинах «сладкие, как мед», гроздья. У Гесиода зажиточный крестьянин пьет искрометное вино, сидя под тенью деревьев, насытившись пищей обильной. В саду Алкиноя росли яблони, груши, гранаты, смоковницы и маслины. К этому саду примыкал виноградник, а в конце его был расположен огород.

Был за широким двором четырехдесятинный богатый
Сад, обнесенный повсюду высокой оградой. Росло там
Много дерев плодоносных, ветвистых, широковершинных
Яблонь и груш, и гранат, золотыми плодами обильных.
Также и сладких смоковниц, маслин, роскошно цветущих.
Груша за грушей, за яблоком яблоко, смоква за смоквой,
Грозд пурпуровый за гроздом сменялися там, созревая...
Саду границей служили красивые гряды, с которых
Овощь и вкусная зелень весь год собирались обильно.
(«Одиссея», VII, 112-128.)

Более всего славилось вино, изготовлявшееся на острове Хиосе, на малоазийском побережье и на большинстве соседних островов, за исключением Самоса. Аттика была знаменита своими оливковыми рощами, но их можно было встретить по всей Греции. Греки употребляли в пищу плоды оливкового дерева, но главным образом добывали из низ масло. В огородах разводилось множество различных овощей: фасоль, чечевица, горох, капуста, свекла, лук, чеснок, огурцы, тыквы, дыни и арбузы. Из технических растений греческие авторы упоминают о льне, из которого ткали материи, и конопле. Из Персии занесена была культура люцерны, употреблявшейся в корм скоту.

Более всего славилось вино, изготовлявшееся на острове Хиосе, на малоазийском побережье и на большинстве соседних островов, за исключением Самоса. Аттика была знаменита своими оливковыми рощами, но их можно было встретить по всей Греции. Греки употребляли в пищу плоды оливкового дерева, но главным образом добывали из низ масло. В огородах разводилось множество различных овощей: фасоль, чечевица, горох, капуста, свекла, лук, чеснок, огурцы, тыквы, дыни и арбузы. Из технических растений греческие авторы упоминают о льне, из которого ткали материи, и конопле. Из Персии занесена была культура люцерны, употреблявшейся в корм скоту.

Орудия земледельческого производства в древней Греции почти не знают технического усовершенствования на всем протяжении ее истории. Древнегреческий плуг, описываемый поэтом VII в. Гесиодом или изображаемый на древнейших памятниках искусства Греции, почти ничем не отличается от изображений плуга на надгробных памятниках III в. н.э. Важнейшие составные части греческого сложного плуга были: рассоха, на переднем конце которой помещался железный плужник, прикреплявшаяся сзади к рассохе рукоятка, при помощи которой пахарь регулировал движение плуга, изогнутая стойка, или дуга, соединявшая рассоху с дышлом или грядилем. К передней части дышла прикреплялось при помощи деревянного костыля ярмо, в которое впрягались быки. Запряжка была не головная, а шейная.

Из других орудий труда применялись в сельском хозяйстве мотыга для разрыхления почвы и вырывания сорных трав, вилы с тремя зубцами для переворачивания пластов земли и др. Застойная техника составляет естественное состояние в обществе, основанном на рабовладении.

Греческий земледелец вспахивал поле с осени, оставляя его на зиму в пластах, чтобы почва подверглась действию дождей и солнечных лучей. Пахарь проводил борозду в длину и в конце первой борозды поворачивал упряжных животных, вынимал плуг из борозды и, приподняв его, переводил на соседнюю полосу; затем проводил вторую борозду параллельно первой, т.е. прибегал к приему сплошной вспашки. Весною при вторичной обработке земли борозды проводились в направлении перпендикулярном по отношению к первым.

Во второй половине октября в восточной Греции наступал дождливый период, наиболее благоприятная пора для посева, по мнению греческих землевладельцев. Семена, пролежавшие один год, считались самыми лучшими для посева. Нередко зерна смачивались перед посевом в теплой воде или молоке с целью ускорить их прорастание. Через три недели после посева ячменное зерно пробивалось на поверхность земли, и поля одевались в зеленый покров. В течение зимы они оставались в зелени, когда же наступала весны, ростки образовывали колена или узлы, и одновременно с третьим или с четвертым узлом обозначалось вздутие будущего колоса. Ячмень зацветал в начале апреля, пшеница - в середине, после чего наступал сорокадневный период созревания злаков. По Феофрасту, озимый ячмень созревал в Греции на седьмой месяц, пшеница же требовала несколько большего времени для созревания.

Древние греки знали различные способы поднятия производительности почвы. Одним из наиболее распространенных видов удобрения был навоз, известный уже в гомеровское время. Греческий ботаник Феофраст отмечает, что выбор того или другого вида навоза зависел от качества почвы и особенностей возделываемого растения. Знали греки так называемое зеленое удобрение: они сеяли мотыльковые и затем запахивали их еще зелеными. Далее они применяли сжигание пожнивных остатков (т.е. золу), компост, известкование почвы и мелиорацию. Грекам известны были мотыженье, полка и та операция, которая в современном полеводстве носит название обкашивания или обтравливания хлеба. Она имела целью задержать буйный рост злаков и их прорастание в трубочку.

Около середины мая в Аттике начинали жатву ячменя, около 25 мая убирали пшеницу. Сжатый хлеб складывался на поле в копны, где он и дозревал. Молотьба производилась на току при помощи вытаптывания зерен из колосьев быками. Гумно находилось обычно на поле или при входе в деревню. Волов гнали по настланному хлебу, выравнивая постоянно колосья. Орудием молотьбы служила также доска с насаженными на нее снизу острыми камнями, которыми зерна выбивались из колосьев. Здесь применялась конная тяга. После молотьбы приступали к веянию. Которое производилось при помощи широких лопатовидных вил или корзин. Мелкая солома относилась ветром в сторону, падая в одну кучу. После сортировки зерна посредством сита хлеб ссыпали на хранение в большие глиняные сосуды или земляные ямы.

Обычным севооборотом было в Греции в эту эпоху двухполье, чередование хлебных злаков и пара. Предположение некоторых исследователей (Гиро, Рошер, Блох), что греки знали трехпольную систему хозяйства: пар – овощи – хлеб или пар – посевные травы – хлеб, основано на неверном толковании греческих авторов, которые имеют в виду замену черного пара зеленым, что еще не составляет трехполья в собственном смысле слова. И только в IV в. в Греции и в Италии мы встречаемся с трехпольной системой, например просо – овощи – пшеница.

О виноградарстве и виноделии упоминается неоднократно уже у Гомера. Так, в саду Алкиноя наряду с плодовыми деревьями имелся и виноградник.

Там разведен был и сад виноградный богатый; и гроздья
Частью на солнечном месте лежали, сушимые зноем,
Частью ждали. Чтоб срезал их с лоз виноградарь, иные
были давимы в чанах, а другие цвели иль, осыпав
Цвет, созревали и соком янтарногустым наливались.
(«Одиссея», VII, 122-126.)

В «Илиаде» описывается щит Ахилла, на котором Гефест искусно изобразил обширный виноградник,

Сладким плодом отягченный; висели в нем черные гроздья;
Ветви держались кругом на серебряных длинных подпорах.

Когда наступала пора сбора винограда, то «девы и юноши, в резвости детской, шли и в плетеных корзинах несли медосладкие гроздья» («Илиада», XVIII, 561-572).

Гесиод дает земледельцам подробные советы о виноградарстве и виноделии: «Как только наступит весна, и ласточка, издавая жалобные звуки, появится в небе, обрезай сухие ветки виноградных лоз, а когда улитка, неся на себе свой дом, станет подниматься с земли на растения, убегая от жары, - уже не время окапывать виноградник. Когда же Орион и Сириус достигнут середины неба, снимай гроздья и неси их в дом. Выставь их на солнце на десять дней и десять ночей, а потом пять суток пусть они лежат в тени. На шестой же день наполни сосуды радостными дарами Диониса» («Работы и дни», 568-572, 609-614). Античные писатели V-IV вв. сообщают нам подробные сведения об уходе за виноградной лозой, сборе винограда, выжимании сока, приготовлении и хранении вина (Ксенофонт, Феофраст и др.).

Виноград разводился в Греции почти повсеместно, но лучшими сортами считались вина островов Лесбоса, Хиоса, Фасоса, Родоса и Коса, откуда вино вывозилось в другие места, в частности к Понту, в Египет, успешно конкурируя даже с туземными сортами вин в Италии. В V в. хиосское вино в Афинах стоило 1 мину за метрет; в IV в. аттическое вино продавалось афинским спекулянтом Фениппом по 12 драхм за метрет, но Демосфен указывает, что это была тройная цена сравнительно с нормальной. В Элевсине в 329/328 г. вино стоило 8 драхм за метрет.

Земельный участок в Греции обычно состоял из пашни, виноградника, оливковых плантаций, плодового сада и огорода; к ним нужно прибавить еще леса и кустарники, неудобные места и пр. В каком отношении находились угодья друг к другу, сказать трудно. В имении Фениппа из 400 га под пашней были заняты 96 га и под виноградниками 10 га. В поместье, подаренном афинянами сыну Аристида, на Эвбее половина земли была под пашнями (зерновые культуры и овощи), половина – под виноградниками и оливковыми насаждениями. Сицилийский крупный помещик Гелий в V в. получал со своих виноградников 30 тыс. амфор вина, т.е. около 100 тыс. ведер.

В эпоху расцвета рабовладельческого способа производства в Греции масличные рощи и плодовые сады играли большую роль, а в некоторых областях, в зависимости от географического положения, почвы м климата, занимали даже в народном хозяйстве первое место. Культуры оливы и плодовых деревьев были широко распространены еще в гомеровскую эпоху. В Аттике Солон и Писистрат принимали ряд мер к расширению оливковых плантаций, так как оливковое масло составляло один из главных предметов вывоза страны. Во время кризиса, вызванного Пелопоннеской войной, землевладельцы стараются сделать сельское хозяйство более доходным путем превращения пахотных земель в виноградники и масличные плантации. В арендных договорах этого времени такие насаждения очень часто ставятся в условие арендатору (см. например гераклейские надписи), и мы узнаем, что стоимость участка благодаря такой замене могла в немногие годы удвоиться (Исей, IX, 28).

Оливковые деревья размножались обычно черенками культурной маслины и отводками дикорастущей. Плодоношение оливкового дерева начинается на 16-18-м году жизни. Высшего развития оно достигает между 40 и 60 годами. В половине марта оливковое дерево пускало первые листья и побеги, в мае оно покрывалось цветами. Сбор плодов продолжался с октября до января и обставлен был целым рядом правил и предосторожностей. Оливки собирались руками, причем пользовались лестницами. Не дозволялось сбивать маслины камнями или палками. В крайнем случае рекомендовалось потрясти ветви руками и подобрать затем упавшие плоды.

В хозяйственной жизни древней Греции оливковое дерево играло огромную роль. Геопоники (писатели по вопросам сельского хозяйства) утверждают, что верным и надежным источником доходов является маслина. Оливки служили большей части населения излюбленной пищей, тем более что цены на них были довольно низкие. Оливки употреблялись в пищу уже перезрелыми и сморщенными, вымоченными в рассоле с примесью пряностей или в уксусе, сусле, оливковом масле. Оливковое масло употреблялось для изготовления пищи, шло на мази и притирания и находило себе применение в культе. Техника добывания масла была очень несложна. Оливки сначала раздавливались ногами или, позднее, на особых мельницах, напоминавших ручные мельницы для размола зерна, затем из них выжималось масло. Прессом служило бревно, на которое навешивались тяжести. Более усовершенствованные специальные прессы появляются лишь в эллинистическую эпоху.

При том громадном экономическом значении, которое имело оливковое дерево в жизни греков, неудивительно, что государство обращало особое внимание на культуру масличных деревьев. Закон воспрещал владельцу участка выкорчевывать более чем два дерева в год, если только какие-либо исключительные обстоятельства (всенародное празднество, погребение) не вынуждали его превысить этот лимит. Нарушивший этот закон должен был уплатить штраф в 200 драхм за каждое самовольно срубленное дерево; из этой суммы половина шла в пользу доносчика, половина – в пользу государства, которое в свою очередь вносило одну десятую в казну богини Афины. Солон покровительствовал культуре маслины: он запретил сажать деревья на расстоянии менее 9 футов друг от друга и разрешил вывоз оливкового масла из Аттики. Еще более заботился о культуре оливкового дерева в Аттике Писистрат, который, по словам Диона Хрисостома, заставил жителей Аттики засадить эту прежде голую и лишенную деревьев страну маслинами. Весьма показательны также эпиграфические данные, например надпись 346 г. до н.э., найденная в Афинах. Эксонейцы сдали в аренду на 40 лет участок земли, причем разрешили вырубить и продать масличные деревья с аукциона «тому, кто предложит за них высшую цену». Но покупатель обязывался оставить пни не меньшей высоты как в пядень в ямах, в которых деревья были насажены, чтобы они в течение 40 лет (т.е. срока аренды) выросли как можно выше и лучше. Гераклейская надпись V в. до н.э. требует, чтобы арендатор храмового участка посадил на определенной площади не менее четырех оливковых деревьев. Если арендатор не посадит установленного количества оливковых деревьев, он должен уплатить штраф. В аттической надписи начала V в. до н.э. арендатор обязывается посадить не менее 200 масличных деревьев. Из одной надписи мы узнаем, что всякий критянин должен был на своей земле посадить оливковое дерево под угрозой штрафа в 50 статеров.

Мы видели, что процесс разложения родового строя и возникновения индивидуальных хозяйств имел место в Греции уже в так называемую «гомеровскую», или архаическую, эпоху (X-IX вв. до н.э.). В большинстве греческих государств этот процесс привел к образованию мелкого крестьянства, с одной стороны, крупного землевладельца – с другой. Рабство, служившее одним из важнейших факторов разложения рода, теперь способствует концентрации землевладения и имущества в руках крупных рабовладельцев и вместе с тем быстрому имущественному расслоению среди землевладельцев и пауперизации непосредственных производителей. В областях с быстро развивающейся торговлей, как Аттика, распространение денежного хозяйства ведет к разорению мелкого крестьянства и закабалению его крупным соседом-землевладельцем. Нужда в деньгах заставляла крестьянина делать долги, соглашаться на кабальные сделки и передавать свои участки кредитору. Таким образом одновременно с обезземелением деревенской бедноты происходит и противоположный процесс укрупнения и концентрации земельной собственности в руках немногих, экономически более сильных, хозяев.

Преобладающей формой землевладения в Фессалии было крупное землевладение. Род Скопадов в Фессалии обладал громадными поместьями, а один из фарсальских всадников, поступая в ряды войска, внес сумму в 12 талантов и одновременно выставил 200 крепостных, снятых с его земель. В первой половине IV в. до н.э. крупные поземельные собственники Фессалии могли выставить 6 тыс. всадников, т.е. больше, чем оказалась в состоянии дать вся остальная Эллада. Напротив, в большинстве других греческих областей обычным типом землевладения были мелкие участки. В Аттике в эпоху расцвета имение в 300 плетров, т.е. 28, 5 га считалось уже значительным. Сын Аристида получил в дар от государства 100 плетров пахотной земли (8, 75 га) и столько же земли под посадные культуры, всего около 18 га; и Демосфен замечает по этому поводу, что государство должно было в то время быть очень богатым землями, чтобы позволить себе подобный щедрый дар. Исей упоминает о поле, лежавшем неподалеку от Афин и имевшем площадь в 60 плетров, т.е. 5, 7 га. Принимая во внимание, что ценность продаваемых и закладываемых участков обычно не превышала 1 тыс. драхм, мы можем заключить, что размер их, при средней цене 50 драхм за 1 плетр, не превышал 20 плетров, т.е. 1, 75 га. Наиболее крупное поместье в Аттике заключало в себе около 315 га. В Феспиях (Беотия), судя по эпиграфическим данным, были земельные участки размером в 53, 22 га и 11, 88 га; в Гиамполе (Фокида) поместья, посвященные Аполлону и Артемиде, насчитывали 1, 95 га, 11, 45 га, 9, 12 га, 10, 45 га и 28, 5 га; на Крите в одной надписи упоминается о пахотном участке в 6 плетров, т.е. 0, 57 га, в Элее – об имении в 18, 48 га и т.д.

Парцелляция земельной собственности идет параллельно с ростом концентрации земли; сидящий на небольшом клочке земли мелкий собственник становится игрушкой случая; неурожай, пожар, падеж скота, неожиданная потеря одного из работников разоряют его, делая для него невозможным дальнейшее ведение хозяйства. Пользуясь ипотечным правом, кредитор приобретает в разных местах участки земли, становясь крупным собственником. В связи с этим в конце V и начале IV в. мы снова наблюдаем в Аттике некоторую тенденцию к росту крупной, хотя и чересполосной, земельной собственности. В списках поместий, конфискованных в 415 г., под именем Ферекла значатся: участок земли в Батте, 2 участка между Афинами и Элевсином, 1 в Кикале и 2 других, точное расположение которых неизвестно. За Эвфилетом числятся дом, пахотная земля и еще два участка, и все они расположены в разных местностях. Подобных примеров можно привести много.

Понятие о крупном землевладении в Греции все же, видим, очень относительно; чтобы быть зачисленным в землевладельцы среднего класса (так называемые «зевгиты»), достаточно было иметь от 12 до 20 га пахотной земли или от 3 до 4 га виноградников, а лица, получавшие 300 мер твердых или жидких продуктов, т.е. 156 гл зерна или 117 гл вина и масла, т.е. имевшие 5-6 га виноградника и 20-30 га нивы, принадлежали в Аттике к классу крупных землевладельцев, или «всадников», и это во время Солона, т.е. в эпоху наибольшего развития крупной земельной собственности в Аттике. Те же граждане, доход которых превышал эти нормы, считались крупными землевладельцами и составляли высший класс. Они имели под виноградниками от 8 до 10 га, под пахотными землями – от 30 до 50 га. В более позднюю эпоху самое крупное поместье в Аттике, о котором мы знаем, насчитывало, как уже сказано, около 315 га. В плохие годы это имение приносило 1 тыс. медимнов (518 гл) ячменя и 800 метретов (310 гл) вина.

Древняя Греция знала три способа эксплуатации земли: 1) зависимое мелкое сельскохозяйственное производство пенестов, илотов, афамиотов, кларотов и др. (Фессалия, Спарта, Крит), имеющих свои средства производства и сидящих на землях крупных владельцев; 2) непосредственное использование земли ее владельцем и 3) сдача в аренду. Половничество, или издольщина, существовало лишь в Аттике до Солона.

О первой форме эксплуатации земли подробно говорится в соответствующих разделах настоящей книги (история Фессалии, Спарты, Крита). Непосредственное использование земельного участка могло в свою очередь принимать различные формы в зависимости от социального положения землевладельца; широкая масса мелких и средних хозяев обрабатывала землю своими собственными руками, иногда с помощью немногих рабов, в то время как в крупном хозяйстве Фениппа, связанном с рынком, рабский труд и наемные сезонные рабочие находили себе широкое применение.

Аренда занимала выдающееся место в экономике Греции. Но в аренду сдавались почти исключительно государственные или храмовые имущества. Крупный землевладелец предпочитал поручать эксплуатацию своей земли рабу, чем свободному, и зависеть скорее от своего управителя, нежели от арендатора. Мелкий же собственник, расставаясь со своим участком, охотнее продавал, чем сдавал его в наем. Контракты с государством или храмами представлялись привлекательными, так как условия сдачи земель в наем были здесь более выгодны. Храмовое управление Элевсина отдавало в аренду свои прекрасные пашни, требуя за это от 8 до 10% урожая. Нередко сдавались в наем пустопорожние и неудобные земли под условием возведения необходимых построек и распашки целины. В этих случаях срок действия договора достигал иногда сорока лет. В некоторых дошедших до нас договорах упоминается аренда вечная, наследственная, пожизненная, долгосрочная, краткосрочная. Арендная плата вносилась натурой (продуктами), деньгами или в той и в другой форме.

Практиковалась также передача арендованной земли другому лицу (субаренда) с целью извлечения дохода от разницы съемочной и сдаточной цены (договор гераклейцев).

Вложение капитала в землю считалось в Греции репарацией хотя и менее выгодной, чем отдача денег в рост под проценты, но зато гораздо более верной. Недаром афинский закон требовал от опекуна обращения имущества опекаемого в недвижимую собственность.

Земельная аренда была довольно высока; в IV в. в Аттике капитал, вложенный в арендованную землю, приносил от 8 до 12%, в то время как морская ссуда, сопряженная с большим риском, давала около 20%, а рабовладельческая промышленность приносила от 30 до 50%, куда впрочем входило и погашение затраченного капитала. Этим объясняется развитие в IV в. в Аттике спекуляции земельными участками. У Ксенофонта Исхомах рассказывает Сократу, как отец его, скупая разоренные поместья и превращая их в доходные, перепродавал их с прибылью, нажив себе таким образом большое состояние.

Подобно промышленности, сельское хозяйство в основном базировалось в Греции на подневольном труде, хотя рабы в гораздо большей степени были заняты в промышленных предприятиях, чем в земледелии. Мелкие и средние землевладельцы предпочитали нанимать в горячую пору сельскохозяйственных рабочих, чем кормить и одевать целый год рабов, чтобы использовать их в течение только нескольких месяцев. Преобладание мелкого землевладения точно так же не могло способствовать распространению рабского труда в сельском хозяйстве. Даже в крупных поместьях Аттики число сельскохозяйственных рабов было невелико. По словам Ксенофонта, составившего свой трактат о хозяйстве для крупных землевладельцев, один работник легко превзойдет и десятерых, если он своевременно исполняет работу.

Из числа осужденных в 415 г. лиц, имущество коих было конфисковано и пущено в продажу, только у одного было 16 рабов, но это был как раз пирейский метек, как иноземец не имевший права земельной собственности. Все же остальные, у которых были конфискованы пахотные земли, урожай на корню или в закромах, имеют в среднем по два раба. Аристофан, рисуя нам в своих комедиях жизнь аттических поселян, нередко упоминает о рабах, занятых в сельском хозяйстве: у Дикеополя («Ахарняне») было повидимому только два раба, у Бделиклеона («Осы») – пять, в «Плутосе» фигурирует один батрак. В беднейших хозяйствах вся тяжесть земледельческого труда ложилась на поселянина и его семью. В одной из своих речей аттический оратор Лисий заявляет, что его клиент из-за бедности сам обрабатывает землю. В «Электре» Эврипида крестьянин говорит: «На заре я погоню быков на ниву и буду засевать поля». Общее число рабов, занятых в сельскохозяйственном производстве в Аттике не превышало 16 тыс. человек.

Об организации земледельческого труда в крупном хозяйстве мы можем судить по имению Исхомаха, героя ксенофонтовского трактата. Имение расположено было неподалеку от Афин. Каждое утро Исхомах отправлялся в поле для наблюдения над трудом работников, сажающих растения, поднимающих новь, сеющих, собирающих плоды, и делал в случае необходимости соответствующие указания. В деревне он держал управляющего, которого сам «воспитывал», подготовляя к предстоящей деятельности. «Платье и обувь для работников – говорит он, – делаю я неодинаковыми: одно хуже, другое лучше, чтобы лучшее отдавать лучшему работнику, а худшее – худшему». Подобно Исхомаху, точно также отправляется за город в поля для наблюдения за работами и клиент Лисия (в речи об убийстве Эратосфена), равно как и его друзья, принадлежащие к тому же кругу.

Путем анализа элевсинской надписи, содержащей в себе сведения о количестве ячменя и пшеницы, доставленных в дар богиням Деметре и Коре в 329/328 г., новейшие исследователи приходят к выводу, что общая продукция зерновых культур в Аттике в этом году равнялась 211 320 гл, из которых на долю ячменя приходится 190 785 гл, а на долю пшеницы – 20 535 гл, в то время как плодородный остров Лемнос один давал ежегодно около 150 тыс. гл. Таким образом потребность Аттики в хлебе при населении свыше 250 тыс. человек с метеками и рабами далеко не покрывалась своим зерном. Поэтому еще Солон запретил вывоз зерна из Аттики. В IV в. ежегодный ввоз хлеба в афинскую гавань Пирей равнялся около 800 тыс. медимнов (400 тыс. гл), из которых половина доставлялась с Черного моря (свидетельство Демосфена). Привозился хлеб в Афины также с островов Эвбеи, Кипра, из Сицилии и Египта. Не будучи в состоянии довольствоваться хлебом, доставлявшимся торговлей, греческое государство прибегало к целому ряду мероприятий, обеспечивавших непрерывное снабжение населения зерновыми продуктами (сбор пожертвований среди богатых граждан, обращение за помощью к иностранным дружественным государствам, регулирование торговли хлебом и борьба с повышением цен и т.д.). Сохранилось много надписей, в которых говорится о подписке граждан на составление капитала, проценты с которого шли бы на закупку хлеба для раздачи нуждающемуся населению (так называемая «ситония»). В 325/324 г. афиняне награждают саламинца Гераклида золотым венком и почетным званием проксена за крупное пожертвование денег на покупку хлеба. Хрисипп и его брат, судя по одной речи, приписываемой Демосфену, также сделали денежные взносы на покупку хлеба. Аналогичные элевсинские надписи обнаружены и в других областях Греции (Аморгос, Приена), хотя относятся они большей частью к более позднему времени - II в. до н.э. На острове Самосе найдена надпись, содержащая в себе сведения об организации даровой раздачи хлеба. Народное собрание постановляет образовать капитал путем добровольной подписки.

На проценты с этого капитала производится закупка зерна по цене 5 драхм 1 обол. Эти операции выполняются целым аппаратом должностных лиц; «меледоны» взимают проценты с капитала и передают их в распоряжение продовольственной коллегии, которая закупает хлеб. В Ольвии также найдена надпись, заключающая в себе декрет о благодарности государства Протогену, оказавшему крупные услуги населению во время голода. Впрочем в основе всех этих «благодеяний» лежали определенные коммерческие или политические расчеты.

Нередко та или иная греческая община обращалась за помощью в деле снабжения населения к дружественному государству. Особенно часто боспорские цари оказывали помощь афинянам доставкой хлеба. Из речи Демосфена против Лептина мы узнаем, что царь Левкон I во время голода 357 г. прислал в Афины столько зерна, что его не только оказалось достаточно для всего населения, но еще можно было и продать излишки на 16 талантов. Другой боспорский царь, Спарток IV, в 286/285 г. послал в дар афинянам 10 500 медимнов зерна.. Египетский царь, по свидетельству Плутарха, присылает в дар Афинам в эпоху Перикла 30 тыс. или 40 тыс. медимнов хлеба. Авдолеон, царь Пеонии (в Македонии), доставил в Афины в 286/285 7 500 медимнов зерна и т.д.

Покупкой и раздачей хлеба населению ведали особые лица («ситоны»), которые в Афинах избирались по одному из каждой филы.

Торговля хлебом была подчинена строжайшим законам в целях обеспечения питания жителей и борьбы со спекуляцией. Государство зорко следило за правильностью снабжения народа съестными припасами. Из речи Демосфена против Лакрита мы узнаем, что в Афинах существовал следующий закон о хлебной торговле: «Никто из афинян или иностранцев, проживающих в Афинах, а равно подчиненных им лиц не имеет права кому бы то ни было ссужать деньги под корабль, который не предполагает везти в Афины зерно и другие продукты. Если же кто выдаст ссуду в нарушение этого закона, то допускается донос об этом эпимелетам (надзирателям над портом), с конфискацией денег, а также судна и хлеба; а кредитор не имеет права взыскивать денег, ссуженных под торговые операции, если груз не предназначается для Афин». Из «Афинской политии» Аристотеля видно, что в IV в. до н.э. в Афинах существовал закон, согласно которому импортеры обязаны были 2/3 поступавшего в хлебную пристань зерна отдавать городу. Во время Пелопоннесской войны в Афинах установлена была особая коллегия геллеспонтофилаков, следивших за проходящими через Геллеспонт кораблями.

Вопрос о продовольствии населения и обороне страны обсуждался десять раз в году, в первом собрании каждой притании. Для регулирования торговли хлебом имелась в Афинах специальная комиссия ситофилаков, состоявшая первоначально из 10 членов (5 для Пирея и 5 для города), а в IV в. из 35 членов (20 в Афинах и 15 в Пирее). Члены этой комиссии устанавливают таксу на зерно и «наблюдают прежде всего за тем, чтобы на рынке зерновой хлеб продавался добросовестно; далее, чтобы мельники продавали ячменную муку в соответствии со стоимостью ячменя, а булочники – пшеничный хлеб в соответствии с ценой пшеницы и притом чтобы булки имели такой вес, какой они им укажут» (Аристотель, «Афинская полития», 51, 3). Такие же коллегии ситофилаков существовали в Приене, Тавромении, Перимфе и т.д. На помощь ситофилакам приходили агораномы (надзиратели за рынком), метрокомы (контролеры мер и весов), прометреты (весовщики) и др. Вопрос о продовольствии населения и обороне страны обсуждался десять раз в году, в первом собрании каждой притании. Для регулирования торговли хлебом имелась в Афинах специальная комиссия ситофилаков, состоявшая первоначально из 10 членов (5 для Пирея и 5 для города), а в IV в. из 35 членов (20 в Афинах и 15 в Пирее). Члены этой комиссии устанавливают таксу на зерно и «наблюдают прежде всего за тем, чтобы на рынке зерновой хлеб продавался добросовестно; далее, чтобы мельники продавали ячменную муку в соответствии со стоимостью ячменя, а булочники – пшеничный хлеб в соответствии с ценой пшеницы и притом чтобы булки имели такой вес, какой они им укажут» (Аристотель, «Афинская полития», 51, 3). Такие же коллегии ситофилаков существовали в Приене, Тавромении, Перимфе и т.д. На помощь ситофилакам приходили агораномы (надзиратели за рынком), метрокомы (контролеры мер и весов), прометреты (весовщики) и др.

В греческих общинах нередко процветала самая необузданная спекуляция хлебом. Во время войны, по свидетельству Лисия, в течение одного дня цена на 1 медимн колебалась, делая скачки в 1 драхму. Процесс Дионисодора, нашедший себе отражение в речи Демосфена, показывает, как была организована спекулятивная торговля зерном в почти «мировом масштабе», с сетью агентов, прикрепленных к производящим странам и рынкам, собирающих политические новости, информирующих о доставке зерна в торговые пункты таким образом, чтобы зерно продавалось всегда по наиболее высокой цене. Если, например, прибытие флотилии транспортных судов из Сицилии вызывает падение цен на зерно в Афинах, то хлеб, предназначенный для Аттики, выгружают и продают на Родосе, где цены на зерно в данный момент высоки. Недаром афинское законодательство карало смертной казнью противозаконную скупку зерна с целью спекуляции.

Наши сведения о ценах на зерно и другие сельскохозяйственные продукты в Греции крайне отрывочны и немногочисленны. Плутарх сообщает, что Солон исчислял стоимость 1 медимна ячменя в 1 драхму. Позже, в конце VI и начале V в., 1 медимн ячменной муки стоил уже 2 драхмы. Цена на пшеницу в V в. нам неизвестна. В начале IV в., судя по намекам Аристофана, 1 медимн пшеницы стоил 3 драхмы. В середине IV в. эта цена поднимается до 9 драхм, колеблясь в последней трети IV в. между 10 и 5 драхмами. Ячмень (в зерне) стоил в Афинах в IV в. от 3 до 5 драхм за медимн. Отношение между ценами на зерно, вино и оливковое масло непостоянно. В начале IV в. в Аттике пшеница стоила 3 драхмы за 1 медимн, а оливковое масло – 12 драхм за 1 л. На Делосе в 250 г. средняя цена за 1 медимн ячменя – 2 драхмы 4 1/2 обола, 1 метрета оливкового масла – 16 драхм 2 обола. В Лампсаке (город в Мизии, на берегу Геллеспонта) в III в. ячменная мука продавалась по 2 драхмы за 1 медимн, оливковое масло – по 4 драхмы за 1 метрет. Таким образом в общем наблюдается тенденция к повышению цен на зерновые продукты, в то время как стоимость оливкового масла в среднем падает. Вино в IV в. в Элевсине стоило 8 драхм за 1 метрет, в Пергаме – 4 драхмы, а в голодный год Фенипп, афинский землевладелец, продал вино по 12 драхм за метрет.

Вследствие того что в общем ходе развития сельского хозяйства Греции, особенно Аттики, скотоводство постепенно все более вытеснялось земледелием, цены на домашний скот вырастали: в V в. в Афинах можно было купить овцу за 1 драхму, спустя два столетия цена на нее поднялась до 10-20 драхм. Стоимость быка в V в. в среднем равнялась 75 драхмам. В IV в. цена на быков колебалась от 80 до 100 драхм, а в начале III в. на Делосе два рабочих вола, конфискованных у одного арендатора, были проданы за 150 драхм, но цена их конечно была значительно выше. Разумеется, в плодородной Сицилии или в Фессалии скот и зерно стоило гораздо дешевле. Впрочем динамика цен в Греции должна рассматриваться в связи с изменением денежного курса, который в IV в. в Афинах был по крайней мере вдвое ниже, чем в V в., так как запасы серебра теперь значительно увеличились.

Гомер охотно изображает своих «богоравных» героев пасущими свои стада, для которых во многих областях Греции имелись в изобилии пастбища. В Орхомене (Беотия) общественные выгоны были настолько обширны, что каждый имел право пасти там по 220 голов крупного рогатого скота и по 1 тыс. мелкого. Фессалия, Эпир, Акарнания, Этолия и др. изобиловали лошадьми; коз было много в Аттике и на островах; Аркадия славилась овцами.

У Гомера и Гесиода рабочий бык играет большую роль в земледелии и обмене. Быки служат мерилом ценности. Главк меняется своим оружием с Диомедом:

Дал золотое и медное взял, сто быков дал за девять.

Ликаон, сын троянского царя Приама, взятый в плен Ахиллом, получает свободу за 100 быков. Медный треножник оценивается в «Илиаде» в 12 быков, металлические доспехи – в 9, рабочая - рукодельница – в 4 быка. Лучшей породой быков считалась эпирская; существовали также особые породы на острове Эвбее, в Мессении, Беотии, Киренаике и др. Древняя земледельческая культура Греции запрещала убивать рабочего вола-пахаря под угрозой смерти. Это убийство считалось нечестием, святотатством. Овцы с древнейших времен разводились в Греции. Шерсть их шла на изготовление одежды.

Особенно славилась высоким качеством шерсть милетских и аттических овец, а также эпирских, беотийских, аркадских, мегарских и сицилийских. Коза также входила в состав домашнего хозяйства древних греков, давая молоко. Гомер подробно описывает молочное хозяйство циклопов, в частности – действие сычуга (4-го желудка молочного теленка) на овечье и козье молоко при изготовлении на него сыра (творога). О крупной роли козы в хозяйственной жизни аттического населения говорят многочисленные названия местностей (горный кряж Эгалеос, одна из доклисфеновских фил Эгикореи, остров Эгина и т.д.). Коза разводилась также на Аргинусских островах, на Наксосе, Скиросе и др. Свиноводство издавна нашло себе широкое распространение в Греции. Любовь афинян к свинине объясняется недостатком жирных пастбищ и проистекающею отсюда редкостью говяжьего мяса. В каждом доме обычно имелась свинья, и Платон замечает, что свинопас – столь же необходимое лицо в государстве, как и булочник. В комедии Аристофана «Богатство» Гермес, перечисляя всех членов семьи, включает в нее собаку и свинью. Осел и мул употреблялись в качестве вьючных животных, так как лошадь была редка и дорога. Свиноводство процветало в Мегарах, Беотии. Аркадии, Этолии, Акарнании, Сицилии и Аттике. Птицеводство в гомеровскую эпоху находилось еще в зачаточном состоянии. Гуси упоминаются в «Одиссее» только один раз: Пенелопа держит при своем доме 20 гусей, но повидимому скорее в качестве предмета развлечения, чем потребления. Хотя в греческой литературе петух упоминается впервые лишь Феогнидом, поэтом VI в., но археологические данные показывают, что как в Малой Азии, так и в континентальной Греции петух был известен задолго до Феогнида (так, это птица изображается на «протоаттических» вазах, среди бронзы Олимпии), в Эфесе же, судя по находкам, – еще в VIII-VII вв. Впрочем в хозяйственном обиходе Греции классической эпохи птицеводство (куры, павлины, цесарки, утки, голуби и др.) занимало второстепенное место.

Из остальных отраслей сельского хозяйства следует упомянуть о пчеловодстве. Лучшие сорта меда добывались на Гиметте (Аттика) и в Сицилии, особенно у Гиблы, где произрастал тимиан, медоносное растение, дававшее, по свидетельству античных писателей, превосходный мед.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.