Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вместо эпилога






Молитва за Царя Господи Боже наш, великий и многомилостивый! Во умилении сердец наших смиренно молимся Тебе: сохрани под кровом Твоея благости от всякаго злаго обстояния благочестиваго Государя нашего Императора (имя рек), огради его на всех путях его Святыми Твоими Ангелы, да ничтоже успеет враг на него и сын беззакония не приложит озлобить его. Исполни его долготою дней и крепостию сил, да совершит вся во славу Твою и во благо народа своего. Мы же, всеблагому Твоему промышлению о нем радующееся на всяк день и час благословим и прославим всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Чин Миропомазания Царей Русских

при венчании их на Царство

 

“Священное Миропомазание Царей есть священнодействие, в котором сообщается им благодать Святаго Духа для укрепления в выполнении высшего служения на земле.

Состоит оно из чина Венчания, иначе Коронации, и чина Миропомазания. У нас в России, чин этот совершается в Московском Успенском соборе.

Чинопоследование начинается молебном о здравии Их Императорских Величеств, за которым следует служба часов. Во время чтения часов приносятся в храм Царские регалии (порфира, корона, скипетр и держава). Епископы в полном облачении встречают регалии каждением и окроплением Святою водою, и остаются при входе в храм для встречи Их Императорских Величеств.

При вступлении в собор Императора и Императрицы, один Митрополит приветствует Их и дает Им целовать Крест, а другой Митрополит окропляет Их Святою водою. Их Императорские Величества идут в храм в предшествии Епископов, делают земной поклон пред Царскими вратами, прикладываются к местным иконам и, взойдя на Трон, садятся на приготовленные Им Престолы (седалища) посреди церкви, а Епископы становятся по обеим сторонам от Трона к Царским вратам.

Во время этого входа поется псалом (100-й): “… милость и суд воспою Тебе, Господи…” Когда Их Величества сядут на Престолы, первенствующий Митрополит (теперь Патриарх – здесь и далее прим. “ПР”) входит на амвон Царского Трона и спрашивает у Государя о Его вероисповедании. Император в ответ на это читает вслух Символ Веры.

После всенародного исповедания Веры Царем начинается чин Венчания, иначе Коронования. После пения “ Царю небесный… ” произносится великая ектинья, с присоединением прошений о благословенном Царствовании; затем поются: “ Бог господь…” и тропарь: “ Спаси, Господи люди Твоя… ” и читаются паремия, Апостол и Евангелие.

Паремия (Ис.49, 13-19) говорит о покрове Божием над Царем; Апостол (Рим.13, 1-7) – о повиновении Царям; Евангелие (Матф.22, 15-23) – о подати Кесарю. По прочтении Евангелия Император облачается в порфиру (пурпурную одежду) и надевает цепь ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, которые подносит Митрополит (Патриарх). При этом облачении Митрополит произносит: “ Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа ”. По облачении в порфиру Император преклоняет главу; и когда Митрополит осеняет Его поверх главы Крестным знамением, крестообразно возлагает руки на главу Его и молит, чтобы “ Господь помазал Царя елеем радования, одел Его силою с высоты, наложил на главу Его венец от камене честнаго, даровал Ему долготу дней, дал в десницу Его скипетр спасения, посадил Его на Престоле правды, сохранил Его под Своим покровом и укрепил Его Царство ”.

После этой молитвы Государь берет с подушки, поднесенной Ему Митрополитом (Патриархом), венец (корону) и сам возлагает его на Свою главу, причем Митрополит говорит: “ Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь ”.

По возложении Государем на Себя короны Митрополит объясняет значение Коронования: “ Видимое сие и вещественное главы Твоея украшение явный образ есть, яко Тебе, Главу Всероссийского Престола, венчает видимо Царь славы Христос… ” Потом Государь берет с подушки, поднесенной Ему Митрополитом, в правую руку скипетр (трость-жезл), а в левую руку – державу (небольшой шар – символ подвластной области); причем Митрополит (Патриарх) произносит: “ Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа ”.

После этого Митрополит (Патриарх) говорит Царю о значении скипетра и державы:

Богом венчанный, Богом дарованный и Богом приукрашенный, Благочестивый, Благочестивейший Самодержавнейший Великий Государь Император Всероссийский! Приими скипетр и державу, еже есть видимый образ данного Тебе от Всевышняго над людьми Своими Самодержавия к управлению их и к устроению всякого желаемого им благополучия

Приняв Царские регалии, Император садится на Престол (трон) и, положив скипетр и державу на подушки, поданные Ему сановниками, призывает Государыню Императрицу. Ея Величество встает со Своего Престола, становится на колени пред Государем Императором. Император снимает с Себя корону, прикасается к голове Императрицы и потом возлагает корону на Себя, а на Императрицу возлагает меньшую корону, поднесенную Ему сановником. После Коронования Императрицы на Нее возлагается порфира и цепь ордена Святаго Апостола Андрея Первозванного, и Она садится на Свой Престол. Тогда диакон возглашает многолетие Их Императорским Величествам (как бывает на Царских часах). После многолетия Государь становится на колени и вслух произносит молитву, в которой просит Господа:

Настави Мя в деле, на неже (на которое) послал Мя еси, вразуми и управи Мя в великом служении сем…

Чин Коронования оканчивается молитвою, произносимою Митрополитом (Патриархом), с коленопреклонением всех присутствующих и пением песни: “Тебе Бога хвалим ”. Вслед за этою песнею начинается Литургия.

Во время литургии совершается чин Миропомазания.

Император при начале службы снимает с Себя корону. По прочтении Евангелия, она подносится к Их Величествам для целования. По окончании пения причастна, Император передает сановнику Свою шпагу и походит в порфире к Царским вратам, которые в это время открываются, а Императрица, идя за Ним, останавливается между троном и ступенями пред Алтарем.

Из Алтаря выходят два Митрополита. Первенствующий Митрополит (Патриарх) помазывает Государя Святым миром на челе, очах, ноздрях, устах, ушах, на груди и на руках с обеих сторон, говоря при каждом помазании: “ Печать Дара Духа Святаго ”; другой Митрополит отирает хлопчатою бумагой миропомазанные места. Приняв Святое помазание, Государь отходит и становится с правой стороны Царских врат против местной иконы Спасителя.

Тогда подходит к Царским вратам Государыня Императрица. Первенствующий Митрополит (Патриарх) помазывает Ее Святым миром только на челе, с произнесением слов: “ Печать Дара Духа Святаго ”, а другой Митрополит отирает хлопчатою бумагой место помазания. Приняв Миропомазание, Императрица отходит и становится в левую сторону Царских врат против местной иконы Богоматери.

По окончании Миропомазания Их Величества приобщаются Святых Христовых Тайн.

Для этого Митрополит (Патриарх) вводит Императора через Царские врата в Алтарь и здесь, у Престола, приобщает Его Святых Тайн, как Помазанника Божия и Верховного покровителя Христианской Церкви, по чину священнослужителей, то есть дает ему в руку часть Тела Христова и потом преподает Ему из чаши Кровь Христову. Императрица же приобщается Святых Тайн у Царских врат обыкновенным для мирян порядком.

По Причащении Их Императорские Величества садятся на свои Престолы и здесь, по прочтении благодарственных молитв и возглашении многолетия, принимают всеподданнейшие поздравления от духовных и светских особ с совершением Коронования и Священного Миропомазания”.

Придворный протоиерей Дмитрий Соколов, “Учение о богослужении Православной Церкви”, Санкт-Петербург, 1908 г.

 

«По Чину Дванадесятых праздников совершается служба: в дни рождения и тезоименитства Их Императорских Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы, в день восшествия на престол Его Императорскаго Величества Государя Императора, в день Священного Коронования Их Императорских Величеств, в дни рождения и тезоименитства: Ея Императорского Величества Государыни Императрицы-Матери и Его Императорскаго Высочества Наследника. Дни эти называются высокоторжественными».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.