Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение христианской церкви






В Палестине, Сирии, Малой Азии, Риме и Италии появляются сначала небольшие, но очень активные общины христиан. Апостол Павел является создателем христианской церкви, так как в его посланиях заложены основы её организационного построения. Необходимо отметить, что Евангелия достаточно подробно излагают духовно-нравственное учение Иисуса Христа, но кроме слов: «… Ты Петр (греч. камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.» [45. 16: 18-19] - об устройстве церкви ничего не говорят. (Эти слова послужили основой для безграничной власти Римского папы). Некоторые учёные придерживаются мнения, что апостол Павел исказил учение Иисуса Христа, приземлил и материализовал его высокую духовную сущность.

Как считают христианские учёные, первая христианская община сложилась в Иерусалиме в 35 году. Судя по сообщениям Евангелия, вслед за Иудеей общины возникли в Финикии, на Кипре и в Сирии, в Дамаске. Примечательно, что в Антиохи в христианскую общину впервые были привлечены эллины, а в Риме христиане создали свою общину уже к 60 году. Привлекательность новой религии была вызвана не столько особенностями нового культа, сколько атмосферой братства, царившей внутри общины между верующими и их отношением к окружающим людям. Первые века церковь была очень демократична, она не знала особой иерархии.

В первых христианских общинах не было разделения на клир и мирян. Появление должностных лиц произошло еще при жизни апостолов, которые предложили избрать семерых человек (названных дьяконами) для попечения «о столах» то есть братских трапезах, которые проводились после молитвенных собраний. Во вновь образованных общинах верующие сами избирали должностных лиц, которые следили за поддержанием порядка и проведением обрядов и организационных мероприятий. Этих людей вначале называли пресвитерами, а затем епископами. Первоначально эти названия означали одну и ту же должность, на которую назначалась наиболее уважаемая по возрасту и мудрости личность. Постепенно слово пресвитер, означавший – старейшина перестало означать главу крупной церковной общины, а оставалось только за главой местной сравнительно небольшой. Глав крупных региональных общин, разделённых на более мелкие стали называть епископами, что значит надзиратель, блюститель. Епископы, избранные на эту должность в конце первого века даже помышлять не могли, какой станет власть епископов через несколько столетий. В течение ста лет после смерти апостолов каждая община представляла независимую республику, которая поддерживала связи с другими. В конце второго века церковные общины начали проводить соборы верующих и церковных должностных лиц одной провинции, которые стали назначать региональных епископов, а соборы получили название «поместных».

После смерти апостолов, с конца первого века, христианская церковь стала руководствоваться в своей деятельности законами социального организма. Для собственного процветания церковь просто обязана была стремиться к приумножению своих материальных возможностей, источником которых были богатства: земля, движимое и недвижимое имущество и, конечно же, деньги. Ещё в период существования Западной римской империи церковь добилась права владения землёй, которая переходила в её собственность в результате пожертвований. Уже в конце III столетия церкви Рима, Милана, Карфагена, Антиохи, Александрии и других больших городов стали богатыми и владели большими участками земли. Распоряжались этими богатствами люди, которые уже отошли от традиций аскетизма и бедности. «Епископ был поверенным церкви; общественные капиталы были вверены его попечению без всякой отчётности или контроля… Некоторые из этих нечестивых церковных поверенных расточали церковные богатства на чувственные наслаждения, некоторые другие употребляли их на цели личного обогащения и на мошеннические предприятия или давали их взаймы под хищнические проценты. Но пока денежные взносы христиан были добровольными, злоупотребление их доверием не могло часто повторяться, и вообще, то употребление, которое делалось из их щедрых пожертвований, делало честь обществу. Приличная часть откладывалась на содержание епископа и его духовенства; значительная сумма назначалась на расходы публичного богослужения, очень приятную часть которого составляли братские трапезы. Всё остальное было священной собственностью бедных. По благоусмотрению епископа она расходовалась на содержание вдов и сирот, увечных, больных и престарелых членов общества, на помощь чужестранцам и странникам и на облегчение страданий заключённых и пленников особенно в тех случаях, когда причиной их страдания была их твёрдая преданность делу религии» - писал Гиббон [55]. Вошло в традицию, что богатые церкви постоянно оказывали материальную помощь более бедным приходам.

В III в. н. э. в христианстве возникает особый путь духовного спасения - путь полного отрешения от мира с его соблазнами - монашество (от слова " монос" - " одинокий"). В монастырях иноки жили совместно, иногда даже в одном помещении, подчиняясь установленным для всех правилам. Общиной управлял (а не просто руководил отдельными учениками, как в скитском иночестве) настоятель. И в монастыре, и в отдельном скиту монах должен был чувствовать себя человеком, умершим для окружающего мира. Он не имел никакой собственности, жизнь его отныне состояла главным образом из молитв или аскетических подвигов. В монастырях к тому же обязательным были полное подчинение настоятелю и исполнение обязанностей по поддержанию хозяйства монашеской общины. Монахам предписывалось почти полное молчание. Строгость монашеской жизни, сосредоточенность монахов на духовном спасении, их приверженность христианству привели к тому, что большинство святых христианской церкви, прославленных праведной жизнью и посмертными чудесами, являлись монахами. Суровый аскет, противостоящий соблазнам окружающего мира и являющийся образцом нравственного поведения – вот духовный облик монаха.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.