Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.1. Введение в юридическое клиническое обучение






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По самостоятельной работе студентов

И проведению практических занятий

Дисциплина: «ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА»

 

Направление подготовки: 030900.62 «Юриспруденция»

Профиль подготовки: « Государственно-правовой»;

«Гражданско-правовой»;

«Уголовно-правовой»;

«Международно-правовой»

 

Квалификация (степень): бакалавр

 

 

Ростов-на-Дону

АВТОР

В.С. Казельникова, преподаватель кафедры теории и истории государства и права Ростовского филиала

Российской таможенной академии

 

ОТВЕТСТВЕНЫЙ ЗА ВЫПУСК

Е.С. Путилина, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат юридических наук

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Е.С. Путилина, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат юридических наук;

 

А.И. Говорун, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии

 

© Российская таможенная академия

Ростовский филиал, 2011

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

МОДУЛЬ 1. КЛИНИЧЕСКОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

Тема 1.1. Введение в юридическое клиническое обучение

I. Задания для самостоятельной работы

1. Дайте определения следующим понятиям: юридическая клиника, юрист, юридическое клиническое образование, юридическое клиническое обучение.

2. Составьте конспект по вопросу: «Этапы становления клинического юридического образования. Значение клинического юридического образования в современной России».

3. Подумайте, каково значение юридических клиник для студентов?

3. Ознакомьтесь с содержанием расписки:

«Я, Иванов Степан Александрович, проживающий по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул. Варфоломеева 215, кв. 65, взял в долг у Леонова Александра Викторовича, проживающего по адресу: г.Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов 3, кв. 80, денежную сумму в размере 50 000 рублей. Указанную сумму обязуюсь вернуть не позднее 1 декабря 2010 года. Неустойка за просрочку возврата долга составляет 1% за каждый день просрочки.

Текст расписки написан мною собственноручно».

Иванов С.А. ___________

Задания:

- определите, из каких правоотношений вытекает спор о взыскании долга по вышеуказанной расписке, сославшись на конкретные нормы материального права;

- определите судебную подведомственность данного спора;

- определите родовую и территориальную подсудность данного спора;

- изучите статьи 131-136 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации;

- составьте исковое заявление о взыскании задолженности по вышеуказанной расписке.

 

II. План практического занятия

(форма обучения: очная)

Часы: 2

План первого часа практического занятия

Круглый стол: «Клиническая подготовка юристов».

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и сущность клинического юридического образования. Особенности клинического юридического образования.

2. Клиническая подготовка юристов в системе профессионального юридического образования. Юридическая клиника как технология освоения теоретического и практического компонентов юриспруденции.

3. Основные методы клинического юридического обучения.

4. Принципы, цели, задачи клинического юридического образования.

План второго часа практического занятия

1. Обсуждение вопросов, возникших при составлении искового заявления о взыскании задолженности по расписке.

2. Обсуждение вариантов поведения судьи после ознакомления с исковым заявлением о взыскании задолженности по расписке.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию

Для освоения учебного материала необходимо изучить основную и дополнительную литературу.

При выполнении заданий теоретического компонента данной темы необходимо учесть следующее.

Высшее профессиональное юридическое образование как подготовка к профессиональной деятельности на основе высокого уровня овладения теорией призвано выполнять задачу: через развитие областей науки служить развитию областей профессиональной деятельности. Учебные планы и программы, педагогические компетенции и иные компоненты организационно-методической стороны образовательной деятельности пока еще не в должной мере соответствуют нацеленности практико-ориентированного юридического образования. В тоже время внутренний и внешний рынок труда усиливает влияние на соотношение теоретической и практической профессиональных компетенций выпускников. В этой связи актуализируется вопрос внедрения средств и методов клинического юридического образования в практику юридических факультетов вузов страны посредством включения «юридических клиник» в учебные программы юридических факультетов в качестве факультативных предметов, которые бы включались в учебную нагрузку преподавателей, курирующих юридические клиники. Профессор О.А. Люблинский в 1901 г. в статье «О юридических клиниках» в журнале Министерства Юстиции писал: «учреждение юридических клиник в России является особенно желательным ввиду чересчур уже теоретического характера преподавания на наших юридических факультетах, разнообразия и многочисленности у нас судов с присущей каждому из них специальной компетенцией, а также вследствие бедности и малограмотности большей части нашего простонародья».

Клиническое образование позволяет вузу обеспечивать более полное «погружение» студента в специальность, дает возможность получения студентами не только теоретических знаний, но и их закрепления на практике. Юридическая клиника - это программа подготовки социально ориентированных юристов на базе высших учебных заведений.

Изучите Приказ Министерства образования и науки России от 28 ноября 2012г. № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» в части целей создания юридических клиник.

По завершении выполнения заданий теоретического блока необходимо сделать вывод о том, каковы перспективы развития практического клинического обучения юристов.

Выполнение заданий практического блока данной темы предполагает одновременное освоение теории гражданского процесса и практики применения норм материального и процессуального права.

Прежде чем приступить к составлению искового заявления, необходимо изучить теорию иска, обратившись к соответствующим разделам учебников, приведенных в списке основной литературы.

Иск – это одна из форм обращения в суд, представляющий обращение заинтересованного лица к суду первой инстанции с просьбой о рассмотрении спора с ответчиком и о защите субъективного права.

Важно уяснить, что путем предъявления иска реализуется право на общения в суд, которое осуществляется по правилам искового производства. Что касается возбуждения дела путем иного производства, то отношения в этих случаях возникают путем подачи заявления (часть 1 статьи 123, часть 1 статьи 247, часть 3 статьи 263 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации).

Исковое заявление носит строго формальный характер.

Для того чтобы грамотно составить иск необходимо ознакомиться с ГПК РФ. Общие требования, предъявляемые к форме и содержанию иска указаны в статьях 131 и 132 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации. Внимательно изучите их. Определите, какие реквизиты искового заявления являются обязательными, а какие факультативными.

Излагая текст искового заявления также необходимо помнить, что он должен быть последовательным, доступным и понятным, поскольку при ознакомлении с его содержанием судья лишен возможности непосредственного общения с истцом в целях уточнения изложенных обстоятельств и требований.

Поскольку нормы процессуального права служат реализации норм материального права, следует определиться с материально-правовой конструкцией возникшего спора. Выясните, из каких правоотношений возник спор, какие нормы материального права подлежат применению при разрешении дела. Рассмотрение данных вопросов позволит правильно сформулировать исковые требования (предмет иска).

В данном случае необходимо обратиться к нормам главы 42 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Изучив данную главу, подумайте, какое юридически значимое обстоятельство подлежит установлению судом при взыскании задолженности и, соответственно, отражению в исковом заявлении и доказыванию истцом. Определите максимально возможные требования займодавца (истца).

 

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Приказ Министерства образования и науки России от 28 ноября 2012г. № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи» //

2. Приказ Минобразования РФ от 30.09.1999 № 433 «О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров» // Бюллетень Минобразования РФ. - 1999. - № 11.

Основная литература

1. Арбитражный процесс: учебник / под ред. М. К. Треушникова. – М.: Городец-издат, 2008.

2. Гражданский процесс: теория и практика / под ред. М. К.Треушникова. - М.: Городец, 2008.

 

 

Дополнительная литература

1. Дранжевский М.Д. Особенности оказания бесплатной юридической помощи юридическими клиниками в России // Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. - М.: Акварель, 2011.

2. Дудырев Ф.Ф., Малков В.П. Юридические клиники в России: возвращение через 150 лет // Правозащитник Урала. - 2002.

3. Мамин А.С., Усов И.С. Теоретико-правовой анализ развития юридического клинического образования в России // Общество и право. - 2010. - № 5.

4. Смирнов Д.А. Профессиональное образование и юридическая помощь незащищенным: опыт создания Юридической клиники при Академии ФСИН России // Юридическое образование и наука. – 2007. - № 1.

5. Юридическая клиника: опыт практического обучения юристов: учебно-методическое пособие. - СПб: Равена, 1999.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какова сущность понятия «юридическая клиника?

2. Каковы этапы развития юридических клиник?

3. Каковы принципы клинического юридического образования?

4. Каковы цели клинического юридического образования?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.