Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Курс лекций 3 страница






 


Рис. 17. Зависимость (предела выносливости) от состояния поверхности: а – влияние предела прочности материала sв и качества обработки поверхности (1-полирование; 2-шлифование; 3-тонкое точение; 4-грубое точение; 5-наличие окалины (необработанная поверхность); б- зависимость от предела прочности материала sв и параметра шероховатости поверхности RZ.

 

Значение коэффициента в зависимости от вида нагружения можно определить по формулам:

1) изгиб, растяжение: , (44)

2) кручение . (45)

Здесь – показатель шероховатости поверхности (мкм), параметры которого выбираются по табл. 3.

Таблица 3

Шероховатость поверхности после различных видов и методов обработки

Вид или метод обработки мкм Класс шероховатости по ГОСТ 2789 – 75
Обработка наружных цилиндрических поверхностей Обтачивание: черновое получистовое чистовое тонкое Шлифование: предварительное чистовое тонкое Обкатывание роликами и шариками     160 … 80 80 … 20 40 … 6, 3 6, 3 … 1, 6   10 … 6, 3 6, 3 … 3, 2 3, 2 … 0, 8   6, 3 … 0, 4     2 … 3 3 … 5 4 … 7 7 … 9   6 … 7 7 … 8 8 … 10   7 … 11  
Обработка внутренних цилиндрических поверхностей Растачивание: черновое получистовое чистовое   Шлифование: получистовое чистовое тонкое     320 … 180 90 … 50 20 … 10   30 … 15 6, 3 … 3, 2 3, 2 … 0, 8     2 … 3 5 … 6   4 … 5 7 … 8 8 … 10
Обработка плоских поверхностей Строгание: черновое чистовое   Фрезерование цилиндрической фрезой: черновое чистовое тонкое Фрезерование торцевой фрезой: черновое чистовое тонкое   Шлифование: получистовое чистовое тонкое   90 … 50 30 … 15     170 … 90 30 … 15   50 … 30 30 … 15 8 … 3, 2   6, 3 … 3, 2 3, 2 … 0, 8   2 … 3 4 … 5     1 … 2 4 … 5   3 … 4 4 … 5 6 … 8   7 … 8 8 … 10

 

5.3.2. Упрочнение поверхности

К технологическим методам поверхностного упрочнения деталей машин относят следующие:

- наклеп поверхности путем обкатки роликами, обдувки дробью, алмазного выглаживания, чеканки и т.п.;

- поверхностную закалку с нагрева ТВЧ;

- химико-термические методы (цементация, азотирование, цианирование и др.);

- комбинированные методы (например, цементация с последующей обдувкой дробью).

Эти методы являются эффективным средством повышения усталостной прочности и долговечности деталей машин, вследствие чего они находят широкое применение во всех отраслях машиностроения. Эффект упрочнения оценивается коэффициентом . Особенно полезно применение этих методов для деталей с резкой концентрацией напряжений, а также деталей, работающих в условиях коррозии или фреттинг-коррозии (см. раздел 5.3.4).

 

Основными причинами увеличения предела выносливости деталей вследствие поверхностного упрочнения являются:

- повышение механических свойств металла упрочненного поверхностного слоя;

- положительное влияние сжимающих остаточных напряжений, возникающих в этом слое.

 

Если в поверхностном слое детали имеется сжимающее остаточное напряжение sост, то результирующее напряжение будет изменяться по асимметричному циклу, т.к. при одном и том же значении sа появляется среднее напряжение sm=sост.

Как видно из рис.18, растягивающие напряжения (smin) в этом случае снижаются. Поскольку именно растягивающие напряжения являются причиной возникновения микро-, а затем и макротрещин, усталостная прочность детали повышается.

 

Рис. 18. Влияние упрочнения на цикл напряжений:

1- до упрочнения;

2- после упрочнения.

 

Кроме упрочнения поверхностного слоя детали при использовании метода поверхностного наклепа (обкатка роликами, обдувка дробью, чеканка и т.д.) улучшается и микрометрия поверхности (уменьшение параметра Rz), что также положительно влияет на повышение усталостной прочности деталей.

В табл. 4 приведены рекомендуемые значения при использовании различных методов упрочнения поверхности деталей.

 

 

5.3.3 Влияние коррозии

Явление постепенного накопления повреждений в металле под действием переменных напряжений и коррозионной среды называется коррозионной усталостью.

 

 

Таблица 4

Влияние технологических методов поверхностного упрочнения

на пределы выносливости

Поверхностная закалка с нагрева ТВЧ (изгиб с вращением, глубина закаленного слоя 0, 9-1, 5 мм)
Вид образца   для образца диаметром, мм
7-20 30-40
Без концентрации напряжений 1, 3-1, 6 1, 2-1, 5
С концентрацией напряжений 1, 6-2, 8 1, 5-2, 5
Химико-термическая обработка
Характеристика химико-термической обработки Вид образца для образцов диаметром, мм
8-15 8-15
Азотирование при глу­бине слоя 0, 1-0, 4 мм, толщине слоя НВ 730-970 Без концентрации напряжений 1, 15-1, 25 1, 10-1, 15
С концентрацией на­пряжений (попереч­ное отверстие, над­рез) 1, 90-3, 00 1, 30-2, 00
Цементация при глуби­не слоя 0, 2-0, 6 мм   Без концентрации напряжений 1, 20-2, 10 1, 10-1, 50
С концентрацией напряжений 1, 50-2, 50 1, 20-2, 50
Цианирование при глу­бине слоя 0, 2 мм Без концентрации напряжений 1, 80 -
Поверхностный наклеп
Способ обработки Вид образца для образца диаметром, мм
7-20 30-40
Обкатка роликом Вез концентрации напряжений   1, 20-1, 40 Без концентрации напряжений
С концентрацией напряжений   1, 50-2, 20 С концентрацией напряжений
Обдувка дробью Без концентрации напряжений   1, 10-1, 30 Без концентрации напряжений
С концентрацией напряжений   1, 40-2, 50 С концентрацией напряжений  
         

 

В процессе эксплуатации детали в поверхностном слое металла возникают трещины коррозионной усталости. Около небольших местных коррозионных повреждений поверхности создается концентрация напряжений, причем на дне коррозионной полости возникают максимальные напряжения. Это приводит к более интенсивному развитию коррозии на дне полости и к постепенному углублению трещины коррозионной усталости.

 

С ростом предела прочности стали резко усиливается отрицательное влияние коррозии на сопротивление усталости, что связано с большей чувствительностью высокопрочных сталей к концентрации напряжений, возникающей у коррозионных повреждений (рис.19).

Рис. 19. Зависимость предела выносливости от предела прочности

для различных сталей в разных средах:

1- на воздухе;

2 – в пресной воде;

3 – в морской воде.

 

В результате, с ростом предела прочности стали пределы коррозионной выносливости не увеличиваются, оставаясь практически на том же уровне, что и у сталей меньшей прочности.

Относительное улучшение коррозионной выносливости характеризуется коэффициентом (рис.20).

Рис. 20. Зависимость коэффициентов влияния коррозии Ккор от предела прочности стали (частота 2000-3000 мин-1, база – 107 циклов):

1 – пресная вода;

2- морская вода.

 

Наиболее эффективными средствами повышения предела выносливости детали в условиях коррозии являются также методы поверхностного упрочнения, такие, как наклеп поверхности, поверхностная закалка с нагрева ТВЧ, азотирование и др. Так, обкатка роликами или обдувка дробью повышает предел выносливости образцов из стали 45 в морской воде в 2…2, 5 раза, поверхностная закалка с нагрева ТВЧ – в 3, 5 раза, азотирование – в 2 раза. Причиной положительного влияния указанных методов являются значительные остаточные сжимающие напряжения в поверхностном слое детали, о роли которых было сказано выше.

Электролитические покрытия хромом, никелем и т.п. сами по себе не эффективны. В результате их применения снижается предел выносливости, как на воздухе, так и в коррозионной среде, причем это снижение может доходить до 30% и более. Причиной снижения выносливости в этом случае являются значительные растягивающие остаточные напряжения в поверхностном слое, возникающие в результате нанесения электролитических покрытий, снижающих предельную амплитуду напряжений цикла. Однако весьма эффективно сочетание электролитического хромирования с предварительной закалкой ТВЧ (табл.5).

Таблица 5

Результаты усталостных и коррозионно-усталостных

испытаний хромированной стали 45 с предварительной

поверхностной электрозакалкой и без нее

Вид обработки образцов Предел выносливости при базе испытаний 107 циклов
на воздухе в 3%-ном растворе NaCl
МПа % МПа %
Нормализация (исходное состояние)        
Электролитическое хромирование        
Электролитическое хроми­рование с предварительной поверхностной электроза­калкой        

 

Закалка с нагревом ТВЧ создает в поверхностном слое значительные сжимающие остаточные напряжения, которые компенсируют затем растягивающие остаточные напряжения от хромирования.

Для численного определения коэффициента и его последующего использования в расчетах на усталостную прочность можно воспользоваться эмпирической зависимостью

. (46)

 

5.3.4. Влияние неподвижных посадок и фреттинг процессов

В местах напрессовки на вал деталей (зубчатые колеса, кольца подшипников, втулки и т.п.), возникает резкое снижение (в 3…6 раз) пределов выносливости. При этом зарождение усталостной трещины возникает, как правило, у края напрессованной детали.

Причинами столь резкого снижения пределов выносливости деталей в зонах контакта являются, с одной стороны, концентрация напряжений у края контакта и, с другой стороны, сложные механические и физико-химические процессы (фреттинг–процессы), протекающие на стыке двух сопрягаемых деталей при малых взаимных циклических смещениях вследствие упругих деформаций деталей.

При переменных деформациях деталей, неподвижно соединенных между собой, например валков с напрессованными ступицами зубчатых колес, неизбежно возникает весьма малое (от 10-6 до 0, 25 мм) циклическое скольжение, которое является причиной протекания фреттинг-процессов. Как правило, механические процессы износа при фреттинге сопровождаются химическими процессами взаимодействия поверхностных слоев и отделившихся частиц износа с окружающей средой, чаще всего с кислородом воздуха, водой и т.п. Кроме того, в местах контакта протекают и процессы электроэрозионного разрушения. Совокупность этих процессов называется фреттинг-коррозией.

Трещины усталости при фреттинг-коррозии образуются при весьма малых напряжениях (для углеродистой стали при s=30…50 Мпа). Для получения расчетных характеристик сопротивления усталости валов с напрессованными деталями при изгибе с вращением были обобщены исследования различных авторов и получены графические зависимости (рис.21).

 

 

 

 

Рис. 20. Зависимость коэффициента от диаметров валов с напрессованными деталями при изгибе (sв=500 Мпа, s≥ 30 Мпа):

1 - через напрессованную деталь передается сила или момент;

2 - через напрессованную деталь не передается усилий

C ростом предела прочности стали значение коэффициента возрастает. Вследствие этого применение высокопрочных сталей для валов с напрессовками оказывается малоэффективным. Поверхностный наклеп повышает предел выносливости валов с напрессовками при передаче крутящего момента на 60…90%. Из анализа известных опытных данных следует также, что с ростом диаметра вала с напрессованной втулкой предел выносливости его существенно снижается.

Пути повышения пределов выносливости деталей с напрессовками:

- конструктивные (выточки на торце ступицы, введение утоненного «пояска» у края ступицы, разгружающие выточки на валу и т.д.);

- поверхностное упрочнение (см. раздел 5.3.2);

- введение между контактирующими поверхностями пленок из неметаллических материалов, препятствующих развитию фреттинг-коррозии (например, полимерных пленок).

Для расчетов значения коэффициента может быть определено по формулам:

при ; (47)

при ; (48)

, (49)

где d1 – диаметр вала, м;

q – нормальные контактные напряжения в соединении сопрягаемых деталей, Н/м2.

Для обеспечения неподвижности соединений нормальные контактные напряжения q должны быть такими, чтобы силы трения на контакте превышали сдвигающие силы.

При нагружении только осевой силой P

; (50)

При нагружении только крутящим моментом Mк

. (51)

При нагружении совместно осевой силой P и крутящим моментом Mк

, (52)

где k – коэффициент запаса сцепления (k =1, 5…2);

f – коэффициент трения в соединении;

l – длина посадочной поверхности, м.

Значения коэффициентов трения для неподвижных соединений приведены в табл. 6.

Таблица 6

Значения коэффициентов трения (сцепления)

при посадках с гарантированным натягом

(охватываемая деталь из стали)

Способ сборки соединения Материал охватывающей детали
Сталь Чугун Латунь/бронза
Механическая напрессовка 0, 08…0, 12 0, 09…0, 11 0, 06…0, 08
Тепловая сборка 0, 12…0, 15 0, 07…0, 09 0, 09…0, 12

 

Необходимый натяг N в неподвижном соединении можно найти по формуле

, (53)

где Е – модуль нормальной упругости материала охватывающей детали, Н/м2.

и – наружные диаметры соответственно вала и детали, насаживаемой на вал, м.

В свою очередь натяг равен

, (57)

где и – средние отклонения размеров вала и отверстия, соответствующие назначенной посадке.

 

Вероятностные натяги (в качестве примера для d1 =60 мм) при различных посадках приведены в табл.7. Более точный выбор посадки можно осуществить, проводя расчет с учетом рассеяния характеристик материала деталей, внешней нагрузки, длины соединения и коэффициента трения. При минимальном вероятностном натяге определяются наименьшие значения P и Mk ( или их сочетание), передаваемые соединением.

 

Таблица 7

Вероятностные натяги для различных посадок

Посадка Натяг, мкм Посадка мин Натяг, мкм
мин макс мин макс
H6/s5 42, 3 58, 7 H8/u8 61, 8 112, 2
H7/t7 58, 6 91, 4 H9/u8 51, 0 109, 0
H7/u8 72, 0 118, 0 H9/z8 117, 2 182, 8
H7/s7 34, 6 67, 4 H9/x8 57, 2 122, 8

 

5.3.5. Совместное влияние различных факторов на предел усталостной прочности детали

 

Обычно в реальных условиях работы на усталостную прочность деталей одновременно оказывает влияние несколько факторов. Как следует из табл.8, характер этого влияния неоднозначен.

Таблица 8

Общие закономерности влияния отдельных факторов

на параметры кривых усталости

Фактор s-1 k N0
Концентрация напряжений, Кs снижает не влияет не смещает
Масштабный фактор, es снижает не влияет не смещает
Упрочнение пластическим деформированием, bу повышает уменьшает не смещает
Химико-термическое упрочнение, закалка, bу повышает уменьшает не смещает
Механическая обработка, b0 снижает повышает смещает влево
Неподвижные посадки, bф снижает не влияет смещает вправо
Жидкие среды, bк снижает повышает смещает влево

 

Возможны различные сочетания факторов, влияющих на усталостную прочность деталей. Наиболее достоверные результаты расчетов могут быть получены путем использования значения s-1ф – предела усталости при совместном влиянии факторов, которое обычно получают при испытаниях образцов с наличием различных комбинаций этих факторов.

1) Концентрация напряжений – масштабный фактор (Кs-es)

С увеличением концентрации напряжений и прочностных свойств стали усиливается проявление масштабного фактора.

Для оценки совместного действия концентрации напряжений Кs, масштабного фактора es, упрочнения bу и качества обработки поверхности b0 или коррозии bк рекомендуется определить суммарный коэффициент:

, (55)

где b - (b0 или bк) в зависимости от условий работы детали.

В этом случае предел выносливости детали определяется по формуле

(56)

причем > 1.

 

2) Концентрация напряжений – упрочнение пластическим деформиро-ванием (Кs-bу)

Применение методов поверхностного упрочнения позволяет существенно повышать предел выносливости деталей с концентраторами и во многих случаях (при надлежащем выборе режимов упрочнения) полностью устранять вредное влияние концентрации напряжений.

3) Упрочнение пластическим деформированием – масштабный фактор (bу - es)

В связи с противоположным действием этих факторов при правильном выборе режима упрочнения (обкатка роликами, чеканка, обдувка дробью и т.д.) увеличение размеров может и не приводить к снижению эффективности упрочнения. Применение метода перемножения частных коэффициентов дает среднее арифметическое значение .

4) Упрочнение пластическим деформированием – жидкие среды (bу - bк)

Обкатка роликами и дробеструйный наклеп могут не только устранить наблюдаемое снижение усталостной прочности при действии коррозионных сред, но даже повышать ее по сравнению с прочностью необработанного металла. Это объясняется уплотнением поверхностного слоя и закрыванием (завальцовыванием) путей проникновения активных сред внутрь металла через дефекты поверхности, а также возникновением при наклепе остаточных сжимающих напряжений.

Для оценки совместного влияния упрочнения и жидких сред на предел выносливости можно пользоваться уравнением

. (57)

 

Обычно, для ориентировочных расчетов применяется метод перемножения частных коэффициентов, оценивающих влияние отдельных факторов. В этом случае суммарный коэффициент определяют по формуле

, (58)

причем здесь < 1.

 

Тогда предел выносливости детали будет равен:

– при изгибе, растяжении или сжатии

, (59)

– а для случая кручения

, (60)

при значениях коэффициентов , , , , , .

 

Если на деталь действует ограниченное число факторов, то для определения и можно использовать данные, полученные опытным путем и рассмотренные выше для соответствующих комбинаций.

 

На основании изложенного следует подчеркнуть очень важную особенность расчета детали на усталостную прочность. Если при статических расчетах характеристики механических свойств материала (sв, sт) принимают одинаковыми для всех поперечных сечений, то при усталостных расчетах в разных сечениях (участках) детали прочность характеризуется своим значением s -1д, поскольку для них могут быть разными комбинации и величины частных коэффициентов, а, следовательно, и . Таким образом, предел усталости s -1д относится не ко всей детали в целом, а имеет частные значения в разных ее местах.

 

6. База данных для расчета деталей на усталость и долговечность

Для того чтобы провести расчет детали на усталостную прочность и долговечность, сначала необходимо выполнить работу, связанную с подготовкой и определением исходных данных, в число которых входят:

- механические характеристики материала детали (sв, sт);

- рабочий чертеж детали;

- характеристика рабочей среды;

- данные о нагрузках на деталь (распределенная нагрузка, усилие, момент и т.п.) с указанием перечня их значений по величине и количеству воздействий за расчетный период времени;

- заданный срок службы детали;

- степень ответственности детали.

Имея указанные исходные данные, необходимо:

- определить тип (характер) циклов изменения напряжений и их параметры;

- составить расчетную схему детали (эпюры изгибающих и крутящих моментов);

- найти возможные опасные сечения детали;

- определить для опасных сечений значение ;

- выбрать метод расчета усталостной прочности в зависимости от вида нагружения детали;

- определить запасы усталостной прочности в зависимости от вида нагружения детали.

Рассмотрим содержание и порядок выполнения поставленных задач более подробно.

 

6.1. Определение типа циклов изменения напряжений

 

Характер изменения напряжений в деталях машин в процессе их эксплуатации можно разделить на две группы:

- регулярный;

- нерегулярный.

Регулярным режимом нагружения, согласно ГОСТ 23207-78, называют нагружение, характеризующееся периодическим законом изменения напряжений во времени с одним максимумом и одним минимумом в течение одного периода при постоянстве параметров цикла напряжений в течение всего времени эксплуатации.

Регулярное нагружение может быть симметричным, пульсирующим или асимметричным. Такой тип нагружения деталей в машинах встречается крайне редко.

Все другие типы нагружения называют нерегулярными. Обычно детали машин и оборудования работают в условиях многократного чередования различной величины и количества циклов прилагаемых к ним переменных напряжений. Знание и учет закономерностей влияния многократного чередования нагрузок на усталостную прочность деталей имеет большое практическое значение.

Для определения типа циклов изменения напряжений и его параметров необходимо проанализировать характер работы детали и ее нагружение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.