Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роберто Ассаджоли






 

ПСИХОСИНТЕЗ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

 

От душевного кризиса
к высшему «Я»

 

«REFbbook»
1994


ББК 88.6
А 90

 

 

Ответственный редактор
В. Данченко

Художник А. Чурикова

 

Издание подготовлено
по инициативе и при содействии
МП «Ваклер»

 

 

Ассаджоли Роберто

А 90 Психосинтез: теория и практика. — M.: «REFL-
book», 1994. — 314 с.

ISBN 5—87983—003—9

«Психосинтез: теория и практика» — это всестороннее
изложение учения, сделавшего смелую попытку не только
соединить все лучшее, что было в предыдущих психологичес-
ких практиках у Фрейда, Юнга, Жане и др., но и придать самому
понятию «синтез» принципиально новое значение. Если
ранее шла речь в основном лишь о «восстановлении состояния,
предшествовавшего расщеплению», то психосинтез Ассаджоли
идет дальше — к развитию целостной и гармоничной лич-
ности.

Содержание книги достаточно для глубокого проникно-
вения в малоизвестную для нас практику самопознания,
самосовершенствования человека.

А 0303020000 Без объявления ББК 88.6


ISBN 5—87983—003—9


© Издательство «REFL-book»,
1994


принципы психосинтезл

 

Роберто Ассаджоли

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
И ПСИХОСИНТЕЗ

Для начала я приведу семантическую справку
и некоторые исторические сведения. Слово психосинтез
и сходные с ним выражения употребляли многие
психологи и психиатры. В области психотерапии это
прежде всего Жане, который говорил о «ментальном
синтезе», затем Безола, Нотра, Бьер, Деджонье, Трюб;
о синтезирующей функции эго говорит и Фрейд.
Однако «синтез» означает для всех упомянутых
авторов лишь «исцеление функциональной диссоциа-
ции», то есть восстановление состояния, предшество-
вавшего расщеплению, диссоциации психических про-
цессов в результате психологической травмы или
серьезного конфликта.

Другие авторы, в частности, Юнг, Медер, Карузо,
Стокер и Кречмер, употребляют слова синтез, психо-
синтез, синтез существования и синтетическая психоте-
рапия в более широком и глубоком смысле, подразуме-
вая развитие целостной и гармоничной личности, в том
числе сознательной и бессознательной ее частей.

Последовательно разрабатываемая мной* концепция
и практика психосинтеза включает в себя идеи
упомянутых выше авторов, однако носит более всеобъ-
емлющий характер, будучи в то же время более
определенной и технологичной.

* * *

При первом взгляде на современную цивилизацию
в глаза бросается ее крайняя экстравертность, ее
желание познать и подчинить силы природы для
удовлетворения своих беспрестанно растущих потреб-
ностей и запросов. Но, как покажет более пристальное
рассмотрение, эта безусловно господствующая в нашем



5


веке тенденция отнюдь но является единственной.

Общеизвестно, что в последние семьдесят лет
небольшая поначалу, но постепенно растущая группа
исследователей обратилась к изучению таинственных
глубин человеческой психики. Наиболее важные ре-
зультаты в этом направлении были получены не
академическими психологами, а независимыми изыска-
телями. Почти все они были врачами-клиницистами,
исследовательская деятельность которых побуждалась
запросами врачебной практики и подкреплялась много-
численными свидетельствами того, что определенные
психические явления можно наблюдать лишь при
условии их болезненной обостренности, акцентуации.

Первые оригинальные открытия в этой области были
сделаны Пьером Жане. Изучая явления «психического
автоматизма», он обнаружил, что есть такие формы
психической деятельности, которые не зависят от
сознания пациента, что существуют даже настоящие
«вторые личности», которые живут, не соприкасаясь
с повседневной личностью человека, и способны
подменять ее.

Вскоре после Жане к исследованию бессознатель-
ных психических процессов обратился венский врач
Зигмунд Фрейд. Отправным пунктом для него послу-
жил катарсический метод Брейера — воскрешение
в сознании пациента забытой психической травмы,
вызвавшей симптомы заболевания, и высвобождение
связанных с ней сильных эмоций. Сам Брейер применял
с этой целью гипноз, но Фрейд вскоре обнаружил, что
того же результата можно достичь с помощью двух
собственно психоаналитических методов, а именно: ме-
тода свободных ассоциаций и толкования сновидений.

Фрейд показал, что различные физические симпто-
мы и психологические нарушения вызываются ин-
стинктами, влечениями, фантазиями и т. д., которые
скрыты в бессознательном и удерживаются там посред-
ством различных защитных механизмов. Он обнаружил
также, что многие проявления нашей обыденной
жизни — сновидения, шутки, выпадения из памяти,
ошибки и оплошности в поведении — и даже некоторые
произведения живописи и литературы обязаны своим
возникновением тем же психологическим механизмам,
которые определяют патологические симптомы в слу-
чае болезни.


У Фрейда было много учеников и последователей.
Некоторые из них вносили в его учение различные
дополнения и изменения, не выходя при этом за рамки
классического психоанализа; таковы Карл A6pafaM,
Шандор Ференци, Вильгельм Штекель, Мелани Клейн
и другие. Напротив, ряд его первых учеников и сотруд-
ников встал на независимые и даже враждебные
позиции, создав свои собственные методы, концепции,
а иногда и школы. Наиболее известны из них Альфред
Адлер, который подчеркивал важность стремления
к самоутверждению или воли к власти; Карл Юнг,
который исследовал более глубокие слои бессознатель-
ного, обнаружил там коллективные по своей природе
образы и символы, а также сделал оригинальный вклад
в классификацию и описание психологических типов;
Отто Ранк, который придавал особое значение пробле-
ме обособления и единения, а также функции воли.
Впоследствии Карен Хорни указала на важность
актуальных конфликтов и потребности в безопасности,
а Эрих Фромм подчеркнул роль социального давления
на индивида.

Если мы обратимся теперь к более широкой области,
то обнаружим, что значительный вклад в дело познания
и совершенствования природы человека внесли и менее
известные для неспециалистов отрасли медицины
и психологии, а также независимые культурные
движения. К их числу относятся:

1. Психосоматическая медицина, которая бурно
развивалась в последние годы и показала, что
любые заболевания, включая многие болезни
органического характера, в большой мере обус-
ловлены влиянием психологических факторов.

2. Психология религии, которая изучает раз-
личные проявления религиозного сознания и
мистических состояний. В этой области работает
много исследователей; здесь можно упомянуть
Вильяма Джемса с его классической книгой
«Многообразие религиозного опыта», Андерхил,
Хейлера, У. Холла и других. В последнее время
появился ряд книг, в которых обсуждается связь
между психологией и религией.

3. Исследования сверхсознательного (и его
проявлений типа интуиции и озарения), гениаль-
ности, творческой деятельности, а также высоко-


 


 

одаренных детей. Тут мы находим «Космическое
сознание» Бака, работы Успенского, У. Холла,
Урбана, Маслоу, Термана и других, а также группу
ученых, объединенных в Ассоциацию изучения
одаренных детей.

4. «Психические исследования», или парапси-
хология, начало которой положили классические
исследования «подпорогового я» Майерса и кото-
рая получила дальнейшее свое развитие в трудах
таких серьезных ученых, как Джемс, Лодж, Рише,
Джили, Ости, Райн и другие. Они засвидетельство-
вали существование сверхнормальных психофизи-
ческих способностей: внечувственного восприя-
тия, ясновидения, телепатии и телекинеза. Было
собрано также много материалов о жизни после
смерти.

5. Восточная психология (особенно индий-
ская), как древняя, так и современная. В настоящее
время ее достижения начинают интегрироваться
с достижениями западной психологии.

6. «Творческое понимание» — течение, особо
подчеркивающее творческую силу духовного по-
нимания. Главным поборником этого направления
является Герман Кейзерлинг, который разъяснял
его в своих многочисленных произведениях и в
«Школе Мудрости», долгое время работавшей
в Дармштадте (Германия).

7. Холистический подход и психология личнос-
ти. Идея такого подхода, первоначально выдвину-
тая Шмутцем в его книге «Холизм и эволюция»,
была принята многими американскими психолога-
ми и психиатрами, такими как Олпорт, Ангьял,
Голдстейн, Маслоу, Мерфи, Перлз, Прогофф.
Взгляды указанных авторов хорошо резюмирова-
ны Кэлвином Холлом в книге «Теории личности».
Параллельно в Швейцарии развивалось движение
под названием «Врачевание личности», начало
которому дал Турнье из Женевы, а продолжили
Медер, Бодуан и другие. В Германии персона-
листические позиции занял Штерн.

8. Межличностная и социальная психология
и психиатрия, а также антропологическое изуче-
ние человека. Это широкое движение включает
в себя различные независимые направления. Мы


находим здесь Салливана с его «Межличностной
теорией психиатрии», Курта Левина, затем иссле-
дователей групповой динамики из Мичиганского
университета, исследователей человеческих взаи-
моотношений из Гарвардского университета, рабо-
ты П. Сорокина (также из Гарварда) об аль-
труистической любви и т. д.; в Европе акцент на
моральных и социальных аспектах психиатрии
делают Барук и Хаузер. Антропологический
подход достаточно полно представляет, например,
Маргарет Мид.

9. «Активные методы лечения и развития
личности». Первоначально возникли гипноз, вну-
шение и самовнушение, описанные и приме-
нявшиеся представителями двух «Нансийских
школ» (Льебо, Бернгейм, Куэ) и, с большей
научной строгостью, Бодуаном; далее идет ауто-
генная тренировка Шульца, «пробужденный сон»
Дезуаля, рациональный подход Эллиса и Харпера,
медитативный метод Хаппиха, психодрама Море-
но и другие формы групповой психотерапии,
например, Баха и Берне. Кроме того, существует
множество методов развития отдельных психи-
ческих функций — памяти, мышления, воображе-
ния и воли*.

* Настоящий перечень носит вводно-ознакомительный характер, а список упомянутых исследователей далеко не полон. Единственное назначение этого краткого обзора — показать, сколь многообразны и несхожи пути, ведущие к раскрытию тайн человека.

Чтобы проиллюстрировать данную концепцию, мы
воспользуемся приведенной ниже схемой. Разумеется,
это схематическое и крайне упрощенное изображение,
способное дать лишь структурное, статическое, едва ли
не «анатомическое» представление о строении нашего
внутреннего мира, тогда как более важен и существенен
именно динамический его аспект. Однако здесь, как
и во всякой науке, шаги должны быть последователь-
ными, а уточнения постепенными. Имея дело с такой
пластичной и неуловимой реальностью, как наша
психическая жизнь, важно не терять из виду главные ее
направления и существующие между ними коренные
различия; в противном случае многочисленные детали
могут заслонить от нас целостную картину и поме-
шают осознать значение, назначение и ценность
различных ее частей.


С учетом этих оговорок и ограничений карта нашего
внутреннего мира выглядит следующим образом:

1. Низшее бессознательное

2. Среднее бессознательное

3. Высшее бессознательное, или сверхсознательное

4. Поле сознания

5. Сознательное «я» [1]

6. Высшее Я

7. Коллективное бессознательное

 

 

1. Низшее бессознательное

В него входят:

а) Простейшие формы психической деятельности, уп-
равляющие жизнью тела; разумное согласование те-
лесных функций.

б) Основные влечения и примитивные побуждения.

в) Многочисленные «комплексы», несущие сильный
эмоциональный заряд.

г) Образы кошмарных сновидений и фантазий.

д) Низшие, неконтролируемые парапсихические про-
цессы.

е) Различные патологические проявления, такие как
фобии, мании, навязчивые идеи и желания.


2. Среднее бессознательное

Эта область состоит из психических элементов,
сходных с психическими элементами бодрствующего
сознания и свободно в него проникающих. Здесь
происходит усвоение полученного нами опыта; здесь,
прежде чем родиться в свете сознания, зарождаются,
развиваются и созревают плоды повседневной деятель-
ности нашего ума и воображения.

 

3. Высшее бессознательное, или сверхсознательное

Из этой области нам являются высшие формы
интуиции и вдохновения — художественного, фило-
софского и научного, — этические «императивы»,
стремление к человечным и героическим поступкам.
Это источник таких высших чувств, например, как
альтруистическая любовь; это источник таланта, а так-
же состояний созерцания, просветления и экстаза.
Здесь таятся высшие парапсихические функции и ду-
ховные энергии.

 

4. Поле сознания

Этот не совсем точный, но понятный и пригодный
для практических целей термин обозначает непосред-
ственно сознаваемую нами часть нашей личности:
непрерывный поток ощущений, образов, мыслей,
чувств, желаний и влечений, доступных нашему
наблюдению, анализу и оценке.

 

5. Сознательное «я»

«Я», которое представляет собой точку чистого
самоосознания, нередко путают с только что опи-
санной сознательной частью нашей личности; в дей-
ствительности же они совершенно различны. В этом
можно убедиться путем интроспекции. Изменчивые
содержания нашего сознания (ощущения, мысли,
чувства и т. д.) — это одно, а «я», центр нашего
сознания — это другое. Существующее между ними
различие в каком-то смысле напоминает различие
между освещенной зоной экрана и проецируемыми на
ней изображениями.


Однако «человек с улицы» и даже многие высо-
кообразованные люди не утруждают себя самонаблю-
дением и не видят этой разницы, — они пассивно плывут
по поверхности «потока мысли», отождествляя себя
с каждой последующей волной, со сменяющимися
содержаниями своего сознания.

 

6. Высшее Я*

Сознательное «я», как правило, не только погруже-
но в поток содержаний сознания, но, по-видимому,
совсем исчезает, когда мы засыпаем, падаем в обморок,
находимся под воздействием наркоза, наркотиков или
в состоянии гипноза. Но, когда мы пробуждаемся или
приходим в сознание, «я» таинственным образом
появляется вновь, неизвестно как и откуда, — факт, при
ближайшем рассмотрении, действительно непостижи-
мый и сбивающий с толку. Этот факт вынуждает нас
предположить, что за или над сознательным «я»
существует истинное Я, постоянный центр, из которого
«я» возвращается в сознание.

Выяснить, действительно ли существует Я, можно
различными путями. Многие люди, которые испытали
более или менее продолжительное сознательное пости-
жение Я, приравнивали это переживание по уровню
достоверности к переживанию путешественника, всту-
пившего на неизвестную ранее землю. Подобные
свидетельства можно найти в «Космическом сознании»
Р. М. Бака, «Третьем Органоне» П. Д. Успенского,
«Мистицизме» Андерхил и других книгах. Я можно
осознать также благодаря использованию некоторых
психологических методик, например, «процесса инди-
видуации» Юнга, «пробужденного сна» Дезуаля, прие-
мов Раджа Йоги и т. д.

* Высшее Я ни в коем случае не следует смешивать с фрей- довским супер-эго («сверх-я»), которое, согласно теории Фрейда, представляет собой не действительное «я», а искусственный продукт. Высшее Я отличается также от любых «феноменологических» концепций «я», или эго.

Кроме того, у нас имеется поддержка со стороны
таких философов, как Кант и Гербарт, которые провели
ясное разграничение между эмпирическим эго и ноуме-
нальным, реальным Я. Это Я пребывает над потоком
мысли и состояниями тела и не подвержено их


влиянию; а личное, сознательное «я» следует рассмат-
ривать как его отражение, «проекцию» на поле
личности. На данном этапе психологического изучения
высшего Я о нем нельзя сказать почти ничего
определенного; но важность этого синтезирующего
центра служит хорошим гарантом дальнейших исследо-
ваний.

 

7. Коллективное бессознательное

Человеческие существа не оторваны друг от друга,
это не «монады без окон», как считал Лейбниц.
Временами человек может испытывать субъективное
чувство оторванности, одиночества, однако абсолюти-
зирующие этот факт экзистенциалистские концепции
не соответствуют действительности ни в психологи-
ческом, ни в духовном плане.

Внешнюю линию овала диаграммы следует рассмат-
ривать не как «отделяющую», а как «разграничитель-
ную». Ее следует рассматривать как аналог клеточной
мембраны, которая обеспечивает постоянный активный
обмен веществ между организмом и клеткой. Между
нами и другими людьми все время протекают процессы
«психического осмоса»*, протекают они также между
нами и окружающей нас психической средой. Послед-
няя соответствует тому, що Юнг назвал «коллективным
бессознательным»; но он не дал ясного определения
этому термину, относя к коллективному бессознатель-
ному разные и даже противоположные по своей
природе элементы, а именно: примитивные архаические
структуры и высшую, новаторскую деятельность сверх-
сознательного порядка.

¥ * *

Приведенная выше диаграмма помогает примирить
два факта, которые на первый взгляд кажутся взаи-
моисключающими:

Осмос — проникновение раствора через полупроницаемую перегородку, разделяющую растворы разной концентрации. — Прим. перев.

1. Видимую двойственность, кажущееся нали-
чие у нас двух «я». В самом деле, на диаграмме
показаны как бы два «я», потому что личное «я»
обычно не сознает другого «я» и даже отрицает его


существование; другое же, истинное Я скрыто и
не проявляет себя в нашем сознании непосред-
ственно.

2. Действительное единство и единствен-
ность Я. В действительности нет двух «я», двух
независимых и обособленных существ. Есть толь-
ко Я, которое проявляется на разных уровнях
сознательности и самопостижения. Отражение
кажется самосущим, но в действительности не
имеет собственной субстанциальности. Иными
словами, это не новый, другой свет, а проекция
источника света.
Данная концепция структуры внутреннего мира
человека включает в себя, согласует между собой
и сводит воедино результаты различных наблюдений
и экспериментов. Она позволяет нам полнее и глубже
понять драматические коллизии нашей жизни с ее
конфликтами и проблемами, указывает на средства их
разрешения и намечает нам путь к освобождению.

* Фантазм (доел, «призрак») — продукт фантазии, отражающий в искаженной форме действительное желание человека; является одновременно иллюзорной реализацией желания и защитой от реального объекта последнего. — Прим. перев.

Что только не сковывает и не связывает нас в нашей
повседневной жизни — мы жертвы иллюзий и фантаз-
мов*, рабы неосознаваемых комплексов, бросаемые из
стороны в сторону внешними влияниями, ослепленные
и загипнотизированные обманчивой поверхностью
вещей. Не удивительно поэтому, что человек в по-
добном состоянии часто испытывает неудовлетво-
ренность, что он неуверен и неустойчив в своих
настроениях, мыслях и действиях. Интуитивно чув-
ствуя себя «единым целым» и тем не менее находя
в себе «внутренний раскол», он приходит в замешатель-
ство и не может понять ни себя, ни других. Не удиви-
тельно, что не зная и не понимая себя, человек не
управляет собой, вращаясь в кругу своих ошибок
и недостатков; вот почему столь многим людям жизнь
не удалась — или, во всяком случае, была омрачена
болезнями души и тела, истерзана сомнениями, разоча-
рованиями и отчаянием. Не удивительно, что иногда
человек в своем слепом стремлении к свободе и удов-
летворению яростно восстает против существующего


положения вещей, а иногда, пытаясь приглушить
внутреннюю боль, с головой уходит в лихорадочную
деятельность, отдается разгулу страстей или пускается
в безрассудные приключения.

Давайте теперь рассмотрим, возможно ли разрешить
эту центральную проблему человеческой жизни и как
это сделать, — как излечить этот фундаментальный
недуг человека. Давайте посмотрим, как освободиться
от этого рабства, осуществить гармоничную внутрен-
нюю интеграцию, постичь истинное Я и вступить
в правильные отношения с другими людьми.

Задача, конечно, не легкая и не простая, но
разрешимость ее засвидетельствована теми, кто приме-
нял для этого необходимые и достаточные средства.

Стадии достижения данной цели таковы:

1. Глубокое познание своей личности.

2. Контроль над различными ее элементами.

3. Постижение своего истинного Я — выявление
или создание объединяющего центра.

4. Психосинтез: формирование или перестройка
личности вокруг нового центра.

Давайте рассмотрим каждую из этих стадий.

 

1. Глубокое познание своей личности

Для того, чтобы действительно познать себя,
недостаточно составить опись элементов, образующих
наше сознательное существо. Необходимо также пред-
принять исследование обширных областей нашего
бессознательного. Сперва мы должны бесстрашно
спуститься в преисподнюю низшего бессознательного,
чтобы выявить те темные силы, которые в свое время
обольстили нас и теперь нам угрожают, — «фантазмы»,
унаследованные или усвоенные в младенчестве мыс-
леобразы, которые нас преследуют или тихо над нами
властвуют, страхи, которые нас сковывают, конфликты,
которые расточают нашу энергию. Этого можно
достичь с помощью методов психоанализа.

Такое исследование может проводиться самостоя-
тельно, но гораздо легче осуществлять его при
посредстве другого лица. В любом случае исследование
нужно проводить строго научно, с величайшей объ-
ективностью и беспристрастностью, без предвзятого


теоретизирования, а также не позволяя скрытому или
бурному сопротивлению наших страхов, желаний
и эмоциональных предпочтений отпугивать нас от
самопознания или вводить в заблуждение.

Психоанализ, как правило, тут и кончается; но
подобная ограниченность не находит оправданий.
Необходимо исследовать также области среднего
и высшего бессознательного. Благодаря этому, мы
обнаружим в себе неизвестные прежде способности,
свое истинное призвание, свои высшие потенциальные
возможности, которые пытаются выразить себя, но
которые мы нередко отвергаем и подавляем из-за
непонимания, предубежденности или страха. Мы
обнаружим также огромный запас недифференциро-
ванной психической энергии, скрытой в каждом из
нас, — пластичную часть бессознательного, которая
находится в нашем распоряжении, наделяя нас неогра-
ниченной способностью к научению и созиданию.

 

 

2. Контроль над различными
элементами личности

После того, как мы выявим все эти элементы, мы
должны овладеть ими и обрести над ними контроль.
Наиболее эффективным методом для достижения этой
цели служит метод разотождествления. Он основан на
фундаментальном психологическом принципе, который
может быть сформулирован следующим образом:

Над нами властвует все то, с чем мы себя отож-
дествляем.

Мы можем властвовать над тем и контролировать
все то, с чем мы себя разотождествили.

В этом принципе заключен секрет нашей свободы
и нашего порабощения. Каждый раз, когда мы
отождествляем себя со слабостью, виной, страхом,
любой другой своей эмоцией или побуждением, мы
ограничиваем и сковываем себя. Каждый раз, когда мы
говорим «я в унынии» или «я раздражен», мы все
больше отдаем себя во власть депрессии или гнева. Мы
сами налагаем на себя данное ограничение; мы сами
заковываем себя в цепи. Но если мы при тех же
обстоятельствах скажем, что «меня пытается поглотить
волна уныния» или «мною пытается овладеть вспышка


гнев. И бдительное «я» не потерпит их вторжения; оно
может критично и беспристрастно рассмотреть импуль-
сы уныния или гнева; оно может увидеть их причины,
предусмотреть их нежелательные последствия и осоз-
нать их необоснованность. Нередко этого бывает
достаточно, чтобы выдержать наступление таких сил
и выиграть битву.

Но даже если эти силы окажутся на какое-то время
сильнее, если сознательная личность поначалу будет
захвачена их натиском, бдительное «я» никогда не
будет побеждено до конца. Оно может отойти во
внутреннюю крепость и в ожидании благоприятного
момента готовиться там к контрнаступлению. Оно
может проиграть ряд сражений, но если оно само не
поднимет руки и не сдастся, окончательный исход дела
сомнений не вызывает: в конце концов оно одержит
победу.

Далее, вместо того, чтобы раз за разом отражать
идущие из бессознательного атаки, мы можем восполь-
зоваться более основательным и решительным мето-
дом: мы можем обратиться к глубинным причинам этих
атак и выкорчевать проблему с корнем. Эта процедура
может быть разделена на две фазы:

а. Разложение вредных комплексов или мыслеоб-
разов на элементы.

б. Управление высвобождаемыми энергиями и их
использование.

Психоанализ показал, что сила этих комплексов
и мыслеобразов состоит главным образом в том, что мы
их не сознаем. Нередко после того, как они выявлены,
поняты и разложены на составные элементы, они
перестают нас тревожить; во всяком случае мы можем
защищаться от них после этого гораздо более эффек-
тивно. Для разложения на элементы необходимо
воспользоваться методами «опредмечивания», «крити-
ческого анализа» и «различения». Иными словами, нам
следует наблюдать их холодно и бесстрастно — так, как
если бы они были просто внешними природными
явлениями. Необходимо установить между собой
и ними «психологическую дистанцию» и, удерживая
эти комплексы и мыслеобразы, так сказать, на


расстоянии вытянутой руки, спокойно изучать их
происхождение, их природу и — их глупость. Это не
значит, что энергию, присущую их проявлениям,
следует подавлять или сдерживать; нужно лишь
управлять ею, переводя ее в конструктивное русло.

Как известно, чересчур критичное и аналитическое
отношение к своим чувствам и эмоциям способно
сковывать и даже убивать их. Эту способность
критического отношения, применяемую нередко во
вред нашим высшим чувствам и творческим возмож-
ностям, следует использовать для освобождения от
нежелательных импульсов и тенденций. Однако крити-
ческий анализ иногда бывает недостаточным. Некото-
рые устойчивые тенденции, некоторые витальные
элементы нашего существа упорно продолжают су-
ществовать, сколько бы мы их не осуждали и не
отрицали. В особенности это касается сексуальных
и агрессивных побуждений. Отсоединяясь от того или
иного комплекса или отклоняясь от своего прежнего
русла, они приводят нас в состояние возбуждения
и, беспокойства и могут найти для себя новый, но столь
же нежелательный выход.

Поэтому такие силы не следует пускать на самотек,
их нужно направлять на какие-то безвредные или, еще
лучше, конструктивные цели: разного рода творческую
деятельность, перестройку личности, содействие психо-
синтезу. Но для того, чтобы это стало возможным, мы
должны начинать с центра; мы должны утвердить
и наделить силой объединяющий и руководящий
Принцип нашей жизни.

 

 

3. Постижение своего истинного Я —
выявление или создание объединяющего центра

На основании того, что уже было сказано о природе
Я, несложно указать теоретически, как достичь этой
цели. Для этого нужно расширять личное сознание
вплоть до превращения его в сознание Я; нужно достичь
звезды, следуя за ее лучом (см. схему II); нужно
объединить низшее «я» с высшим Я. Но за этими легко
произносимыми словами скрывается сложнейшее пред-
приятие. Это великое и, разумеется, долгое и трудное
дело, и не каждый готов к нему. Вместе с тем между


исходной точкой пути, который начинается в долинах
нашего обычного сознания, и сверкающим пиком
Самопостижения есть промежуточные фазы, разновы-
сокие плато, где человек может отдохнуть и даже
поселиться, если он не может или не хочет продолжать
восхождение.

При благоприятных обстоятельствах процесс такого
восхождения протекает в какой-то мере стихийно —
в ходе естественного внутреннего роста, питаемого
разнообразным жизненным опытом; но зачастую этот
процесс идет очень медленно. При любых обстоятель-
ствах, однако, его можно значительно ускорить путем
целенаправленного сознательного действия и примене-
ния надлежащих активных методов.

Промежуточные стадии связаны с новыми отож-
дествлениями. Люди, которые нс могут постичь свое
истинное Я в его чистой сущности, могут создать
идеальный образ совершенной личности, соответствую-
щий их масштабу, стадии развития и психологическому
опыту, а затем начать практически воплощать его
в жизнь.

Для одних таким идеалом может стать художник,
творец прекрасных форм, для которого искусство стало
ведущей жизненной потребностью, движущим принци-
пом существования. Для других таким идеалом может
стать искатель Истины, философ, ученый. Еще для кого-
то подойдет более приземленный, более личный идеал
хорошего отца или матери.

Очевидно, что такие «идеальные модели» предпола-
гают живую связь с внешним миром и другими
человеческими существами, то есть определенную
степень экстраверсии. Но некоторые люди экстраверти-
рованы до такой степени, что проецируют жизненный
центр своей личности вовне. Типичным примером
крайней экстраверсивности может служить пламенный
патриот, всецело посвятивший себя своей стране,
которая стала для него центром жизни и средоточием
стремлений, как бы заместила его собственное «я». Дру-
гим примером (в прошлом достаточно распростра-
ненным) может служить женщина, которая отож-
дествила себя с любимым мужчиной, живет для него
и поглощена им. В древней Индии жена считала мужа
не только господином, она поклонялась ему как своему
духовному учителю, Гуру, — почти что Богу.


Такого рода проекция своего центра вовне, такого
рода эксцентричность (в буквальном смысле слова)
нельзя недооценивать. Будучи не самым прямым путем
к вершине и не самым высоким достижением, она, тем
не менее, какое-то время может служить удачной
формой опосредованного самопостижения. В особо
благоприятных случаях человек при этом не теряет
себя полностью во внешнем объекте, но освобождается
от эгоистических устремлений и личной'ограниченнос-
ти; он постигает себя через посредство внешнего
идеала. Последний таким образом становится опосре-
дующим звеном между личным «я» человека и его
высшим Я, которое отражается и символизируется этим
объектом:


 
 

Схема II

 

?. Сознательное «я»

2. Внешний объединяющий центр

3. Высшее Я


 

 

4. Психосинтез: формирование

или перестройка личности вокруг нового центра

После того, как мы выявили или создали объединяю-
щий центр, у нас появляется возможность построить
вокруг него новую личность — органичную, внутренне
согласованную и объединенную в одно целое.

Это и есть собственно психосинтез, также имеющий
несколько стадий. Прежде всего необходимо разрабо-
тать план действий, сформулировать «внутреннюю
программу». Мы должны визуализировать, мысленно
представлять свою цель, — то есть новую личность,


к созданию которой мы стремимся, — и ясно сознавать
задачи, возникающие перед нами в связи с ее
достижением.

Некоторые люди ясно видят свою цель с самого
начала. Они способны составить четкое представление
о том, кем они могут и хотят стать. Это представление
должно быть реалистичным и «достоверным», то есть
согласованным с естественным ходом развития данного
индивида и потому осуществимым, — по крайней мере,
отчасти; это не должен быть невротический, нереа-
листичный «идеализированный образ», как его назы-
вает Карен Хорни. Подлинная «идеальная модель»
потребного развития заключает в себе динамическую
созидательную силу; она облегчает достижение цели
путем устранения неясностей и неопределенностей; она
сосредоточивает усилия человека и подключает к делу
великую суггестивную силу образов.

Люди с более пластичной психической конститу-
цией, которые живут спонтанно, руководствуясь скорее
знаками и предчувствиями, нежели определенными
намерениями, находят затруднительным сформулиро-
вать для себя такую программу и затем строить новую
личность по намеченной схеме; они могут даже
категорически отвергать такой метод. Они предпочи-
тают вверять себя водительству внутреннего Духа или
воли Божией, предоставляя Ему решать, какими они
должны стать. Они полагают, что быстрее достигнут
цели путем устранения, по мере возможности, помех
и сопротивления высшей Силе со стороны своей
личности, или путем расширения канала связи с выс-
шим Я при помощи устремления к нему и служения
ему, полагаясь во всем остальном на действие его
созидательной силы и повинуясь ей. Другие люди
занимают сходную позицию, но выражают ее иначе;
они говорят о настрое на космический порядок,
вселенскую гармонию, о предоставлении Жизни дей-
ствовать в них и через них (у-вей, «недеяние» даосов).

Оба метода эффективны, и каждый из них подходит
для соответствующего типа личности. Но желательно
знать, понимать значение и в какой-то степени
применять оба метода, что позволит избежать край-
ностей и ограниченности, присущей каждому из них
в отдельности.

Так, последователи первого метода должны следить


за тем, чтобы не сделать свое «идеальное представле-
ние» чересчур косным; они должны быть готовы
видоизменить, расширить или даже вообще сменить
его, если их последующий опыт, знакомство с неиз-
вестной ранее точкой зрения или новые прозрения
укажут на необходимость такого изменения.

С другой стороны, последователи второго метода
должны остерегаться стать чересчур пассивными
и безответственными, принимая порывы бессознатель-
ных сил, желаний и стремлений низшего порядка за
указания и наития свыше. Кроме того, они должны
развивать в себе способность стойко переносить
неминуемые периоды внутреннего бесплодия и мрака,
когда сознательная связь с духовным Центром обры-
вается и личность чувствует себя покинутой.

Все многообразие «идеальных моделей» можно
разделить на две основные группы. К первой относятся
образы, олицетворяющие гармоничное развитие, все-
стороннее личное и духовное совершенство. Идеал
такого рода выдвигают перед собой главным образом
интроверты. Вторая группа идеальных образов оли-
цетворяет совершенство в определенной сфере деятель-
ности. Это идеал художника, учителя, ученого и т. д.
Как правило, такие модели предпочитают экстраверты.

После того как идеальная форма определена,
начинается практический психосинтез, построение
новой личности как таковое. Эта работа может быть
разделена на три главные части:

1. Использование всех имеющихся в распоря-
жении энергий. К ним относятся: а) силы, высво-
бождаемые в процессе анализа и разложения
бессознательных комплексов; б) стремления,
скрыто присутствующие на разных психологи-
ческих уровнях и до сих пор обойденные
вниманием. Чтобы использовать эти бессознатель-
ные силы, многие из них нужно «трансмутиро-
вать», превратить в нечто иное. Это становится
возможным благодаря свойственной им пластич-
ности и изменчивости. Фактически, такая трансму-
тация протекает в нас постоянно. Подобно тому,
как энергия тепла превращается в энергию
движения или электроэнергию и наоборот, наши
эмоции и влечения превращаются в физические
действия или деятельность ума и воображения.


И наоборот, идеи возбуждают эмоции или превра-
щаются в планы, а затем в действия.

. Случаи таких трансмутаций наблюдались и от-
мечались многими людьми. Важные положения и при-
меры, касающиеся теории и практики преобразования
внутренних энергий можно найти в индийской Йоге,
христианском мистицизме и аскетике, трудах по
духовной алхимии, а некоторые моменты этого явления
были освещены психоанализом. Таким образом, мы
располагаем достаточной основой для формирования
науки о психических энергиях (психодинамики), а так-
же надежных методик, способных производить же-
лаемые изменения в нас самих и других людях.

2. Развитие недостающих или недостаточно разви-
тых для достижения нашей цели сторон личности.
Такое развитие может осуществляться двумя путями:
с помощью методов вызывания и самовнушения или
с помощью систематической тренировки неразвитых
психических функций (таких как память, воображение,
воля) — тренировки наподобие той, что применяется,
например, в области физической культуры, при нара-
ботке технических навыков пения, игры на музыкаль-
ных инструментах и т. д.

3. Согласование и соподчинение (координация и су-
бординация) различных психических функций и энер-
гий, создание устойчивой структуры личности. Такая
структура представляет собой любопытную и наводя-
щую на размышления аналогию с устройством совре-
менного государства, граждане которого входят в раз-
личные объединения, общественные классы, профес-
сиональные группы ит. д., ив котором есть органы
управления разного уровня, — например, городского,
областного, республиканского.

 

¥ * *

 

Так в общих чертах выглядит процесс психосинтеза.
Следует уточнить, однако, что все вышеупомянутые
стадии и методы тесно взаимосвязаны и прохождение
их не предполагает строгой последовательности опре-
деленных периодов или фаз. Живой человек — не


здание, для которого сперва должен быть заложен
фундамент, затем возведены стены и, наконец, положе-
на крыша. Выполнение широкой внутренней програм-
мы психосинтеза можно начинать одновременно с раз-
ных точек, с разных сторон, а разные методы и действия
можно, в зависимости от обстоятельств и внутреннего
состояния, чередовать в течение более или менее
продолжительных отрезков времени.

Поначалу все это может показаться чересчур
сложным, но унывать не стоит. Безусловно, помощь
компетентного психотерапевта или учителя значитель-
но облегчит задачу; с другой стороны, искомого
результата можно достичь и без посторонней помощи,
своими силами, путем проб и ошибок. После того как
усвоены предварительные сведения о психологических
принципах и законах психосинтеза, а также изучены
различные психосинтетические методики, все осталь-
ное становится делом практики, опыта, ума и интуиции,
рост которых зависит от возникающей в них потребнос-
ти и от постоянства прилагаемых усилий. Таким
образом формируется новая, возрожденная личность
и начинается новая жизнь, настоящая жизнь, по
сравнению с которой предшествующая может показать-
ся лишь подготовкой к жизни, едва ли не внутриутроб-
ным периодом развития. Если мы возьмем теперь психо-
синтез как целое, то увидим, что его нельзя рассматри-
вать ни как частную психологическую теорию, ни как
конкретную психотехническую процедуру.

Психосинтез — это прежде всего динамическая,
даже драматическая концепция нашей психической
жизни, предстающей как непрерывное взаимодействие
и борьба множества разных, в том числе противодей-
ствующих сил с объединяющим центром, который
постоянно пытается управлять ими, согласовывать их
между собой и использовать.

Кроме того, психосинтез применяет множество
методик психологического воздействия, нацеленных
в первую очередь на развитие и совершенствование
личности, а затем — на гармонизацию ее отношений
с Я и все более полное объединение с ним. Эти две фазы
можно назвать, соответственно, «личностным» и «ду-
ховным» психосинтезом. В зависимости от области
и цели применения, психосинтез служит или может
служить:


1. Методом психического развития и Самопостиже-
ния для тех, кто не желает оставаться рабом внутренних
фантазмов и внешних влияний, кто не желает больше
принимать пассивное участие в игре собственных
психических сил и решил стать хозяином своей жизни.

2. Методом лечения психических и психосомати-
ческих расстройств, обусловленных либо острым
запутанным конфликтом между различными группами
сознательных и бессознательных сил, либо теми
мучительными глубинными кризисами, которые не-
редко предшествуют фазе Самопостижения, но значе-
ние которых сам пациент не'вполне понимает и неспо-
собен оценить должным образом.

3. Методом интегрального воспитания, которое
служит не только развитию различных способностей
ребенка или подростка, но помогает ему обнаружить
и осознать свою истинную духовную природу и
построить под ее руководством гармоничную, яркую
и эффективную личность.

Индивидуальный психосинтез можно рассматривать
также как частный случай более широкого принципа,
всеобщего закона межиндивидного и космического
синтеза. В самом деле, изолированных индивидов не
существует; каждый индивид тесно связан с другими
индивидами, все индивиды взаимосвязаны. Более того,
все индивиды включены в надиндивидную духовную
Реальность, и каждый из них является ее частью.

Так, отдельного человека можно рассматривать не
только как комбинацию более или менее согласованных
элементов, но и как элемент или клетку человеческой
группы; эта группа, в свою очередь, включена в сооб-
щества, образующие более многочисленные и сложные
группы — от семейных до городских и региональных
групп и общественных классов, от союзов рабочих
и объединений работодателей до больших националь-
ных групп, до человечества в целом.

Между индивидами, равно как и между группами,
возникают конфликты, удивительно схожие с теми,
которые можно обнаружить в каждом индивиде.
Поэтому разрешать их (межиндивидный психосинтез)
следует по тому же плану и примерно теми же
методами, с помощью которых осуществляется индиви-
дуальный психосинтез. Более пристальное изучение
этого параллелизма может оказаться весьма про-


дуктивным и поможет нам выявить глубинный смысл
и подлинную ценность многочисленных попыток
синтеза и построения органических систем — как
в практической, так и в чисто теоретической сфере, —
которые все чаще предпринимаются различными
национальными, социальными, экономическими, науч-
ными и религиозными группами.

С еще более широкой и всеобъемлющей точки
зрения вся жизнь вселенной предстает пред нами как
борьба между множественностью и единством, как
усилие и стремление к единению. У нас возникает
ощущение, что Дух (представляется ли он нам
божественным Существом или космической энергией),
который действует в тварном мире, привнося в него
порядок, гармонию и красоту, а также объединяя всех
существ узами любви, осуществляет — медленно и ти-
хо, но верно и неотвратимо — не что иное, как Высший
Синтез.


Роберто Ассаджоли

самореализация
и психические расстройства

Изучение психопатологических сторон человечес-
кой натуры дало большое число наблюдений и теорий,
а также практических методик диагностики и лечения
психических расстройств. Оно вызвало к жизни
широкое психоаналитическое движение и другие
направления динамической психологии («психологии
движущих сил»), которые значительно расширили
и углубили наше познание психики человека.

Однако наряду с достоинствами такой патопсихоло-
гический подход обладает также серьезным недостат-
ком: он придает преувеличенное значение болезнен-
ным проявлениям и низшим аспектам человеческой
натуры, вследствие чего неоправданно широко перено-
сит открытия, сделанные в области патопсихологии,
на психологию нормальных людей. Это породило
довольно мрачную и пессимистичную картину природы
человека, а также тенденцию рассматривать его высшие
ценности и достижения как простые производные
низших влечений. Кроме того, были забыты или
проигнорированы многие важные психические функ-
ции и явления: интуиция, творчество, воля и самое
сердце психики человека — его Я.

Не так давно эти ограничения были осознаны рядом
исследователей, которые дали начало «здоровой реак-
ции» на патопсихологию. Внимание было обращено
к пренебрегавшимся ранее движущим силам не только
нормальных, но и более высокоразвитых людей —
«самоактуализировавшихся», проявивших себя индиви-
дов, как их удачно назвали Голдстейн и Маслоу. На
важную роль нравственного начала и религиозных
стремлений человека указали Олпорт, Ангьял, Барук,
Карузо, Франкл, Фромм, Юнг, Маслоу, Мэй, Прогофф,
Ранк, Сорокин, Урбан и другие; в последнее время это
течение было наименовано «ортопсихологией» (термин


предложен Маслоу*) и «ортогенезом» (термин предло-
жен Ферье из Швейцарии). Новое направление психоло-
гии усматривает свою задачу в том, чтобы направить
психологические исследования по верному пути, и,
судя по всему, уже на начальном этапе своего
становления оно сделает ценный вклад в познание
человеческой природы в целом и раскрытие ее высших,
созидательных возможностей.

Мы полагаем все же, что некоторая осмотритель-
ность не помешает и в данном случае, ибо любым
реакциям свойственна тенденция впадать в противопо-
ложную крайность, и признаки такого перехлеста
в этой области уже заметны. Некоторые представители
нового течения склонны возвращаться к старой, «до-
патопсихологической» концепции человека как цель-
ной личности, — что, к сожалению, далеко не соответ-
ствует действительности. Они справедливо указывают,
что стремление к внутренней интеграции относится
к числу фундаментальных мотиваций нормальной
человеческой личности; но этот факт не имеет ничего
общего с иллюзорным представлением о том, что
личность уже является органичной и гармонично
функционирующей целостностностью.

Непредвзятое наблюдение потока действительно
психической жизни — как своей собственной, так
и других людей — ясно показывает, что в ней при-
сутствуют разные, в том числе противоположные
тенденции, составляющие иногда ядра полунезависи-
мых субличностей. Психоанализ, — равно как и лите-
ратурные образы, созданные великими писателями,
которые были хорошими психологами-интуитивиста-
ми, — подчеркнуто выделяет эти основные внутренние
конфликты, свойственные природе человека.

* Термин ортопсихология («правильная психология») был пред- ложен в 1958 г. для обозначения альтернативы патопсихологии. Как известно, хождение получил другой термин — «гуманистическая психология». — Прим. перев.

Тот факт, что различные влечения и психические
функции человека взаимосвязаны и взаимодействуют
друг с другом, не означает, что они, подобно физиоло-
гическим функциям здорового тела, интегрированы
в гармонично функционирующий организм. Конф-
ликт — это ведь тоже взаимосвязь; и две воюющие


армии конечно же сильно взаимодействуют друг
с другом.

Амбивалентность, двойственность отношения —
один из наиболее распространенных внутренних конф-
ликтов, которым объясняются многие странные и про-
тиворечивые поступки человека. Другой основной
конфликт возникает между инертностью, ленью, охра-
нительной тенденцией, стремлением к безопасности
(которое выражается в конформности), с одной сторо-
ны, и стремлением к росту, самоутверждению, риску —
с другой. Еще одним источником конфликта служит
пробуждение новых влечений или потребностей, кото-
рые входят в противоречие со старыми; это происходит
главным образом в двух случаях: во-первых, во время
пробуждения новых потребностей в подростковом
возрасте и, во-вторых, во время пробуждения рели-
гиозных устремлений и новых духовных интересов,
особенно в среднем возрасте. Конфликтам последнего
типа и посвящена, в основном, настоящая глава.

Итак, оказывается, что «органическое единство» —
это цель человека, а не наличное его состояние; это
цель, которую он может перед собой поставить,
к которой он может приближаться и которую он
может однажды достигнуть. В особо благоприятных
случаях обретение внутреннего единства является
плодом стихийного роста и созревания, в остальных же
случаях — заслуженной наградой, получаемой благо-
даря работе над собой, воспитанию или лечению
с применением специальных методик, которые облег-
чают и ускоряют процесс самореализации. В последую-
щем нашем изложении мы попробуем описать разные
стадии этого процесса и указать на те психические
расстройства, которыми он нередко — хотя и не
всегда — сопровождается.

Прежде всего, неплохо было бы уточнить наши
представления о самореализации. Этот термин исполь-
зуется для обозначения двух разновидностей повыше-
ния сознательности, расширения сознания, которые,
будучи более-менее связаны между собой, имеют тем
не менее разную природу и проявляются совершенно
различно. Чаще всего под самореализацией подразуме-
вается самоосуществление, то есть психический рост
и созревание, пробуждение и проявление скрытых
возможностей человека, — например, этических, эсте-


тических, религиозных переживаний и форм деятель-
ности. По своим признакам этот вид самореализации
соответствует самоактуализации, как ее описывает
Маслоу, и, наверное, предпочтительнее будет использо-
вать последний термин, чтобы отличать данную
разновидность самореализации от другого ее вида,
а именно, самореализации как самопостижения. Под
самопостижением подразумевается постижение себя,
переживание и осознание себя как синтезирующего
духовного Центра. Речь идет не о нашем личном «я»,
которое следует рассматривать всего лишь как отраже-
ние подлинного Я, проекцию духовного Я на поле
личности.

Самоактуализация может быть достигнута на раз-
ных уровнях и не обязательно включать в себя так
называемый духовный уровень. С другой стороны,
индивид может испытывать подлинно духовные пере-
живания и не будучи внутренне интегрирован, то есть
не выработав хорошо слаженную, гармоничную лич-
ность. Это ясно показано Юнгом, который обращает
наше внимание на тот факт, что развитие личности не
является исключительным правом гениев и что человек
может обладать выдающимися способностями, не
обладая при этом личностью или не будучи личностью.
Духовное пробуждение и духовные постижения —
нечто иное, нежели самопостижение, сознательное
осознание Я. Они включают разные формы осознания
содержаний сверхсознательного — либо нисходящих
в поле сознания, либо выявляемых в процессе восхож-
дения к сверхсознательным уровням, что приводит
к «пиковым переживаниям», как их называет Маслоу.

Хотя мы уже указывали на различие между
сознательным личным «я», сверхсознательным и Я, об-
суждая психическое строение человека (см. схему I на
стр. 10), здесь уместно будет пояснить, что сверхсозна-
тельное представляет собой высшую часть или высший
аспект личности, обычно не сознаваемый личным «я»,
или эго. Однако иногда «я» возносят, или оно само
возносится в эту высшую область, где испытывает
особые переживания и состояния сознания, которые
можно назвать духовными в широком смысле слова.
Иногда бывает и так, что какие-то содержания
сверхсознательного «нисходят» в область обычного
сознания эго, принося так называемое «вдохновение».


Такое взаимодействие между сознательным и сверхсоз-
нательным уровнем имеет огромное значение не только
для развития творческих способностей, но и для
осуществления психосинтеза.

Мы употребляем слово «духовный» в его наиболее
широком значении, определяя таким образом не только
собственно религиозный опыт, но любые состояния
сознания, любые психические функции и формы психи-
ческой деятельности, ценность которых превышает
средний уровень; они могут иметь, например, эти-
ческую, эстетическую, героическую, гуманистическую
или альтруистическую ценность. Все связанное с осоз-
нанием содержаний сверхсознательного мы относим
поэтому под общую рубрику «духовное развитие»;
последнее может включать в себя переживания Я,
а может и не включать. Следует отметить также, что
проникновение в область сверхсознательного и ее
исследование в процессе восхождения к Я может
иногда даже стать препятствием на пути к полному
Самопостижению, к вершине, на которой осознание
личного «я» сливается с осознанием духовного Я. Мож-
но так плениться чудесами сверхсознательного царства,
до того быть им захваченным, настолько отождествить-
ся с отдельными его сторонами или проявлениями, что
стремление к высочайшему Самопостижению может
ослабеть или вообще исчезнуть.

* Маслоу хорошо сознает, что самоактуализацию нельзя рассмат- ривать как состояние, в котором устранены все конфликты и установлено нерушимое внутреннее единство. Он так доходчиво и убедительно разъясняет этот важный вопрос, что его слова заслуживают полного цитирования: «Чтобы прояснить это утверждение, самоактуализацию можно было бы опеределить как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или ненужных, или «ненастоящих») проблем жизни, так что он может обратиться к «настоящим» проблемам жизни (сущностно и предельно челове- ческим проблемам, неустранимым, «экзистенциальным» проблемам, у которых нет окончательного решения), — и не только обратиться, но и устоять перед ними и взяться за них. То есть самоактуализация — это не отсутствие проблем, но движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим проблемам». (Maslow, Б. H.: «Gritique of Self-Actualisation», Journal of Individual Psychology, 1959, 15, p. 28).

Разбирая далее превратности пути духовного разви-
тия, мы рассмотрим и последовательные этапы са-
моактуализации, и полное Самопостижение*.


Духовное развитие человека — долгое и нелегкое
путешествие через неизведанные земли, полное неожи-
данностей, трудностей и даже опасностей. Оно предпо-
лагает радикальное преобразование «нормальных» черт
личности, пробуждение скрытых прежде возможнос-
тей, вознесение сознания в новые для него сферы,
а также новую внутреннюю направленность деятель-
ности.

Не удивительно, что такая великая перемена, такая
фундаментальная трансформация проходит несколько
критических стадий, которые нередко сопровождаются
разными нервными и психическими расстройствами.
При объективном клиническом обследовании пациента,
страдающего подобными расстройствами, врач может
обнаружить симптомы, сходные с симптомами обыч-
ных психических заболеваний; в действительности,
однако, они обусловлены совершенно другими причи-
нами и требуют совершенно другого лечения.

В наши дни сфера распространения расстройств,
имеющих духовное происхождение, быстро увеличи-
вается из-за появления все большего числа людей,
которые сознательно или неосознанно ищут свой
собственный путь к полноте жизни. Кроме того,
повышение уровня развития и усложнение личности
современного человека сделало духовное развитие
более трудным и сложным процессом. В прошлом для
того, чтобы открыть врата, ведущие к высшему уровню
сознания, ощущению внутреннего единства и полноты,
зачастую достаточно было нравственного обращения,
простой чистосердечной преданности учителю или
спасителю, смиренной любви к Богу. Теперь, однако,
мы имеем дело с более пестрыми и противоречивыми
сторонами личности современного человека, которые
нужно преобразить и согласовать друг с другом; к ним
относятся его основные, базальные влечения, его
чувства и эмоции, его творческое воображение, его
пытливый ум, его напористая воля, его межличностные
и социальные отношения.

Поэтому мы считаем, что полезно будет дать общий
очерк психических расстройств, которые могут возник-
нуть на разных стадиях духовного развития, а также
некоторые указания по их правильному лечению. Для
ясности мы можем выделить четыре критические
стадии:


1. Кризис, предшествующий духовному пробужде-
нию.

2. Кризис, обусловленный духовным пробужде-
нием.

3. Реакции на духовное пробуждение.

4. Фазы процесса преображения.

Мы воспользовались символическим выражением
«пробуждение», поскольку оно ясно подразумевает
осознание, раскрытие сознания новой сфере опыта,
усмотрение не замечавшейся ранее внутренней реаль-
ности.

 

1. Кризис, предшествующий духовному пробуждению

Чтобы вполне понять те странные переживания,
которые зачастую предшествуют пробуждению, сле-
дует рассмотреть некоторые психологические осо-
бенности «обычного» человека.

О нем можно сказать, что он не столько живет,
сколько «проживает» жизнь. Его не волнуют проблемы
цели, смысла и ценности жизни, — он принимает ее
такой, какой она ему является; он посвящает себя своим
собственным желаниям; он стремится к чувственным
наслаждениям и трудится ради денег и удовлетворения
честолюбивых помыслов. Если он человек более
зрелый, то подчиняет свои личные интересы возло-
женным на него семейным и общественным обя-
занностям, не утруждая себя пониманием того, на чем
основываются эти обязанности и откуда они берутся.
Он может считать себя «религиозным» и верующим
в Бога, но религия для него исчерпывается внешними
формами и условностями; выполнив предписания своей
церкви и приняв участие в ее обрядах, он полагает, что
сделал все, что от него требовалось. Короче говоря,
будучи слепо убежден в том, что единственно реален
только этот зримый и осязаемый физический мир, он
прочно привязан к земным благам и приписывает им.
безусловную ценность; практически он считает эту
свою жизнь самоцельной. Его вера в «потусторонние»
небеса, если у него таковая имеется, носит чисто
теоретический, академический характер — на это ука-
зывает тот факт, что он готов сносить величайшие
страдания, только бы оттянуть момент встречи с не-
бесным блаженством.


'•Психосинтез»



Но однажды этот «обычный» человек может
с тревогой и удивлением обнаружить, что в нем что-то
изменилось. Это может случиться после ряда неудач;
нередко это происходит после какого-то потрясения,
например, утраты любимого или близкого друга. Но
иногда это случается и без всякой видимой причины,
среди полного довольства, здоровья и благоденствия.
Перемена может быть внезапной или постепенной;
часто она начинается с появления общего чувства
неудовлетворенности. У человека возникает ощущение,
что ему чего-то «недостает», но он не может сказать,
чего именно; это нечто смутное, неуловимое, не
имеющее определенной предметной формы.

К этому постепенно добавляется ощущение не-
подлинности и пустоты повседневной жизни; все
личные дела человека, которые прежде были для него
так интересны и поглощали так много внимания,
психологически как бы отступают на задний план,
утрачивают свою важность и ценность. Возникают
новые проблемы. Индивид начинает искать исток
и назначение жизни; задаваться вопросом, почему
столь многое он принимал раньше на веру, считал само
собой разумеющимся: спрашивать, например, в чем
смысл его страданий и страданий других людей, чем
могут быть оправданы многочисленные превратности
человеческой судьбы и т. д.

На этой стадии человеку свойственно неверно
понимать и неверно истолковывать свое состояние. Не
понимая значения этих новых умонастроений, многие
считают их отклонением от нормы, выдумками и причу-
дами. Будучи встревожены возможностью утраты
психического равновесия, люди стараются как-то
бороться с этими отклонениями, отчаянно пытаясь
удержаться за ускользающую от них «реальность»
обычной жизни. Нередко они даже с еще большим
энтузиазмом бросаются в водоворот внешней деятель-
ности, пытаясь найти себе новые занятия, новые
стимулы и новые ощущения. Этими и другими
средствами они могут временно поправить свое рас-
строенное состояние, но вернуть себе былую устойчи-
вость до конца они уже не могут. В глубинах их
существа продолжается брожение, которое подтачи-
вает основы их повседневного существования и кото-
рое, иногда долгое время спустя, обычно с новой силой


прорывается на поверхность. Состояние тревоги и бес-
покойства становится все более мучительным, а ощуще-
ние внутренней пустоты — невыносимым. Человек
чувствует, что сходит с ума: то, что составляло его
жизнь, теперь большей частью исчезло для него, как
сон, тогда как новый свет еще не явился. Правда, он
даже не подозревает о существовании такого света или
не в силах поверить, что свет этот когда-то его озарит.

Нередко состояние такого внутреннего расстройства
сопровождается нравственным кризисом. Просыпается
или обостряется совесть; возникает новое чувство
ответственности, а вместе с ним тяжкое чувство вины
и муки раскаяния. Человек судит себя по всей строгости
и впадает в глубоку






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.