Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потомки русских пращуров.






Судя по времени и пройденному пути, я уже должен был быть на подходе к загадочному поселению Трусово, жители которого носят былинные старославянские имена: Пимен, Акила, Нафантий, Феноген, Фекленья, Февронья, Афимья, Аграфевна, Устина. Будто в сказке на воду опустился плотный туман, усиливая атмосферу загадочности. Вдруг, словно врата в " Затерянный Мир", стена тумана отворилась и подобно острову со средневековым замком на выступающем в реку мысу взору моему предстало довольно крупное село со взбирающимися по угору и разбросанными по вершине холма избами. Дом Акилы оказался на низкой террасе за мысом. Весенняя вода плескалась уже в палисаднике, и плот до сухого места пришлось заводить прямо через ограду. Сгорбленный под тяжестью лет жилистый дед в шапке ушанке и в валенках, несмотря на конец мая, хлопотал на лужайке возле лодки. Поздоровавшись, я поинтересовался, не к рыбалке ли лодка готовится. Показавшаяся на крыльце такая же древняя, но не по годам шустрая старушка опередила хозяина: “Да какой из него рыбак, второй год, как видеть плохо стал, на реке не бывал, только смолу зря переводит, да и силы уже не те лодку-то смолить”.

- Так ведь племянники приедут, а на реке как без лодки. Своих-то деток Бог не дал, - это уже, обращаясь к гости, с тоской в голосе отозвался старый промысловик.

- Не близко к реке дом поставили, вода в половодье не подбирается?

- Бывало и такое, что весь наш край плавал. А однажды в избе аж 70 сантиметров воды было. Да ведь меня же не спрашивали, когда дом ставили. Дед еще мой, когда женился, ставил, на горе уже места не было.

Исподволь, слово за слово, узнаю историю приютившей меня семьи. А с ней и по новому стал относиться к странному движению в истории государства Российского с грозным названием – раскол, к людям, преисполненным страстью к " древнему благочестию", сохранившим для потомков в дебрях Печорского Севера не только древний православный культ, но и бытовой уклад и всю культуру Древней Руси.

В середине 17 века Московское государство добилось существенных успехов в деле объединения русских земель, покончило с былой феодальной раздробленностью. Чтобы держать народ в узде, бороться с боярством, государству требовалась церковь с централизованной богословской системой и с одной обрядовой практикой. В то время отсутствовало единообразие в богослужении, а в церковных книгах, переписываемых от руки, обнаружилась масса разногласий. Патриарх Никон по инициативе царя Алексея Михайловича в 1653-1658г.г., осуществляя церковную реформу, взялся за исправление церковных книг и канонов богослужения по греческому образцу. От греческой церкви еще в 10 веке Киевская Русь заимствовала вероучение и культ. Это новшество вызывало бурю негодования среди различных слоев общества и привело к расколу церкви. Десятки тысяч людей " …Надеясь схорониться после раскола от гонений и хулы антихристовых преследователей", не желая принимать " никонианскую веру", бежали в укромные места России и поселялись в глухих лесах.

Сторонники старого исповеданья, старообрядцы, бежавшие с Пинеги, Мезени, Устюга и из центральных районов России, оседали в Усть-Цильме или расселялись по Нижней Печоре и ее притокам. Живя в окружении других народов, они сохранили и кровь, и язык, и обычаи, и старую веру, но и усвоили от соседних народов – коми и ненцев – их лексику и переняли все премудрости жизни на севере. " Люди эти в Коми обитают, но родословицу от русских пращуров ведут. Они не относят себя ни к русским, ни к коми, ни к ненцам, а называют себя пижемцами, цилемцами, неричанами, усть-цилемами, нижнепечорцами." И потомки их гордятся своим происхождением, берегут родовую честь, почитают родителей, заботятся о стариках и немощных.

Акила Чупров, как вернулся с войны и до преклонного возраста, проработал охотником-промысловиком: добывал пушнину и боровую дичь, бил зверя. В трудные годы помогал всему большому семейству. А в старости и о нём не забывают племянники, которых у него великое множество. Кто воды наносит с колодца, кто огород поможет вскопать, кто сено поставить. А как у хозяина не стало сил рыбалкой заниматься деревенские мужики, возвращаясь с реки, уважаемому односельчанину непременно рыбки поднесут и сопутствую сиё подаяние словами: " Кушайте на здоровье и поминайте добрым словом наших усопших родителей". И после этих тёплых слов не чувствует себя ущербным восьмидесятитрехлетний старец.

Жена его, Фекленья Ананьевна, в свои семьдесят восемь лет ещё сама управляется с коровой и по литру молока непременно относит немощным соседским старушкам. Как человек крайне набожный она всё свободное от хлопот по дому время проводит в молитвах. Воспользовавшись гостеприимством старых людей, я несколько дней провёл в их доме, изучая раздобытый в местной школе историческим материалом, и стал невольным свидетелем неистового служения этих людей своей вере. Неоднократно меня “подмывало” запечатлеть для потомков на фото и видео сцены культовых обрядов, но лишь однажды испросив разрешение у старушки сфотографировать её за чтением рукописного молитвенника и услышав в ответ: “Грех это”, не возвращался более к волнующей меня теме. Впрочем, в отсутствии хозяйки я вполне мог втихую сделать снимок хотя бы древней рукописи, но это уже выходило бы за рамки порядочности по отношению к приютившим меня людям.

Что же касается общины, то по укоренившемуся обычаю колхоз содержит дом престарелых, заботясь об одиноких, обездоленных и убогих. А для подрастающего поколения в школьную программу введен факультатив " Русь Печорская", чтобы помнили детки чьего они роду-племени.

С приходом Советской власти в 1929г. Печорский уезд Архангельской губернии отошел к автономной области Коми и Архангельский тракт, как и Цилемские рудники когда-то, потерял свое значение, был заброшен и позарастал буйной растительностью. А поселения чистокровных русичей в окрестностях его, за несколько веков образовавших самобытную общность, продолжают жить вдали от шумных городов трудом праведным богатствами ставшей для них родной северной земли, соблюдая старинные обычаи и храня истинно православное исповедание.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.