Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подбор заданий






Во-первых, задания должны быть такими, чтобы успех напрямую зависел от дружной и согласованной работы всех членов группы, — в противном случае работа не может считаться коллективной и не соответствует поставленной цели. Во-вторых, уровень сложности заданий должен варьироваться в зависимости от уровня имеющихся навыков взаимодействия участников и учитывать то, насколько глубоко в ходе выполнения работы могут быть затронуты их личные интересы. Мы выделили шесть типов заданий: совместно-индивидуальная деятельность, совместно-последовательная деятельность, создание совместных композиций, конструирование из модулей, коллективное принятие решений, нерегламентированная коллективная работа на заданную тему. Кратко охарактеризуем задания первого и последнего типа.

К простым заданиям относятся те, в ходе выполнения которых личные интересы участников могут быть затронуты лишь поверхностно. Дети не беспокоятся о защите своих интересов и сплоченно действуют ради достижения общей цели. Действия всех участников четко расписаны и оставляют им лишь узкое поле для достаточно неглубокого взаимодействия; количество правил, на которые надо ориентироваться при выполнении заданий, невелико.

Например, группе детей предлагают выполнить совместно тематическую аппликацию. На первом этапе каждый ребенок самостоятельно вырезает из стандартной заготовки вагончик. Затем он может внести в работу творческий вклад: раскрасить вагончик так, как ему нравится, нарисовать в окнах пассажиров. На последнем этапе дети наклеивают свои вагончики на большой лист ватмана с нарисованными рельсами и паровозом, составляя из них поезд. Для этого дети выходят к доске, к которой прикреплен ватман, либо строго по очереди, установленной учителем, либо в более свободном порядке — после окончания работы над своим вагончиком. Взаимодействие участников сводится к тому, что результат индивидуальной работы каждого (вагончик) включается в общую работу (поезд), а также, если это предусмотрено учителем, к определению места своего вагончика в ряду других и умению «разойтись» у доски. Личные интересы участников при этом не могут существенно пострадать.

Выполнение наиболее сложных заданий глубоко затрагивает самые разные личные интересы участников. Беспокойство участников о защите своих личных интересов отвлекает их от достижения групповых целей, создает напряженную атмосферу в группе. Сложные задания не предусматривают строгого распределения функций между участниками, а правила работы оставляют широкое поле для взаимодействия. Чтобы защитить свои интересы при выполнении задания, детям недостаточно соблюдать правила, вводимые учителем. Им приходится учитывать совокупность действий и настроений всех участников коллективной работы, внимательно следить за сложной и постоянно меняющейся ситуацией в группе.

Например, группе детей поручается выполнить коллективный рисунок на заданную тему. Дети работают одновременно. Учитель вводит единственное ограничение — никто не может исправлять и тем более уничтожать сделанное другим без его согласия. При выполнении подобного задания интересы участников могут быть серьезно задеты другими членами группы, причем по многим пунктам. Скажем, кто-то из детей может «захватить» большее пространство листа и (или) количество рабочих материалов; кто-то может высмеять предложение партнера, качество его работы и т. п. Детям нужно самим договориться о том, кто что делает, кто на какой части листа работает, самим распределить рабочие материалы. Для достижения успеха им нужно следить за тем, что делают или собираются делать соседи, расспрашивать об их замыслах и заблаговременно сообщать о своих.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.