Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 6. Психолого-педагогические аспекты социальной работы с семьей, молодежью, престарелыми, безработными, инвалидами, безпризорниками, мигрантами и др.






В конце 1990-х гг. возникла новая отрасль практической психо­логии — психосоциальная работа - часть комплексных программ со­циального оздоровления и воспитания населения.

Её задача - преодоление социальной дезадаптации человека, оздоровление межличностных отношений в профессиональной и семейно-бытовой сферах.

В цен­тре ее внимания - психика чело­века, которая обобщенно понимается как система управления ин­дивидуальной жизнью и поведением, т. е. жизнедеятельностью.

В психосоциальной работе выделяются источники социально-психологического неблагополучия человека: потеря работы, близ­ких, инвалидность, хроническая болезнь, смена жительства и привычных условий, адаптация после возвращения из мест лише­ния свободы, психологические последствия военных конфликтов, техногенных катастроф и т.д.

Деятельность специалиста по социальной работе включает в себя некоторые элементы психосоциальной работы: первичное консуль­тирование, диагностику и посредническую деятельность при раз­решении конфликтов.

Методы психосоциальной работы заимство­ваны из практической психологии и адаптированы к задачам и условиям социальной работы с населением.

Вывод: таким образом, сущностью психологических методов в социальной работе является воздействие на психику клиента с целью оптимизации самоуправления в трудной жизненной ситуации, а их содержанием - психологическая диагностика, коррекция, консультация и профилактика, направленные на ока­зание помощи клиенту.

1. Семья — это сложная социальная система, которой присущи черты социального института и малой социальной группы. Как социальный институт общества семья представляет собой совокупность социальных норм, образцов поведения, регламенти­рующих взаимоотношения между супругами, родителями и деть­ми, другими родственниками. В силу этого она оказывает сильней­шее влияние на человека от рождения до смерти, но наиболее значима ее роль на начальном этапе жизненного пути, когда за­кладываются психологические, эмоционально-волевые, духовно-нравственные основы личности. В то же время семья в этом плане зависит от уровня развития общества, несет на себе печать всех его проблем. Безработица, низкий прожиточный минимум, невыпла­та заработной платы, инфляция, нарастающее напряжение в со­циальных отношениях, ухудшение обслуживания, разрушение прежних и несформированность новых ценностных установок — таковы социальные проблемы современной семьи.

Семья как малая группа — это общность людей, основан­ная на браке, кровном родстве, удовлетворении индивидуальных потребностей человека. Ее отличает единое экономическое про­странство, взаимозависимый образ жизни, эмоционально-нравст­венные связи, отношения заботы, опеки, поддержки, зашиты. Для того чтобы получить целостное представление о семье, необходи­мо учитывать всю палитру семейных взаимоотношений: муж— жена, муж—дети, жена—дети, дети—дети, муж—родственники, жена-родственники, дети—родители, дети—родственники.

Современная семья призвана не только решать многочислен­ные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим «укры­тием» для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность сво­им членам.

Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспи­тывающие детей с ограниченными возможностями, усыновлен­ных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студен­ческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциаль­ные семьи и др.

Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие пози­тивных семейных отношений, восстановление внутренних ресур­сов, стабилизацию достигнутых положительных результатов в со­циально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.

Исходя их этого, социальный работник призван выполнять сле­дующие функции:

- диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

- охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

- организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

- социально-психолого-педагогическую (психолого-педагогиче­ское просвещение членов семьи, оказание неотложной психологи­ческой помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

- прогностическую (моделирование ситуаций и разработка оп­ределенных программ адресной помощи);

- координационную (установление и поддержание связей,
объединение усилий департаментов помощи семье и детству, со­
циальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия
органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных
учреждении, реабилитационных центров и служб).

Конкретное содержание социальной работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено ее индивидуальными особенностя­ми: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты, ас­пектом неблагополучия.

Тем не менее в целом можно выделить три основных направле­ния социальной работы: диагностическое, реабилитационное, профилактическое.

1.. Диагностика предусматривает сбор и анализ информации о
семье и ее членах, выявление проблем.

Диагностика семьи — трудный и ответственный процесс, кото­рый требует от социального работника соблюдения следующих принципов:

объективность, адекватность методов и методик взаимодопол­няемость и проверка получаемой информации;

клиентоцентризм (отношение к проблеме в соответствии с ин­тересами клиента);

конфиденциальность, соблюдение права клиента на невмеша­тельство в частную жизнь и умение предвидеть возможные вариан­ты его реакции на предлагаемые действия.

Диагностика семьи — длительный процесс, который не допус­кает бесцеремонных поступков и непродуманных выводов.

Для диагностики семейной ситуации развития могут быть ис­пользованы такие методы работы, как наблюдение, беседа, анке­тирование, тестирование. Достаточную информацию для приня­тия решения, разработки коррекционных программ помощи дают шкальные, карточные, проективные, ассоциативные, экспрессивные методики. Много полезной информации специалист получает, при­меняя биографический метод и проводя анализ документации, ка­сающиеся семьи и ее членов, их прошлого и настоящего, пред­ставлений о будущем.

На основании полученного диагностического материала можно составить социальную карту семьи, в которой будут содержаться сведения о ее членах, их возрасте, образовании родителей и де­тей, их специальностях, месте работы мужа и жены, доходах семьи; состоянии здоровья, жилищных условиях, основных проблемах взаимоотношения в семье. Установить, к какому фактору группы риска ее можно отнести. В этой карте желательно сделать прогноз экономического развития семьи, предложить вариант помощи (экс­тренная, стабилизирующая, профилактическая) и аргументиро­вать необходимость реабилитации. Для составления карты семьи можно использовать данные, содержащиеся в социально-педаго­гическом паспорте.

2. Реабилитация — это система мер, позволяющих восстановить
утраченное благополучие в семейных отношениях или сформиро­вать новые. В целях реабилитации семьи, ее членов в мировой прак­тике используются учреждения социального обслуживания семьи и детей, территориальные центры, приюты (убежища), медико-психолого-социальные и мультидисциплинарные кризисные центры.

Содержанием их деятельности является оказание членам семьи или отдельному человеку различных видов помощи (юридической, медицинской, психологической, социальной), для того чтобы поддержать или увеличить ресурсы, переориентировать членов се­мьи на другие ценности, сменить их установки.

В подобных учреждениях члены семьи могут получить консуль­тацию у специалистов, посетить групповые занятия, включиться в одну из реабилитационных программ.

Поскольку серьезной проблемой современной семьи является жестокое обращение, насилие, полезно познакомиться с опытом США, Германии, Голландии и ряда других стран по созданию «шелтеров» (крупных центров со специальным убежищем-стацио­наром) для лиц, пострадавших от насилия в семье. Главным эле­ментом реабилитации жертв насилия здесь является сочетание са­мостоятельной специализированной программы помощи с особы­ми условиями быта (самообслуживание, анонимность, удаленность от центра населенного пункта, комфортабельность проживания, возможность пребывания вместе с детьми, наличие медицинских, фитнес-кабинетов, комнат для релаксации, камерного общения, самообразования, досуга).

Преобладающими методами реабилитации в «шелтерах» счита­ется консультирование межпрофессиональной командой, в кото­рой координатором выступает социальный работник, а также груп­повая терапия.

Кроме того, реабилитационную функцию выполняют выезд­ные формы помощи семье, которые представляют собой комп­лекс различных процессов и методик. Во-первых, это кризис­ные варианты помощи семье или отдельным ее членам («телефон доверия», экстренная психологическая помощь в приюте, стацио­наре, выезд в семью по показаниям супервизора). Во-вторых, помощь в населенном пункте, где отсутствуют соответствующие социальные службы и специалисты. В данном случае могут исполь­зоваться: работа тренинговых групп, методики снятия напряже­ния, индивидуальное и групповое консультирование, семинары. Обеспечивать реализацию программы могут передвижные брига­ды. В-третьих, патронаж (покровительство). В социальной ра­боте этот термин приобретает более широкий смысл: это система специального обслуживания некоторых категорий людей, тре­бующих особого внимания, в домашних условиях патронаж осу­ществляется с целью мобилизации внешних и внутренних ре­сурсов.

Патронаж имеет огромное значение при возвращении в се­мью лица, прошедшего определенную реабилитационную про­грамму.

В этом случае он должен начинаться задолго до окончания кур­са реабилитации в детском учреждении или кризисном центре.

Выделяют следующие этапы патронажа:

1. Подготовка — предварительное знакомство со всеми имею­щимися сведениями о семье, составление вопросов для собеседо­вания и т. п.

2. Вступительная часть — непосредственное знакомство с чле­нами семьи, сообщение о цели визитов, о возможной помощи.

3. Сбор и оценка информации — выяснение состава и условий проживания семьи, взаимоотношений в ней, методов воспитания детей, финансовой ситуации, состояния здоровья членов семьи; сбор сведений о событиях, значимых для ребенка или родителя (потеря работы, родственников, развод и т.д.); заполнение соци­альной карты; выделение проблем, которые может решать служба социальной защиты.

4. Заключение — резюмирование для членов семьи (родителей) сути стоящих перед ними проблем; совместный выбор тактики даль­нейших действий; информация о видах помощи, которые могут быть предложены; сообщение подробных адресов социальных служб.

5. Установление связей с другими специалистами, работающими с семьей (социальными педагогами школ, инспекторами по охра­не прав ребенка, специалистами органов образования, здраво­охранения, УВД и др.).

6. Отчет — подробное описание результатов визита в акте об­следования семьи; составление индивидуальной программы даль­нейшей работы с семьей.

В зависимости от характера имеющихся семейных проблем, их сложности, остроты или запущенности на различных стадиях пат­ронажа реализуются так называемые программы-минимум и программы-максимум.

Программы-минимум обращены к ситуациям, связанным с вне­запной утратой чего-то очень ценного в семье: физического здо­ровья, родных и близких, работы, квартиры и имущества вслед­ствие пожара и т. д. В таких случаях усилия социального работника направляются на восстановление в относительно короткие сроки способности членов данной семьи оптимально функционировать, несмотря на наличие объективных и часто необратимых ограниче­ний и потерь.

Программа-максимум предназначена для оказания помощи в крайних ситуациях неблагополучия, при необходимости не только компенсировать утраченное, но и добиться переориентации жиз­ненной позиции, заменить или скорректировать прежние пове­денческие схемы членов семьи. Перемены, особенно масштабные, требуют длительной работы с приложением значимых усилий, объединения потенциалов разных специалистов и служб.

В ряде случаев помимо описанных выше действий требуется консультативная и психотерапевтическая работа с семьей и от­дельными ее членами, направленная на систему семьи в целом.

Могут быть использованы различные методики активной работы, в том числе приемы системной семейной терапии.

Особого внимания требует возвращение женщины из кризис­ного центра в собственную семью, так как оно всегда сопровожда­ется значительными трудностями. Данная ситуация ориентирует на концентрацию усилий для решения ряда психологических и практических задач: воздействие на чувства; помощь в преодоле­нии низкой самооценки, страха перед будущим; организация ма­териальной, экономической, юридической, бытовой поддержки.

Постепенно женщина вместе с семьей преодолевает трудно­сти, внутренние конфликты, психологический дискомфорт и нервные срывы, обретает способность к осознанию резервов личност­ного роста. На этом этапе она нуждается в информации и советах. Задача специалиста (или специалистов) в процессе патронажа со­стоит в создании условий для формирования жизненной позиции и конкретных намерений женщины и ее семьи. Находясь рядом, сопровождая членов семьи в трудном процессе душевной работы над собой необходимо исходить из того, что основную часть ра­боты клиенты должны выполнять сами. Следовательно, деятель­ность социальных работников в ходе патронажа женщины и ее семьи должна по возможности сочетаться с различными консуль­тативными и психотерапевтическими вмешательствами с приме­нением методик активной работы с семьей.

Патронаж можно считать удачной формой не только закреп­ления достигнутого при реабилитации, но и своеобразной про­филактикой. Реабилитация предусматривает три уровня работы с семьей: индивидуальный (консультирование, патронаж), групповой (тренинг, проектирование) и общинный (социальные акции, со­циальное творчество, массовые праздники).

3. Профилактика представляет собой комплекс превентивных мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем. Один из путей профилак­тики — разработка специальных обучающих и просветительских программ. Так, например, исследование проблем семьи и семей­ного воспитания показывает, что родители все больше нуждают­ся в помощи специалистов в вопросах накопления и освоения необходимых знаний и навыков регулирования взаимоотноше­ний, создании таких условий, которые позволят удовлетворять в достаточной мере и на необходимом качественном уровне физио­логические, эмоциональнее, интеллектуальные потребности ре­бенка.

В основу программ просвещения закладываются концепция и модели, выходящие за рамки простого воспитания родителей. Они ориентируют взрослых на расширение самостоятельности при ре­шении возможных проблем во взаимоотношениях с разными людь­ми, при выборе поведения в разных ситуациях.

Ю. Хямяляйнен, например, предлагает использовать несколько пробных моделей.

Модель А. Адлера основана на сознательном и целенаправлен­ном изменении поведения родителей, других членов семьи, с уче­том принципов взаимоуважения, единения, сотрудничества, ра­венства. Задача состоит в том, чтобы научить родителей уважать уникальность ребенка, признавать его индивидуальность, обеспе­чивать неприкосновенность личности, разбираться в мотивах его поступков.

Учебно-теоретическая модель Б.Скиннера провозглашает пе­реучивание или научение родителей быстрыми темпами при по­ложительном или отрицательном подкреплении, а также при от­сутствии подкрепления. Целью программ, построенных на осно­ве данной модели, является обучение родителей умениям на­блюдать за поведением своего ребенка, анализировать и регулиро­вать его.

Модель чувственной коммуникации Т. Гордона ориентирует родителей на диалогичность общения и стремится способствовать формированию умений, во-первых, активно слушать, во-вторых, руководствоваться установкой «оба правы» и, в-третьих, давать ребенку возможность выражать собственное мнение.

Модель М.Джеймса и Д.Джонгарда основана на транзактном анализе, на признании того факта, что реагировать и действовать человек может по-разному: по-детски, по-родительски, по-взрос­лому. Умение понимать это поможет членам семьи научиться регу­лировать свои взаимоотношения при помощи уступок, компро­миссов, договоренности.

Просвещение родителей, других членов семьи как элемент про­филактики может проходить и в процессе тренингов, которые по­зволяют формировать у них навыки преодоления трудностей, ре­гулирования взаимоотношений или обучают умениям вырабаты­вать аналогичные навыки у других.

В этом случае тренинги ориентированы на развитие коммуни­кативной компетентности членов семьи, супругов, родителей и предполагают несколько взаимосвязанных этапов: пролог, восхож­дение, выработка индивидуальных тактик, их проигрывание, реф­лексия, последействия.

Социальная защита семьи имеет и определенное экономиче­ское содержание, которое также реализует в своей практической деятельности социальный работник. Это — обеспечение жилищ­ной и других видов субсидиарной помощи; предоставление льгот по оплате транспортных, коммунальных услуг, оказание меди­цинской, юридической и социальной помощи; льготное снаб­жение продовольствием и товарами первой необходимости; под­держка в сфере образовательных услуг, занятости, предпринима­тельства.

Таким образом, социальная работа с семьей включает в себя экономический, юридический, психологический, социальный и педагогический аспекты и, следовательно, требует от специалиста знания основ этих наук, владение их технологиями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.