Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспроизведение






В процессе любого вида деятельности умственно отсталым школьникам постоянно приходится воспроизводить ранее воспри­нятые знания.

Воспроизведение - это один из процессов памяти, при кото­ром актуализируются ранее образовавшиеся в коре головного мозга связи. Оно происходит при отсутствии объекта, вызвавшего соот­ветствующие следы памяти.

Воспроизведение, как и запоминание, бывает произвольным и непроизвольным. Оно может проходить на основе произвольно­го и непроизвольного запоминания.

Учебная деятельность в значительной мере связана с процесса­ми памяти. Учащимся в ходе урока и во внеурочное время часто приходится репродуцировать усвоенные знания. Например, рас­сказать выученное стихотворение или правило, пересказать текст и т.д.

Одной из особенностей воспроизведения является его избира­тельность, которая наиболее четко прослеживается при произ­вольном репродуцировании. Школьникам бывает необходимо вос­произвести не всю ранее полученную информацию о каком-либо объекте, а только ту ее часть, которая требуется в данный мо­мент; воспроизвести текст в соответствии с оригиналом или в иной последовательности и т.д.

Воспроизведение дает возможность судить о качестве запоми­нания: насколько успешно ученики усвоили тот или иной мате­риал. Поскольку оно тесно связано с запоминанием, то на его продуктивность большое влияние оказывают все те факторы, ко­торые действуют на процесс запоминания и о которых подробно сказано во втором параграфе данной главы.

В воспроизведении важны такие его стороны, как полнота, точность, последовательность. Воспроизводя словесный матери­ал, учащиеся младших и старших классов допускают разнообраз­ные ошибки: пропуски, замены, искажения, привнесения, по­вторы. Однако у младших умственно отсталых школьников ошиб­ки при репродуцировании бывают более грубыми и встречаются в большем количестве, чем у старшеклассников. Так, в воспроизве­денных ими текстах бывает нарушена последовательность изложе­ния, наблюдаются пропуски важных смысловых частей и в то же время делаются привнесения, иногда никак не связанные с ис­ходным материалом.

Воспроизведения словесного материала, при непроизвольном его запоминании, оказываются менее точными и полными, чем при запоминании произвольном. Это обусловлено тем, что в про­цессе преднамеренного запоминания учащиеся стараются запом­нить содержание текста, последовательность излагаемых в нем со­бытий, пытаются сохранить в памяти отдельные слова, фразы, т.е. все то, что помогает им более точно репродуцировать материал. На качестве репродукций негативно сказывается недоразвитие речи и мышления, присущее школьникам этой категории, особенно при воспроизведении непреднамеренно запомнившейся информации.

Многими исследователями, изучавшими проблему памяти, обнаружен низкий уровень избирательности воспроизведения у умственно отсталых детей.

По мнению М.В.Гамезо, особой формой произвольного воспроизведения, требующего активного мышления, волевого на­пряжения и специальных вспомогательных приемов, является припоминание.

Умственно отсталым учащимся приходится усваивать словес­ный материал разной степени сложности и воспроизводить по необходимости или весь текст целиком, или отдельные его части. Обнаружено, что ученики с недостатками умственного развития не могут самостоятельно припомнить воспринятый ранее матери­ал. Припоминание идет успешнее, если школьникам предлагают­ся вопросы, которые заставляют их размышлять над ответом, тре­буют умственного напряжения. Но даже и в этом случае припоми­нание представляет для умственно отсталых учащихся как млад­ших, так и старших классов значительные трудности (А.А.Юодрайтис). В отличие от нормально развивающихся учащихся, вос­производящих все компоненты сюжета, школьники с недостатками умственного развития дают верные ответы только на вопро­сы, касающиеся конкретных фрагментов текста.

Припоминание текста, содержание которого имеет отвлечен­ный характер, сильно затруднено. Использование вопросов в этом случае оказывается малопродуктивным. Испытывая затруднения с ответом, умственно отсталые школьники подменяют такие части текста другим содержанием. У учащихся общеобразовательной массовой школы точность припоминания отдельных фрагментов текста не зависит от степени их отвлеченности.

В процессе припоминания у учащихся с недостатками умствен­ного развития отмечаются случаи забывания материала.

Многими исследователями обнаружено, что учащиеся специ­альных школ VIII вида успешнее припоминают тот материал, за­поминание которого происходит с использованием разных вспо­могательных средств и приемов (картинок, плана, схем, вопро­сов, классификации и др.). Так, использование умственно отста­лыми учениками вопросного плана, составленного ко всему за­поминаемому тексту, положительно влияет на процесс припоми­нания. Даже спустя 18 дней после восприятия текста дети, ис­пользуя вопросный план, успешно воспроизводят его содержа­ние.

Однако в ходе припоминания ученики не воссоздают необхо­димых связей и отношений между отдельными элементами мате­риала. Умение устанавливать такие связи в процессе припомина­ния необходимо развивать в процессе обучения и воспитания ум­ственно отсталых школьников.

Выявлено, что только к старшим классам учащиеся с недо­статками умственного развития овладевают некоторыми приема­ми припоминания. Воспроизведение, как и другие процессы па­мяти, совершенствуется в условиях коррекционного обучения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.