Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития и решения конфликтов






 

Каждый конфликт, независимо от причин его возникновения, имеет следующую структуру:

- стороны (участники) конфликта;

- причины конфликтов, несовместимость ценностей и намерений сторон;

- поведение, направленное на разрушение намерений другой стороны;

- применение силы с целью повлиять на поведение другой стороны в нужном направлении.

Любой реальный конфликт развивается во времени, то есть это процесс. В широком понимании динамика конфликта - это последовательное изменение определенных стадий и состояний, которые характеризуют процесс от возникновения конфликтной ситуации к решению конфликта.

В динамике конфликта большей частью выделяют четыре стадии:

Первая стадия - возникновение объективной конфликтной ситуации. Эту стадию называют еще стадией потенциального конфликта, так как реальным конфликтом он становится после осознания участниками объективной ситуации.

Вторая стадия - это осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из её участников. Следствия этого:

- переход к конфликтному поведению;

- старание свернуть конфликт или поиск путей решения конфликтной ситуации со стороны непосредственных участников или лиц из состава руководства подразделения, в котором предполагается конфликт. В подавляющем большинстве случаев оптимальным является второй путь.

Осознание ситуации как конфликтной всегда сопровождается эмоциональным напряжением. Эмоциональные состояния имеют значительное влияние на ход конфликта. Демонстрация одним из участников чувств враждебности, агрессии, антипатии сигнализирует восприятие конфликта и мобилизует усилие обеих сторон.

Третья стадия - это переход к конфликтному поведению.

Конфликтное поведение - это реальные действия сторон, направленные на то, чтобы прямо или опосредствованно блокировать достижения противодействующей стороной своих целей и активно реализовать собственные намерения.

Конфликтные действия резко заостряют эмоциональное состояние хода конфликта. Вместе с тем эмоции сдерживают конфликтное поведение.

Открытая борьба - только одна из форм конфликтного взаимодействия на третьей стадии. По мнению исследователей, возможен и второй вариант поведения в конфликтной ситуации - отказ от конфликтного взаимодействия, выход из ситуации.

Причины такого поведения:

- осознание одной из сторон недостаточности собственных ресурсов для ведения борьбы;

- изменение отношения к предмету разногласий, если выяснено, что цена " победы" может быть очень большой;

- тактическое отступление для перегруппировки или преобразования конфликтной ситуации из неразрешимой в потенциально " решаемую".

Третье направление, в котором может развиваться взаимодействие в конфликтной ситуации, - это путь " соглашения", " переговоров", " консенсуса". В этом случае стороны, учитывая обстоятельства, предусматривают, что получение максимума невозможно. Поэтому, чтобы не утратить всё, они идут на взаимные уступки, снижая собственные требования.

Выбирают стиль компромисса большей частью в таких случаях:

- если проблема сравнительно проста и понятна;

- если для решения конфликта нет много времени и его необходимо решить как можно скорее;

- когда лучше достичь быстро временного соглашения, а потом " возвратиться" к этой проблеме снова и проанализировать скрытые причины;

- если проблемы и их решение не очень важны для обеих сторон;

- если не удалось достичь решения с использованием сотрудничества или не удалось достичь желаемого с использованием власти.

Сотрудничество выбирают в следующих случаях:

- если предмет конфликта довольно сложен и требует детального обсуждения для решения, которое удовлетворяло бы обе стороны;

- если две стороны готовы затратить время, чтобы проанализировать скрытые потребности и интересы;

- если для обеих сторон их интересы очень важны и компромисс не является приемлемым;

- если стороны доброжелательно относятся одна к другой, с уважением готовы выслушать противоположный взгляд;

- если две стороны хотят достичь долгосрочного решения, а не временного, они не имеют намерений откладывать его.

Четвертая стадия – решение конфликта. Конфликты могут иметь разнообразное решение в зависимости от:

- предметного содержания;

- наличия объективных возможностей для его решения;

- участников и условий хода конфликта;

- деловых и личностных черт лиц, к обязанностям которых принадлежит поиск путей решения конфликта.

Диапазон решения конфликта или варианты решения можно описать так:

- Полнейшее прекращение конфронтации путём взаимного примирения сторон (сложность такого решения - в поиске объективной основы примирения).

- Компромисс, который основывается на частичном удовлетворении претензий обеих сторон, необходимости взаимных уступок. Этот выход приводит к взаимному выигрышу, характерному для ситуации наподобие " соглашения".

- Решение конфликта на принципиальной, деловой основе, а именно:

- конструктивно - путём удовлетворения объективных требований, претензий конфликтующих сторон;

- деструктивно - путём выявления необоснованности претензий, профилактической и воспитательной работы, а также путём наказания участников конфликта.

- Организационно (механически) - расформированием подразделения, если решить конфликт другими способами невозможно; увольнением одного из участников конфликта (одной из сторон) из организации; переведением одного (большей частью лидера) или нескольких членов конфликтной стороны в другое или другие подразделения определенной организации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.