Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольные задания






 

Вариант 1

Задание 1. Охарактеризуйте этапы развития менеджмента. Кратко опишите развитие школ управления.

Литература: [1], с. 7-16; [2], с. 7-10.

 

Задание 2. Покажите, в чем особенности труда менеджера по сравнению с другими профессиями, охарактеризуйте его специфические особенности. Изложите принципы рациональной организации труда руководителя.

 

3. Практическое задание

В трудовой коллектив, где существует конфликт между двумя группами по поводу внедрения нового стиля руководства, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны.

Постановка задачи. Каким образом ему лучше действовать, чтобы нормализовать психологический климат в коллективе? Выберите наиболее эффективный вариант ответа:

а) необходимо установить тесный контакт со сторонниками нововведений и, не принимая всерьез доводы приверженцев старого стиля работы, вести работу по внедрению новшеств, воздействуя на несогласных силой своего примера и примера других.

б) попытаться разубедить и привлечь на свою сторону приверженцев прежнего стиля работы, противников новаций, воздействовать на них аргументами в процессе дискуссии;

в) выбрать наиболее авторитетных членов трудового коллектива, поручить им разобраться в сложившейся ситуации и предложить меры по ее нормализации, опираясь на поддержку администрации, профсоюза и т. д.

г) изучить перспективы развития коллектива, поставить перед коллективом новые задачи совместной трудовой деятельности, опираясь на лучшие достижения и трудовые традиции коллектива, не противопоставлять новое старому.

Поясните Ваш выбор.

Вариант 2

 

Задание 1. Раскройте сущность понятия «менеджмент качества». Охарактеризуйте основные принципы менеджмента качества. Кратко опишите системы менеджмента качества.

Литература: [1], с. 21-36; [4], с. 81-90.

 

Задание 2. Охарактеризуйте административные (или организационно-распорядительные) методы управления.

Литература: [1], с. 93-98; [4], с. 97-102.

 

3. Практическое задание

В таблице 1 приведена определенная иерархия навыков по их значимости для руководителей высшего, среднего и низшего звена. Укажите, какие из этих навыков требуются от руководителей соответственно низшего, среднего и высшего звена. Поясните Ваш выбор.

 

Таблица 1 – Оценка навыков менеджера

Степень значимости А Б В
  Умение сплачивать Технологические навыки Умение предвидеть
  Умение планировать Умение сплачивать Умение сплачивать
  Технологические навыки Умение проявлять инициативу Умение идти на компромисс
  Умение идти на компромисс Умение идти на компромисс Умение привлекать к себе
  Умение предвидеть Умение планировать Умение планировать
  Умение творчески рассуждать, мыслить Умение воспитывать подчиненных Умение быстро принимать взвешенные решения

Вариант 3

 

Задание 1. Дайте полную характеристику функции планирования в менеджменте. Охарактеризуйте уровни планирования.

Литература: [3], с. 68-74.

 

Задание 2. Поясните сущность понятия «стиль руководства». Охарактеризуйте основные стили руководства, укажите их достоинства и недостатки.

Литература: [1], с. 241-269.

3. Практическое задание

Один из подчиненных заявил, что он не испытывает удовлетворения от своей работы, она ему не по душе, и просит поручить ему более интересное дело.

Постановка задачи. Как необходимо отреагировать на подобное заявление подчиненного? Выберите наиболее эффективный вариант:

а) установлю, какая работа дала бы ему удовлетворение, и, если есть возможность, как можно скорее предоставлю такую работу;

б) думаю, что любой хотел бы иметь работу по душе, приносящую удовлетворение. Однако фирма не может предоставить такую возможность всем работникам. Поэтому постараюсь убедить работника, что многие сотрудники терпеливо трудятся на порученных им участках;

в) объясню, что удовлетворенность работой определяется тем, как к ней относиться и как ее выполнять. Надо доказать, что и от выполняемой им работы можно получать большое удовлетворение, если видеть в ней творческое начало.

Поясните Ваш выбор.

 

Вариант 4

 

Задание 1. Раскройте сущность понятия «принципы менеджмента». Охарактеризуйте общие и частные принципы менеджмента.

Литература: [1], с. 87-91; [3], с. 26-30.

 

Задание 2. Изложите сущность экономических и социально-психологических методов управления.

Литература: [1], с. 98-105; [4], с. 92-106.

 

3. Практическое задание

Стимулирование интереса к работе – важный фактор усиления трудовой мотивации. Выберите из приводимых ниже вариантов три наиболее эффективных, повышающих интерес к выполняемой работе (при этом особые случаи исключаются).

а) Руководство должно подробно информировать коллектив о характере выполняемой им работы.

б) Время от времени следует менять поручаемую сотрудникам работу, чтобы она не надоела.

в) Если нужно заставить людей выполнять работу, следует объединить хорошо понимающих друг друга сотрудников в одну группу.

г) Подробно, в деталях, сотрудникам нужно объяснить характер работы, помочь им выполнить ее без срывов.

д) Работу, которую нужно выполнять, следует время от времени дополнять новыми задачами. Неплохо организовать соревнование за лучший результат.

е) Точно указать на недостатки и положительные моменты выполняемой сотрудниками работы.

Поясните Ваш выбор.

 

Вариант 5

Задание 1. Охарактеризуйте организационные структуры управления. Раскройте принципы их построения.

Литература: [3], с. 83-92.

 

Задание 2. Изложите, какие квалификационные требования предъявляются к менеджеру на современном этапе в нашей стране и за рубежом.

Литература: [1], с. 215-223.

 

3. Практическое задание

В круг служебных обязанностей управляющего входит много вопросов, в частности исполнение указаний, исходящих от высших инстанций. Управляющий должен решить, как именно добиться успешной реализации этих указаний, как мобилизовать на это подчиненных и т. д. Однако вышестоящее руководство может не дать четких указаний, не определить конкретные цели.

Постановка задачи. Как должен действовать управляющий в этих случаях? Выберите наиболее эффективный вариант.

а) Запросить необходимые указания у начальства.

б) Проанализировать обстановку, определить, что необходимо сделать по собственной инициативе в интересах своей организации, приступить к действиям по мобилизации персонала на решение выявленных задач.

в) Отсутствие четких указаний и постановки конкретных целей со стороны вышестоящей инстанции может объясниться тем, что там считают нецелесообразным и несвоевременным принимать поспешные решения. Поэтому предпринимать какие-либо практические действия лучше после того, как поступят указания «сверху».

Поясните Ваш выбор.

Вариант 6

 

Задание 1. Раскройте сущность понятия «конфликт». Охарактеризуйте виды конфликтов. Поясните, в чем заключается управление конфликтами.

Литература: [1], с. 275-280.

 

Задание 2. Раскройте сущность понятия «управленческое решение». Опишите процесс принятия управленческих решений.

Литература: [1], с. 193-202.

 

3. Практическое задание.

Тест «Определение стиля руководства коллектива»

По характеру приказов руководителя определите, к какому стилю руководства они относятся:

а) приказывает так, что хочется выполнять;

б) просьба руководителя не отличается от приказа;

в) приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;

г) его приказы вызывают у руководимых недовольство;

д) охотно поддерживает целесообразные нововведения;

ж) поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом меняет характер общения с людьми;

з) у него лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфере (в быту, на отдыхе, в межличностных отношениях);

и) нововведения проходят мимо руководителя.

Поясните Ваш выбор.

Вариант 7

Задание 1. Дайте полную характеристику функции организации в управлении.

Литература: [3], с. 74-78.

 

Задание 2. Раскройте причины конфликтов в организации. Опишите методы их разрешения.

Литература: [1], с. 280-289.

 


3. Практическое задание

Вы повесили на двери кабинета табличку «Прием с 12 часов». Но на следующий день уже в 10 часов к Вам входит подчиненный со словами, что у него срочное дело. Как Вы поступите?

а) отложите свою работу в сторону и выслушаете его;

б) напомните о табличке на дверях и отложите разговор до 12 часов;

в) предложите кратко охарактеризовать суть дела и примете решение потом.

Выберите наиболее эффективный вариант. Поясните Ваш выбор.

 

Вариант 8

 

Задание 1. Охарактеризуйте содержательные теории мотивации: теории мотивации А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда, Д. Мак-Грегора, Ф. Герцберга. В чем заключаются их преимуще­ства и недостатки.

Литература: [1], с. 71-79.

 

Задание 2. Раскройте сущность понятий «персонал», «кадры». Опишите функции кадровой службы. Раскройте сущность понятия «текучесть кадров».

Литература: [1], с. 311-323.

3. Практическое задание

Между двумя подчиненными (коллегами) возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к Вам с просьбой разобраться и поддержать его позицию.

Постановка задачи. Выберите и обоснуйте наиболее эффективный вариант поведения в этой ситуации:

а) пресечь конфликт на работе, а конфликтные взаимоотношения порекомендовать разрешить в неслужебное время;

б) попросить разобраться в конфликте специалистов лаборатории социологических исследований или другого подразделения службы управления персоналом, в чьи функции это входит;

в) лично попытаться разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обеих сторон вариант примирения;

г) выяснить, кто из членов коллектива является авторитетом для конфликтующих сотрудников, и попытаться через него воздействовать на них.

Поясните Ваш выбор.


Вариант 9

 

Задание 1. Охарактеризуйте процессуальные теории мотивации, Опишите их преиму­щества и недостатки, область применения.

Литература: [1], с. 71-79.

 

Задание 2. Поясните задачи кадровой службы в области отбора кадров, изложите методы оценки персонала.

Литература: [1], с. 116-132.

3. Практическое задание

Решение срочной задачи, поставленной правлением фирмы, потребует резкого повышения интенсивности работы всех и грозит срывом графика отпусков. Что Необходимо сделать в этой ситуации? Выберите наиболее эффективный вариант ответа.

а) Жестко напомните подчиненным, что производственная дисциплина должна соблюдаться.

б) Соберете совещание и попробуете договориться с сотрудниками, как организовать работу и помочь друг другу, чтобы сроков не сорвать и в отпуска уйти с минимальным опозданием.

в) Пообещаете подчиненным «выбить» крупную премию, если сделаете дело?

Поясните Ваш выбор.

 

Вариант 10

 

Задание 1. Дайте характеристику функции контроля в управлении. Укажите виды контроля.

Литература: [3], с. 79-82.

Задание 2. Охарактеризуйте эффективность труда управленческих работников: этапы и показатели оценки.

Литература: [2], с. 119-126.

3. Практическое задание

Вы сидите в кабинете второй день. Раздается звонок телефона и незнакомый голос просит позвать Вашего предшественника по должности. Что Вы сделаете:

а) ответите, что он больше здесь не работает, и повесите трубку;

б) назовете телефон, по которому следует ему звонить, и повесите трубку;

в) поинтересуетесь, кто звонит и по какому делу, и спросите: не можете ли Вы помочь звонящему?

Выберите наиболее эффективный вариант ответа. Поясните Ваш выбор.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н. И. Кабушкин. – М.: ООО «Новое знание», 2004.

2. Климович, Л. К. Основы менеджмента: учеб. пособие / Л. К. Климович. – Мн.: «Дизайн ПРО», 2005.

3. Седегов, Р. С. Основы менеджмента и маркетинга / Р. С. Седегов. – Мн.: «Вышэйшая школа», 1995.

4. Лебедев, О. Т. Основы менеджмента / О. Т. Лебедев. – СПб: издательский дом «М и М», 1997.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Общие методические указания. …………………………………………………………………….3

2 Учебная программа дисциплины «Основы менеджмента»……………………….4

Введение. …………………………………………………………………………………………………………….4

Раздел 1. Теоретические основы менеджмента. ……………………………………………4

Тема 1.1 Развитие теории и практики менеджмента……………………………………..4

Тема 1.2 Функции и принципы менеджмента. Уровни управления………………4

Тема 1.3 Организационные структуры управления организацией (предприятием) ………………………………………………………………………………….4

Тема 1.4 Методы управления организацией (предприятием)………………………5

Тема 1.5 Менеджмент качества. ………………………………………………………………………..5

Раздел 2. Внутриорганизационные процессы. ……………………………………………....5

Тема 2.1 Власть и руководство. …………………………………………………………………………5

Тема 2.2 Мотивация работников. ………………………………………………………………………5

Тема 2.3 Управление конфликтами. ………………………………………………………………….6

Тема 2.4 Теория и практика принятия управленческого решения………………6

Раздел 3. Основы управления персоналом. …………………………………………………….6

Тема 3.1 Управление персоналом. …………………………………………………………………….6

Тема 3.2 Организация управленческого труда. ………………………………………………6

Тема 3.3 Эффективность менеджмента. ……………………………………………………………7

3 Контрольные задания. …………………………………………………………………………………….7

Литература……………………………………………………………………………………………………….15






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.