Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Публикуется на сайте КЦ «ШКОЛА ОРЛОВА» с разрешения автора.






Гриценко В.В.

Современная дрессировка

Попытка методологического анализа

 

 

Часть 1). Теория дрессировки и ее предмет

 

Владимир Васильевич Гриценко

Кандидат ветеринарных наук, инструктор по дрессировке, эксперт РКФ.

Публикуется на сайте КЦ «ШКОЛА ОРЛОВА» с разрешения автора.

 

Данная статья не претендует на исчерпывающий анализ методологии дрессировки.

Её цель – привлечь внимание к имеющимся проблемам, попытка стандартизировать подход и основные понятия дрессировки, предложить оценку имеющегося опыта с точки зрения современного состояния наук, изучающих поведение и научение.

Это скорее приглашение к разговору, чем постулирование истин.

 

Не смотря на то, что человек уже на протяжении многих веков занимается формированием заданного поведения (дрессировкой) домашних животных используемых как в продуктивном так и в непродуктивном животноводстве, сколько-нибудь серьезных работ, посвященных теории дрессировки и ее предмету, в общем, то, не было. Долгое время животноводство, в том числе и кинология, использовали в качестве теоретической основы формирования поведения данные школы физиологии высшей нервной деятельности И.П. Павлова, считая предметом теории дрессировки закономерности формирования классического условного рефлекса. Однако результаты накопленные биологическими науками за последнее столетие, позволяют по-новому взглянуть на процесс формирования человеком поведения животных.

Данная статья посвящена конкретной теме, теме формирования поведения домашней собаки и взаимодействию с ней человека как дрессировщика. Т.е. мы определим цель дрессировки собаки как формирование заданного по каким-либо параметрам поведения. Например, поведения собаки-компаньона, собаки-поводыря слепых, собаки для обнаружения взрывоопасных объектов и т.п.

В процессе дрессировки человек выступает как субъект, а собака как объект этого процесса. Однако дрессировка это не просто воздействие субъекта на объект, это определенное взаимодействие, результатом которого и является заданное поведение. Таким образом, можно уточнить, что дрессировка это взаимодействие субъекта (человека) и объекта (собаки) по формированию заданного поведения.

Почему взаимодействие? Во-первых, потому, что собака являясь высокоорганизованным биологическим объектом, обладает собственной довольно высокой активностью и является далеко не пассивным участником процесса дрессировки. Во-вторых, в процессе воздействия на собаку, человек обогащает свой опыт новыми знаниями, что заставляет его изменяться. По сути, с точки зрения гносеологии дрессировка это всегда исследование. Т.е. в процессе дрессировки изменяются свойства, как объекта, так и субъекта этого процесса.

Однако нас больше интересует изменение свойств объекта и, учитывая это, мы может постулировать, что дрессировка это взаимодействие субъекта и объекта дрессировочного процесса, целью и результатом которого является изменение свойств объекта. Под изменением свойств объекта понимается модификация поведения или другими словами формирование поведения с заданными параметрами.

Ключевым звеном приведенного выше определения является процесс взаимодействия субъекта и объекта. И на первый взгляд именно это звено должно быть предметом теории дрессировки, тем более что и человек и собака сами по себе являются объектами исследования многих наук. Однако ни одна биологическая наука, кроме кинологии, не исследует взаимодействие человека и собаки, т.е. не исследует те их специфические стороны и свойства, которые проявляются именно во взаимодействии этих двух биологических объектов, а тем более с точки зрения эффективного формирования заданного поведения. Т.е. теория дрессировки, как раздел кинологии, не может не рассматривать определенные свойства человека и собаки в качестве своего предмета.

Таким образом, предметом теории дрессировки является не только взаимодействие человека и собаки, но и те свойства и стороны участников процесса, которые оказывают на него влияние и реализуются как в процессе формирования заданного поведения, так и в самом этом поведении. Остается определить, какие именно стороны и свойства участников дрессировочного процесса являются значимыми для него и входят в сферу интересов теории дрессировки.

Собака как объект дрессировки выступает в трех ипостасях:

 

1. – как биологический объект, имеющий свои характерные особенности;

2. – как социальный партнер по отношению к человеку;

3. – как объект, изменяющий свое поведение в результате дрессировки, т.е. как объект по отношению к научению.

 

Любой биологический объект как некая система обладает рядом свойств по восприятию и отбору значимой для него информации, способам реагирования, границам модификации своих свойств и поведения в том числе. Не зная основных свойств собаки как биологического объекта, мы рискуем использовать неадекватные, а, следовательно, и неэффективные методы и способы воздействия, рискуем поставить недостижимые задачи, лежащие за пределами возможностей данной системы. Мы должны быть уверены, что система не имеет «внутренних» сбоев, что она «здорова», во всех смыслах этого слова, что она способна адекватно существовать и адекватно реагировать на прилагаемые воздействия. Т.е. теория дрессировки должна обеспечить человека, как дрессировщика необходимыми знаниями о собаке как биологическом организме и ее особенностях как виде животного. А именно – анатомических, физиологических, психофизиологических и зоопсихологических особенностях собаки.

Мы не можем формировать или модифицировать поведение собаки, не зная, что это такое. Таким образом, предметом теории дрессировки должно быть исследование закономерностей механизмов становления, контроля и коррекции поведения собаки. А поведение собаки невозможно понять без привлечения аппарата и категорий наук изучающих поведение животных и человека. То есть в сферу интересов теории дрессировки попадают такие категории как наследственное поведение, генетика поведения, научение, когнитивное поведение, механизмы развития поведения в онтогенезе, нервные и гуморальные механизмы поведения, границы модификации поведения, поведенческий акт, патология поведения и т.п.

Как известно, изменение (модификация) поведения может происходить благодаря патологическим (заболевание, травма), генетическим (мутации, концентрация генов усиливающих или ослабляющих поведенческий признак), гуморальным (изменение гормонального статуса) процессам или в результате накопления опыта (научения). Учитывая все возможные механизмы модификации, дрессировка, однако концентрирует свое внимание на модификации поведения в результате научения. Таким образом, человек, использующий механизмы научения с целью формирования поведения должен иметь представление как об общих механизмах, законах, свойствах научения реализующихся в его формах, так и особенностях их проявления у собаки. Это предполагает знания о механизмах восприятия, хранения и реализации информации, формирования знаний, умений и навыков (перцептивных, интеллектуальных и двигательных), подкреплении. Тем более что знание о законах научения реализуется и в категориях принадлежащих только дрессировке – методах, способах и методике дрессировки. Они не только не могут не учитывать биологические законы научения, но и не могут существовать без них. Хотя бы потому, что методы и способы дрессировки должны быть адекватны виду животного, вернее законам его научения.

Конечно, особое значение теория дрессировки придает формированию и применению методов и способов дрессировки, методике дрессировки как рычагам модификации поведения через научение и тренировке, как способу поддержания сформированного поведения на заданном уровне.

Процесс взаимодействия человека с собакой определяется не только гносеологическим и техническим содержанием, он еще несет и явную социальную нагрузку – является социальным процессом: процессом взаимоотношения двух социальных субъектов. От уровня и качества этих взаимоотношений зависит не только эффективность и качество дрессировочного процесса, сформированного поведения, его использования, но и сама возможность осуществления дрессировки. В связи с этим теорию дрессировки не может не интересовать процесс становления взаимоотношений собаки и человека, способы его контроля и коррекции. Причем собака как социальный партнер выступает не только как партнер дрессировщику, но и как член семьи человека, член социума, который в некоторых ситуациях может быть социально опасен (не только как спецсредство служб безопасности, но и как асоциально воспитанный компаньон).

На эффективность и качество дрессировочного процесса, несомненно, оказывает влияние некоторые качества человека – дрессировщика. Такие, например, как знания и опыт (как исполнителя процедур), так и возрастные, половые, физические и психологические особенности (как социального партнера). Отчасти в сферу интересов теории дрессировки попадают и отношения человек – человек, как, например, в случае взаимоотношения инструктора по дрессировке и дрессировщика (владельца) собаки.

Таким образом, информационное поле теории дрессировки можно представить в виде схемы взаимодействия ее категорий и составляющих предмет теории дрессировки.

Т.е. предметом теории дрессировки, вероятно, должно быть выявление и исследование свойств собаки как биологического объекта, исследование закономерностей поведения и научения, их механизмов, способов контроля и коррекции, разработка методов, способов и методики дрессировки, определение условий их применения в формировании заданного поведения и поддержания его на оптимальном уровне, исследование механизмов формирования взаимоотношений собаки и человека, способов их контроля и коррекции.

Теория дрессировки должна обеспечивать эффективность и высокое качество процесса формирования поведения, гарантируя адекватность оказываемых воздействий как по отношению к собаке, так и по отношению формируемого поведения (знаний, умений, навыков).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.