Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стихи для детей






В представлении Ю. Мориц детство - это обнаженная тайна мирового духа, и в детстве же заключается тайна поэзии. Парадоксальностью, игровым юмором, непритворной добротой отмечены детские стихи Мориц.

Стихам Мориц присуща внутренняя музыкальность. Многие стихотворения благодаря своей мелодичности стали песнями («Собака бывает кусачей», «Ежик резиновый».

В стихах для детей Ю. Мориц главенствует радость, то празднично звонкая, то приглушенно-лирическая («Букет котов». Многие детские стихотворения производят впечатление театральных постановок.

Юнна Петровна Мориц – поэтесса, которая пишет очень весёлые стихи, такие, например, как акростихи «Вымой руки», «Когда темно», «Феечки», «Звездочка», перевертыши «Букет котов», «Замечательная коляска».

Свое первое стихотворение «Ослик» она сочинила в 4 года. Пишет стихи Юнна Мориц и сейчас: это произведения для взрослых и детей. Творчество поэтессы интересует не только читателей, но и исследователей.

«Ванечка» - книга акростихов. Юнна Мориц сама поясняет термин акростих. «Жили-были древние греки... иногда они сочиняли стихи с таким Большим секретом для маленькой компании, что сверху вниз по заглавным буквам строк читалось целое слово, или целое предложение, или чье-нибудь имя, или секретное сообщение, – например, объяснение в любви.У этого секрета красивое имя – Акростих».

Небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, заклички и т.д. принято называть словесными играми: дети играют «в быстрое произнесение трудной фразы», «в неожиданный и напрасный испуг и т.д.»

Словесными играми, можно назвать акростихи Ю.Мориц. Это - необычные стихи, это - произведения с секретом. Они очень напоминают загадки. Вспомним, что загадка – это фольклорный жанр малой формы, известный у всех народов. Она состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа). Тем или иным способом в загадке " зашифрована" отгадка.

Например, известная загадка с ответом «пирожок».

В кусочке сдобного теста
Нашлось для начинки место,
Внутри него не бывает пусто -
Есть мясо или капуста.

По законам загадки, предмет не называется, но обозначены его приметы. Сравним эту загадку с акростихом Юнны Мориц:

П осмотри-ка, посмотри

И скажи мне – что внутри?

Р ыбка? Яблоко? Лимон?

О безьяна или слон?

Ж аль, что этот пирожок –

О н без окон мой дружок!

К ак заглянешь в пирожок?

Заметим, что этот акростих напоминает известные загадки об огурце или помидоре или арбузе: «Без окон, без дверей, полна горница людей». В акростихе Мориц предмет уже назван в самом тексте, но вопрос – загадка остается: К ак заглянешь в пирожок? Ответ может быть таким: можно разломить пирожок, разрезать, надкусить.

Обратим внимание на акростих - «Всяк по - своему». В этом стихотворении заглавие не приближает читателя к разгадке.

Чтобы отгадать этот акростих, нужно вспомнить, что слово «идет» является многозначным, и в каждой строчке использовано одно из значений.

Например, в первой строчке говорится о том, какая идет драка (Большая обозначает то, что она очень сильная, кровопролитная).

Во второй строчке речь идет о явлении природы, и о том, что кто-то куда-то направляется.

В третей строчке говорится о том, что стрелки часов тикают и показывают время.

В четвертой строчке имеется ввиду, что королю подходят эти усы.

В пятой строчке речь идет о том, что пароход куда- то плывет.

В шестой строчке говорится о том, что как будто ты проезжаешь мимо этих островов, и они перед глазами проходят.

В седьмой строчке речь идет о том, как кто-то свистит, и, например, как по телевизору показывают футбол.

В следующей строчке говорится о том, что винегрет несут на стол.

В девятой строчке имеется в виду то, что река холодная и от нее веет прохладой.

В десятой строчке говорится о том, что день проходит хорошо.

В одиннадцатой строчке имеется ввиду то, что приходят хорошие мысли и легче из-за этого работать.

В двенадцатой строчке речь идет о том, что если ты хорошо ударил мяч, то он должен попасть в ворота:

В от идет большая драка,

С нег идет, идет собака,

Я иду, идут часы,

К оролю идут усы!

П ароход идет веселый,

О строва идут и села,

С вист идет, идет футбол,

В инегрет идет на стол,

О т реки идет прохлада.

Е сли день идет, как надо,

М ысль идет, идет работа,

У мный мяч идет в ворота

Отгадкой становится словосочетание всяк по-своему идет. Это своеобразная лингвистическая загадка.

Детям интересно читать такие стихи, потому что дети - великолепные фантазеры и настоящие сказочники.

Акростихи Мориц, на наш взгляд, можно назвать перевертышами- небылицами, так как мир в этих стихотворения необычен, фантастичен, алогичен, абсурден.

Даже известные сказочные герои ведут себя необычно, например, Баба Яга из одноименного акростиха. Во второй части стихотворения баба Яга говорит о себе:

Я, между прочим, волшебная штучка,

Г лавная в сказке злодейка и злючка,

А без волшебной злодейки Сказка не стоит копейки.

В первой же части стихотворения - мир абсурда.

Бабу, которую звали Ягой

Аист на крыше футболил ногой.

Баба сказала: - я сказочный тип!

А не какой-нибудь вирусный грипп.

Картину, которая нарисована в стихотворении, трудно представить и в неё невозможно поверить: аист не может футболить бабу ягу.

Такой же мир в акростихе «Сорок пять»: «Сорок пять сорок, /Один носорог, /Речка с рукавами, /Ослик хочет в облака, /Клен шумит словами…

Кажется, фантазии автора нет границ, подобно воображению ребенка.

Стихи Ю. Мориц более всего похожи на такие словесные игры, как загадка и перевертыш. Дети должны найти правильный ответ или все «распутать». Детям доставляет удовольствие и разгадка акростиха, и мысль о том, что он-то знает, как все на самом деле должно быть. Стихи Ю. Мориц похожи на перевертыши и загадки в выборе изобразительно-выразительных средств. Этому посвящена следующая глава нашей работы.

Всё стихотворение очень доброе и нежное: Юнна Мориц признается в любви детям. Поэтесса не случайно сравнивает себя с воробьем: она как будто становится такой же маленькой, как дети.

Сравнение и литота – приемы, которые Мориц при этом использует. На наших глазах поэтесса как будто уменьшается в размерах: не сердце, а сердечко; не стихи, а стишки.

В произведениях поэтессы вещи оживают («Как только ночь настанет, одежда хулиганит, /Одной лежать на стуле так страшно в темноте. Глаза её – из пуговиц, из пуговиц-испуговиц, Два рукава – хо-хо-бота и бантик на хвосте…»).

В стихотворении «Котята» животные охотно разговаривают с человеком и друг с другом («Тут закричала кошка: Б-р-р-рысь! А то я съем тебя, как р-р-рысь).Закономерным, на наш взгляд, становится использование олицетворений.

Например, в акростихе «Дудочка» сказочный соловей посылает приветы Дусе.

Д али Дусе дудочку,

У х, она –тяжелая!

Д али Дусе дудочку,

О й, она – веселая!

Ч уть подуй, она поет каждой дырочкой своей.

К аждой дырочкой своей из черешневых ветвей.

А приветы лично ей посылает соловей

Олицетворение создает впечатление сказочной реальности. В акростихе «Петрушка» оживают игрушки и вещи: «Тут в трамвай вошла игрушка-Развесёлый друг Петрушка! А прочитав акростих «Велосипед», мы представляем, как велосипед влетел в аптеку, а аптекарь Синяков дает ему лекарство, «как человеку от шишек, ссадин, синяков».

Акростихи Ю.Мориц очень весёлые. Комическое в них строится прежде всего на абсурдности ситуации. Например, Кок из акростиха «Кораблик» «Борща наготовит нам кок в колпаке»; «Кораблик бумажный …. плавал в морях с кораблями», а с пиратом можно расправиться, если дать ему сковородкой по башке».

 

Ю. Мориц – мастер окказионализмов, то есть «индивидуально- авторских слов, созданных поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нем существуют и использующиеся в художественном тексте, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры».

Например, в стихотворении «Петрушка» встречается необычное слово кувыркасы.

Шутки, фокусы и пляски,

Кувыркасы с бре-ке-ке,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.