Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая помощь и диагностика в семейных отношениях






Психологическая помощь в семейных отношениях представи­телям различных этнических общностей — важнейшая задача де­ятельности специалистов различного профиля, прежде всего пси­хологов, в нашей многонациональной стране. Она имеет целью повышение социально-психологической компетентности людей в строительстве и укреплении межнациональных брачных союзов и предполагает оказание психологических и других услуг.

Психологическая помощь, психокоррекция отношений между супругами — представителями разных национальностей — дело в нашей стране новое и недостаточно развитое прежде всего пото­му, что не хватает профессиональных этнопсихологов. Вместе с тем эта деятельность находит поддержку у правительственных ор­ганов и вызывает большой интерес у психологов и социологов.

Основными направлениями такой помощи являются:

· формирование, развитие и коррекция представлений о меж­национальных браках, об их своеобразии (при этом объектами психологической помощи могут являться как отдельные члены семьи, так и семьи в целом);

· предотвращение негативных психологических явлений (раз­ногласий, конфликтов, трений) в разноэтнической семье, у от­дельных ее членов или снижение ее конфликтности специальны­ми психотерапевтическими и иными средствами;

· предотвращение затруднительных социально-психологиче­ских ситуаций в различных сферах жизни и совместной деятель­ности семей, где супруги являются представителями разных этнических общностей;

· ликвидация последствий воздействия негативных психоло­гических явлений в семьях различной этнической принадлежно­сти.

Важнейшими принципами оказания психологической помощи семьям, где супруги являются представителями разных наций, должны быть:

· оказание помощи лишь по желанию супругов, прямо или косвенно об этом заявивших;

· осуществление помощи только ненасильственными спосо­бами и средствами и лишь после формирования соответствующей мотивации у членов семьи;

· проявление психологами терпения в интересах осмысления реальных трудностей семьи и оказания ей помощи;

· отказ специалиста от своих индивидуальных национальных стереотипов.

С целью достижения большей эффективности оказания помо­щи специалисты различного профиля должны проводить также психологическую профилактику и психологическое консультиро­вание членов межэтнических семей.

Главной задачей психопрофилактической работы должно быть предоставление практически здоровым людям специализирован­ной помощи с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчение острых психотравмирующих реакций, возникающих в результате адаптации к трудностям жизни в разноэтнической семье.

Основными задачами психоконсультирования в данном случае являются:

· проведение индивидуальных и групповых консультаций с лицами, обратившимися к специалисту с целью решения слож­ных жизненных проблем, приобретения психологических знаний или разрешения конфликтных ситуаций во внутрисемейных от­ношениях;

· выявление семей с повышенной напряженностью в межэт­нических отношениях и проведение с ними психоконсультатив­ной работы;

· оказание помощи супругам — представителям разных наци­ональностей в выявлении психогенных отклонений и выборе адек­ватных форм их преодоления;

· обучение обращающихся в консультацию лиц методам са­моконтроля и саморегуляции своих эмоциональных состояний.

Для оказания правильной и эффективной помощи, психокор­рекции и профилактической работы должна осуществляться спе­циальная постоянная социально-психологическая диагностика семей, где супруги являются представителями разных националь­ностей. Эта диагностика должна отвечать определенным требова­ниям:

· нормы профессиональной этики и специальная психологи­ческая компетентность людей, занимающихся этой деятельностью, должны быть очень высоки, поскольку они вторгаются в чрезвычайно интимные стороны жизни людей и при этом должны учиты­вать особенности конкретных этнических общностей (известны, на­пример, народы, информация о супружеских взаимоотношениях которых, а тем более изучение их просто недопустимы);

· необходимо грамотное, профессиональное использование методик, тестов, опросников, анкет, специально предназначен­ных для этих целей.

Все методики должны быть адаптированы к национальной спе­цифике семейных отношений, ориентированы на национально-психологические особенности членов семьи, так как совершенно недопустимо, преступно нанесение вреда семье, отдельной лич­ности как представителю той или иной этнической общности. Требуется постоянное уточнение сведений, подтверждение надеж­ности, валидности, области и доз применения методик.

Возможно несколько подходов к этнопсихологической диаг­ностике семейных отношений.

Многоуровневый подход предполагает объединение взглядов раз­ных школ в общую диагностическую схему и увязку анализа и коррекции многообразных сторон жизнедеятельности семьи. При разработке диагностических схем главное внимание сосредоточи­вается на вопросе, какую именно этнопсихологическую инфор­мацию о семье и в какой последовательности необходимо полу­чить [130].

Все схемы в этом случае нацеливаются на получение двух ви­дов данных о семье. Во-первых, сведения о семье, которые нужны при работе с ней в зависимости от того, какой национальности семья и с какой целью изучается. Во-вторых, сведения о семьях с этнодифференцированным составом.

Проблемный подход предполагает выявление этноспецифических «слабых мест» семейных отношений и учитывает:

· совокупность трудностей, отражающих развитие семьи; спе­цифику семейных отношений в рамках «родители — дети» и «бра­тья— сестры»;

· национальное своеобразие интеграции членов в семье, на­рушений во взаимоотношениях семьи с окружающим миром.

Факторный подход ориентирует на диагностические схемы, ос­новные параметры которых выявляются путем факторного анали­за, т. е. метода математической статистики. Он позволяет получать максимально полную информацию о семье.

При этнопсихологической диагностике семейных отношений требуется соблюдение определенных правил и норм.

Во-первых, необходимо стремиться к полноте информации, а также к преодолению барьера интимности, который свойствен каждой семье, тем более национально своеобразной. С этой целью исследователь должен на более или менее длительное время при­соединиться к семье, а для этого ему надо не только уметь снять с членов семьи излишнюю настороженность, возвратить ее на уро­вень привычного, фонового состояния, но и адаптироваться к их национальным традициям и привычкам, образу поведения и дея­тельности. Все это может достигаться профессиональной компе­тентностью исследователя, надежностью сохранения им профес­сиональной тайны, умением бесконфликтно обсуждать самые щекотливые проблемы жизни и быта представителей конкретных этнических общностей.

Во-вторых, требуется постоянное восполнение психологи­ческой информации о семейных отношениях. Для этого должны использоваться технические средства, позволяющие увидеть «сво­ими глазами» происходящее «за кадром». Необходимо также тща­тельное обобщение результатов исследований, поступающих из различных источников, плюс их компетентный анализ.

В-третьих, для решения проблемы разбросанности данных и их чрезвычайного разнообразия требуется создание специаль­ных экспериментальных ситуаций, позволяющих изучить поведе­ние представителей той или иной этнической общности.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте национальную специфику семейных отношений.

2. Раскройте основные принципы психодиагностики семейных отно­шений представителей разных наций и народов.

3. Что такое психологическая помощь представителям моно- и разно-этнических семей?

4. Расскажите об основных задачах психоконсультирования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.