Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи этнической психологии как науки






Этническая психология как отрасль научных исследований имеет свои конкретные задачи:

1) всестороннее осмысление и обобщение данных о факторах и источниках формирования национально-психологических осо­бенностей представителей конкретных этнических общностей; вы­явление на этой основе специфики социально-политического, эко­номического, исторического и культурного развития наций и на­родов, определившей в итоге своеобразие зарождения, развития и функционирования их психологии;

2) изучение специфики мотивационно-фоновой сферы наци­ональной психики людей с целью анализа и обобщения своеоб­разия проявления и соотношения мотивационных и других по­добных качеств (например, деловитости, инициативности, сте­пени усердия и т.д.), определяющих важнейшие показатели эф­фективной деятельности и специфики поведения людей как представителей конкретных этнических общностей;

3) исследование национально дифференцированных характе­ристик интеллектуально-познавательной активности людей кон­кретной национальности, проявляющихся в своеобразно функ­ционирующих в ходе трудовой и другой деятельности степени при­верженности логике, глубине абстрагирования, скорости мысли­тельных операций, организации интеллектуальных процессов, глу­бине восприятия, полноте и оперативности представлений, кон­центрации и устойчивости внимания и других качествах;

4) анализ и выявление закономерностей функционирования и протекания национальных чувств, их динамики и содержания; организацию исследований специфики выражения эмоций и эмо­ционального поведения представителей конкретных этнических общностей и обобщение полученных результатов с целью конста­тации закономерностей их эмоциональной жизни;

5) изучение специфики своеобразных установок на волевую активность, функционирующих в национальной психике того или иного народа или нации; выявление на этой основе устойчивости и специфики протекания волевых процессов, своеобразия прояв­ления волевых усилий, которые оказывают влияние на поведе­ние, действия и поступки представителей нации;

6) исследование своеобразия проявления коммуникативной сферы национального психического склада людей, функциони­рующей в виде специфических форм взаимодействия, общения и взаимоотношений и оказывающей влияние на характер протекания социально-психологических процессов в группах и коллективах, их иерархию, традиции и нормы поведения;

7) сравнительное (кросскультурное) изучение этнопсихологических особенностей различных народов мира с целью выявления наиболее общих закономерностей функционирования и проявления национальной психики, а также разработки содержания и методик составления психологических характеристик их пред­ставителей;

8) выявление отличительных национальных черт психологии различных классов, слоев и конфессиональных групп общества в конкретных государствах с целью изучения и обобщения законо­мерностей (национальных, политических, социологических, куль­турных и др.) их развития и функционирования;

9) изучение влияния этнического сознания и самосознания на национально-психологические особенности людей, на их миро­понимание, социальные позиции и ценностные ориентации;

10) обоснование важнейших направлений учета и использова­ния национально-психологических особенностей людей в инте­ресах повышения эффективности политической, воспитательной, просветительской, социальной, культурно-массовой и консультативно-коррекционной работы с ними;

11) исследование национально-психологических предпосылок совершенствования содержания и качества организации и осуще­ствления трудовой, учебной, воинской и других видов деятельности представителей конкретных этнических общностей;

12) выработку практических рекомендаций для руководителей предприятий, представителей других административно-хозяйствен­ных кадров, педагогических работников с целью совершенствования ими управления и руководства многонациональными трудо­выми, производственными и учебными коллективами;

13) всестороннее изучение специфики психологии многочис­ленных наций и народностей нашей страны, социально-психоло­гических условий и своеобразия межнациональных отношений в различных ее регионах, форм экономического, политического и культурного сотрудничества между нациями и народностями;

14) социальное и психологическое прогнозирование развития политических, национальных и других процессов в разных регио­нах нашей страны и в других государствах на основе учета специ­фики психологии представителей различных этнических общно­стей, ее влияния на характер, содержание и специфику обще­ственной жизни.

Решение задач, стоящих перед этнопсихологической наукой в России, может достигаться разными способами.

Во-первых, безусловно необходимо дальнейшее осуществ­ление планомерной и тщательной разработки теоретических и методологических проблем этой отрасли знаний, обобщение и развитие уже накопленного в этой области отечественного и зару­бежного опыта.

Во-вторых, широкие возможности в исследовательской де­ятельности этнопсихологов у нас в стране предоставляет изучение национально-психологических особенностей представителей большого количества разнообразных этнических общностей на­шего государства, одного из самых полиэтнических в мире. Его народы существенно различаются по своей численности, эконо­мике, культуре, традициям и психологии.

Исследование последней велось совершенно недостаточно, тормозилось в годы культа личности и период застоя. И если бы в XX в. своевременно и всесторонне осуществлялись изучение и учет национально-психологических особенностей, принималась во внимание специфика их влияния на все стороны жизни и дея­тельности представителей различных этнических общностей на­шей Родины, многие трудности, свойственные межнациональ­ным и внутринациональным отношениям сегодня, могли бы быть преодолены гораздо легче. Сегодня долг всех ученых России, и не только этнопсихологов, состоит в том, чтобы изучить, обобщить и точно описать национально-психологические особенности на­ций и народностей, проживающих у нас, и тем самым способ­ствовать решению многих национальных проблем, развитию друж­бы и взаимопомощи людей разной этнической принадлежности.

В-третьих, решение ряда задач этнической психологии мо­жет осуществляться в сотрудничестве с другими науками, с кото­рыми она тесно связана, так как имеет сходный объект — явле­ния, происходящие среди людей, в процессе их взаимодействия и общения и затрагивающие их психику.

Совместно с этнологией (этнографией) этническая психология должна накапливать информацию и осуществлять изучение и ос­мысление национальных особенностей поведения, действий и поступков, традиций и обычаев представителей различных этни­ческих общностей.

Без помощи философии и социологии этнопсихологи не могут достичь методологической и теоретической точности в интерпре­тации сущности и содержания национально-психологических фе­номенов.

При научной поддержке исторической науки этнопсихология должна правильно осмысливать факторы и условия, определив­шие специфику формирования и развития явлений, которые она изучает.

В свою очередь, политическая психология (от греч. politike – искусство управления государством + psyche — душа + logos — наука, учение) – отрасль знаний, изучающая психологическое своеобразие протекания политических процессов в обществе и их воздействие на сознание и поведение людей, может помогать эт­нопсихологам отслеживать формы проявления национально-псиологических особенностей представителей различных наций и на­родностей нашей страны в различных видах политической деятельности, давать им трезвую оценку, анализировать «политический смысл» их влияния на поступки и поведение людей, система­тически и всесторонне обобщать результаты исследований соци­ально-политических условий и морально-психологического фона сотрудничающих или противоборствующих друг с другом сторон и на этой основе делать долгосрочные политические прогнозы обстановки в тех или иных национальных регионах России (и за рубежом).

Этническая психология совместно с политической психологи­ей может заниматься анализом социальных явлений, возникаю­щих в обществе, тщательно фиксируя:

· какие национально-психологические особенности влияют на общие тенденции развития политического сознания представите­лей той или иной этнической общности, каковы могут быть фор­мы их анализа и учета при различных обстоятельствах;

· какие потребности, мотивы и ценностные ориентации жи­телей того или иного национального региона имеют свои специ­фические этнические особенности, своеобразие функционирова­ния которых существенно влияет на формы проявления самосоз­нания данного народа в процессе политической активности;

· находятся или нет эти потребностно-мотивационные ком­поненты национальной психологии в противоречии с функцио­нирующими в общественном сознании, традиционно формируе­мыми нормами политического и межнационального взаимодей­ствия между людьми;

· какие познавательно-интеллектуальные составляющие на­ционального самосознания представителей конкретных наций должны приниматься во внимание при совместной политической деятельности и как они проявляются при том или ином развитии политических процессов в регионе;

· каковы механизмы защиты политического самосознания представителей конкретных этнических общностей от проявле­ний национализма и шовинизма в ходе межнационального обще­ния;

· существуют ли конкретные национально-психологические предпосылки для повышения эффективности интернационально­го воспитания, которые могут учитываться в ходе политической деятельности в конкретных национальных регионах.

Участвуя в деятельности по изучению политического самосоз­нания людей разной национальной принадлежности в нашей стра­не, этнопсихологи, в свою очередь, предоставляют политичес­ким психологам по мере необходимости конкретные методики и общую методологию анализа психологических явлений, адапти­руют их к своеобразию изучаемых политических феноменов.

Этническая психология должна решать свои задачи и во взаи­модействии с педагогической наукой, изучающей закономерности воспитания и обучения людей.

С одной стороны, воспитательная работа среди представите­лей различных наций и народов имеет свою специфику. Нацио­нально-психологические особенности являются тем фундаментом, на котором и зиждется эта специфика, поскольку она лежит в основе поведения и поступков конкретных людей, национально своеобразного восприятия педагогических воздействий. Эти фак­торы прежде всего и нужно учитывать воспитателю. Вооруженный знанием национальной психологии, он может и должен находить наиболее весомые аргументы, способствующие повышению каче­ства воспитательной деятельности.

С другой стороны, обучение людей различной этнической при­надлежности требует учета закономерностей проявления их наци­ональной психики, поскольку они влияют на восприятие и усвоение получаемых знаний, на степень эффективного приспособле­ния учащихся к педагогическому процессу и т.д.

Этнопсихология вместе с педагогикой в то же время конкрет­но исследуют:

· специфику восприятия воспитательных и учебных воздей­ствий представителями конкретных национальных общностей;

· своеобразие содержания воспитательных мероприятий и их влияния на личность с учетом исторического опыта педагогичес­кой деятельности у различных наций и народностей;

· особенности адаптации людей той или иной национально­сти к воспитательным и учебным мероприятиям, осуществляе­мым политическим руководством, пропагандистами, воспитате­лями и учителями в различных условиях общественного развития;

· эмоционально-экспрессивную сферу проявления националь­ной психологии у представителей конкретных этнических общно­стей в процессе восприятия воспитательных воздействий и учеб­ной деятельности;

· своеобразие проявления конфликтных отношений в ходе вос­питательного воздействия и в учебном процессе у различных на­ций и народностей;

· конкретные формы, способы коммуникативного педагоги­ческого и учебного взаимодействия, сложившиеся в ходе истори­ческого и культурного развития тех или иных этнических общно­стей;

· результативность воспитательной и учебной деятельности в национальных регионах в зависимости от применяемых методов психологического воздействия на людей той или иной националь­ности.

Собственно сотрудничество между этнопсихологией и педаго­гикой давно уже осуществляется. Например, педагоги на основе учета национально-психологических особенностей выработали ряд этнопедагогических принципов: принцип этнопедагогического де­терминизма воспитательных воздействий, предполагающий, что воспитание обязано всегда ориентироваться на такие педагогические мероприятия, которые были бы понятны представителям данной национальной общности, соответствовали ее историче­ски сложившимся традициям, привычкам и учитывали бы влияние на этот процесс национально-психологических особенно­стей, сложившихся под воздействием специфики социально-по­литического, экономического и культурного развития; принцип единства национального сознания и национально своеобразной педа­гогической деятельности, предусматривающий, что активность воспитателя может быть достаточно эффективной только в том случае, если она учитывает те нравственные ценности и ту специ­фику мировосприятия воспитанника, которые сложились под вли­янием национального самосознания представителей данной эт­нической общности, сформировавшегося в ходе исторического развития; принцип воспитания в условиях специфической жизни и труда в соответствии с национальным идеалом, диктующий осу­ществление всего комплекса воспитательных мероприятий в про­цессе национально специфической жизни и труда в соответствии с национальными традициями; принцип индивидуального и диффе­ренцированного подхода к воспитанию представителей каждой на­ции, предусматривающий учет не только общенациональных осо­бенностей личности, но и сугубо индивидуальных характеристик, свойственных конкретным людям и их группам; принцип развития адаптационных возможностей к воспитательным воздействиям, с одной стороны, предполагающий наличие определенных трудно­стей в восприятии педагогических воздействий воспитателя, осо­бенно тогда, когда он является представителем другой националь­ности, и с другой — оставляющий перспективы для приспособ­ления к этим трудностям, так как сам воспитатель и его воспи­танники могут со временем усовершенствовать свое взаимодей­ствие и общение [247].

Наконец, особую роль должна сыграть этнопсихология в форми­ровании культуры межличностных отношений, которая представ­ляет собой совокупность мировоззренческих, нравственных, эс­тетических ценностей нашего общества, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе общения представителей различных наций. Этнопсихология, исследуя вместе с другими на­уками психологическое содержание составных элементов культу­ры межнациональных отношений, может приходить к значимым научным выводам относительно путей повышения эффективнос­ти деятельности по формированию доверительности, согласия, взаимопомощи во взаимоотношениях представителей конкретных этнических общностей.

Осуществляться все это должно на базе тщательного изучения и всестороннего анализа содержания и направленности взаимо­действия представителей различных этнических общностей, выявления негативных установок в ходе различного рода контактов людей той или иной национальной принадлежности, определе­ния путей и средств выхода из конфликтных ситуаций, возника­ющих в разных национальных регионах.

Роль и значение этнической психологии все более возрастают на современном этапе развития нашего государства. В сегодняш­них условиях развала прежних национальных отношений, разно­гласий между населяющими Россию этническими общностями, небывалого роста национального самосознания ее народов изуче­ние и учет закономерностей проявления и функционирования национально-психологических особенностей людей, определяю­щихся национально специфическими потребностями, интереса­ми, ценностными ориентациями и кардинально влияющих на все стороны жизни и деятельности народов, их взаимодействия и со­трудничества, приобретают новый важный смысл, требуют при­оритетного внимания со стороны всех категорий населения и ру­ководства страны. В этих условиях этнопсихология должна разви­ваться не спонтанно и хаотически, как это часто случалось раньше, а целенаправленно и закономерно, на основе устойчивых представлений о ее сущности и источниках развития, в соответ­ствии с потребностями общества, политических, экономических и других отношений, в результате взаимных усилий и исследова­ний представителей многих отраслей знаний.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Чем обусловлено возрастание роли и значения этнопсихологичес­ких знаний и исследований в современных условиях?

2. Дайте определение этнопсихологии как науки.

3. Дайте характеристику основных взглядов на предмет этнопсихоло­гии.

4. Охарактеризуйте методологические принципы подхода к понима­нию сущности этнопсихологических явлений.

5. Каковы задачи этнопсихологии как науки?

6. Покажите взаимосвязь этнопсихологии с другими науками.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.